14
15
Е/ЧЬСТАВИМОпасный поворот плюс слишком большая скорость, скользкий участок, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса — можно назвать множество причин, которые иной раз даже опытных водителей приводят к аварии. Увы, порой самое строгое и точное выполнение всех правил не может гарантировать от какого-то «ЧП». Поэтому необходимы в автомобиле устройства, которые защищают водителя и пассажиров от тяжелых травм, если машина перевернулась, столкнулась с неподвижным или с движущимся предметом. В саму конструкцию современного легкового автомобиля заложена идея максимальной защиты людей в салоне от последствий аварии. Это легко сминающиеся крылья, капот и крышка багажника при жесткой конструкции салона, уходящий под днище автомобиля при лобовом ударе двигатель, энергопоглощающие бамперы, «складывающийся» руль, подголовники, ремни безопасности. Ремни безопасности — о них мы и хотим поговорить сегодня в нашем «Клубе». Пока это, пожалуй, наиболее действенное и универсальное средство защиты автомобилиста от опасности травм при любых авариях. Примерно на 80 процентов уменьшается вероятность тяжелых последствий столкновений или опрокидывания для тех, кто пользуется ремнями. Да и простота установки и пользования имеет немаловажное значение. Во многих странах мира автомобиль, не оборудованный ремнями безопасности, не допускается к эксплуатации, а выезд с непристегнутым водителем или пассажиром карается дорожной полицией. В ближайшие год-два такие правила станут обязательны ив нашей стране. Производство ремней освоено на таллинском заводе жестяных изделий «Норма» и на одном из предприятий в Клайпеде. Ремни в комплекте с крепежными деталями уже начали поступать в продажу. На новых моделях машин имеются места крепления для стандартных «трехточечных» ремней, и установка их не представляет труда. А как быть владельцам автомобилей прежних лет выпуска, на которых такие места не были предусмотрены? Сегодня мы ведем разговор об оснащении ремнями автомобилей АЗЛК (и соответственно «москвичей—412» ижевского завода). В дальнейшем планируем рассказать об особенностях оборудования «Запорожца» и ГАЗ—21. По нашей просьбе задачу установки ремней безопасности на старом «Москвиче» решил начальник бюро безопасности ОГК автозавода имени Ленинского комсомола Виктор Владимирович ИВАНОВ. Ему и предоставляем слово. 14 Прежде несколько слов надо все-таки сказать об установке ремней безопасности на автомобилях АЗЛК, которые начиная с 1970 года имеют специальные точки для их крепления. Эта операция, как правило, не составляет труда: в комплект ремней входят все необходимые крепежные детали. Нужно только не спешить и разобраться в инструкции, которая также входит в комплект. Сначала найдите точки на кузове машины, в которых приварены бонки со специальными гайками. Первая — на средней стойке кузова, под декоративной накладкой. Сняв ее, вы увидите отверстие с резьбой примерно на высоте уха сидящего за рулем человека среднего роста. Нижние точки находятся : одна под декоративной накладкой порога пола примерно в 70—80 мм сзади шарнира спинки максимально отодвинутого назад переднего сиденья, другая — на наклонной стенке тоннеля пола напротив точки крепления на пороге. Подняв задний ковер вместе с теплоизоляцией, вы найдете эту точку, закрытую заглушкой. Аналогично определяются места крепления ремня другого переднего сиденья. Когда точки определены, можно пробить отверстия в обивке стойки ив ковре. При этом руководствуйтесь правилом «семь раз отмерь...» Диаметр отверстий советую выбрать 12 мм, так как обивка эластична. Особое внимание обратите на состояние резьбы в местах крепления. Дело в том, что в этих точках она имеет на «Москвиче» размер 7/16"—20UNF, то есть 7/16 дюйма и шаг 20 ниток на дюйм. Это международный стандарт для крепления ремней безопасности. Такая странная размерность выбрана, чтобы невозможно было воспользоваться случайным болтом, а лишь специальным, с гарантией достаточной прочности. Поэтому будьте аккуратны и внимательны — восстановить испорченную резьбу в приваренной бонке практически невозможно. Ремни «Норма» комплектуются болтами с дюймовой резьбой, а клайпедские — как с дюймовой, так ис метрической М10 (такая резьба применяется в точках крепления «Волги»). Покупая ремни, убедитесь, что они укомплектованы нужным образом, ведь болт М10, естественно, не подойдет к «Москвичу». Теперь рассмотрим случай, когда ваш автомобиль не имеет гнезд для крепления ремней. Как сделать их? Первая задача — найти координаты точек. Это серьезное дело: ошибка может быть причиной травм при аварии. На рис. 1 показаны основные координаты этих точек. Верхняя, так называемая «глазная», —• на средней стойке, примерно на уровне вашего глаза. Владельцам «москвичей»РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИНижние — одна на тоннеле пола, другая — на полу, рядом с порогом. При таком «домашнем» оборудовании автомобиля можно отказаться от резьбы 7/16"—20UNF. Вполне достаточна (в смысле прочности) М12Х1.25 для нижних иMllXl для верхней точек. При этом все болты, гайки и специальные усилительные шайбы нужно изготовить из стали 40Х (рис. 2 и 3). Сразу предупреждаю, соблазнительная идея «перерезать» штатный болт 7/16" на размер МПXI должна быть отвергнута : вы не только неисправимо повредите кадмиевое покрытие болта, но и вызовете множество микротрещин металла. Как же идет монтаж? В найденной «глазной» точке стойки (помните о правиле «семь раз отмерь...») просверлите отверстие диаметром 15 мм и установите в него пустотелую специальную трубчатую гайку (см. рис. 2, а) с внутренней резьбой. На ее полукруглой головке — углубления, чтобы двумя штырьками удерживать гайку при затяжке болта (могут быть и другие решения : шлиц под отвертку, лыски для ключа и т. п.). Затем поставьте декоративную накладку и соберите узел, как показано на рис. 4. Под хромированную головку трубчатой гайки рекомендую поставить тонкую резиновую шайбу — для герметизации отверстия. Нижние крепления проще. Разметьте отверстие в полу по возможности ближе к порогу, не забывая при этом, что нужно будет разместить еще и 50-миллиметровую шайбу-усилитель (см. рис. 3, б). Порядок расположения деталей этого узла показан на рис. 5. А на рис. 6 показан в разрезе узел крепления ремня на тоннеле пола. Как видите, и это крепление достаточно просто. Еще раз напоминаю, что совершенно обязательная деталь в обоих этих узлах — усилительная шайба (см. рис. 3, б). Несколько слов о выборе модели ремней. Для «москвичей» «408» и «412», выпущенных после октября 1967 года, на которых начали ставить раздельные передние сиденья, подойдут любые трехточечные ремни. Для машин более ранних лет производства, с цельной подушкой переднего сиденья, ремни «Норма» модели РБ5 с жесткой тягой замка не годятся. Тягу нельзя правильно установить — мешает подушка. Поэтому подойдут только ремни без жесткой тяги. В этом случае ленту с замком можно пропустить между спинками поверх подушки. Такие ремни у нас производят в Клайпеде. Подойдут и ремни «Норма» модели РБ6, которые предназначены для задних сидений, а такясе ремни зарубежных фирм, если они без жесткой тяги.3'15