Шаги пятилетки1975-й, ЗАВЕРШАЮЩИЙавтомобильной А. РУХАДЗЕ, заместитель министра промышленности СССР Советский народ вступил в завершающий год пятилетки, в самый ответственный ее этап. От успехов народного хозяйства в 1975 году зависит общий итог девятой пятилетки, выполнение сформулированной в Директивах XXIV съезда КПСС ее главной задачи, которая «состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда». Творческий поиск миллионов тружеников, небывалый размах соревнования за выполнение и перевыполнение плановых заданий сделали минувший год пятилетки годом ударного труда. Итоги 1974-го дали новое подтверждение реальности выдвинутой XXIV съездом КПСС социально-экономической программы, которая успешно претворяется в жизнь. В трудовой поступи тех, кто рапортовал о досрочном выполнении плана определяющего года пятилетки, был четко слышен шаг автомобилестроителей, к о торые по праву могут гордиться тем, что их отрасль теперь в числе передовых по темпам развития и техническому уровню производства. Девятая пятилетка — самая яркая страница в истории советской автомобильной промышленности, отметившей в конце 1974 года свой полувековой юбилей. Именно в девятой пятилетке счет пошел на миллионы выпускаемых машин. Именно в девятой пятилетке развернулось строительство КамАЗа — комплекса предприятий, которому не будет равных в мировом автомобилестроении. Наконец, в девятой пятилетке в кратчайшие сроки был выведен на проектную мощность Волжский автомобильный завод, ставший сегодня образцовым по организации производства и труда, по качеству выпускаемых автомобилей, завоевавших популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. У гиганта в городе Тольятти уже позади полуторамиллионный автомобиль марки ВАЗ. Сегодня его машины составляют у нас почти половину парка легковых автомобилей и экспортируются в 30 стран мира. За четыре года пятилетки в стране построено еще несколько заводов автомобильного профиля на базе передовой техники и технологии производства,2обеспечено техническое перевооружение предприятий. На завершающем этапе пятилетки, в 1975 году предстоит удвоить (по сравнению с 1970-м) производство автомобилей в целом, увеличив выпуск легковых машин в 3,8 раза. Очень многое для этого сделано в минувшем году. План был выполнен в автопромышленности досрочно по всем показателям, а 40 процентов предприятий в канун 1975 года выполнили задание по росту производительности труда, определенное на всю пятилетку. Высокие темпы объясняются все возрастающим значением автомобиля вжи зни нашего общества, темпами автомобилизации, растущим благосостоянием трудящихся. Чтобы оценить эти темпы, вспомним, с чего мы начинали пятилетку. В 1970 году каждые четыре рабочих минуты давали стране 15 автомобилей. Подводя итоги работы за четыре года, министр автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасов сказал в своем выступлении перед телезрителями, что сегодня у нес каждые 12 секунд выпускается легковой автомобиль, каждые 24 секунды — грузовик и каждые четыре минуты — автобус. Иначе говоря, теперь каждые четыре минуты дают стране не 15, а 31 автомобиль! За этими цифрами — широко осуществляемая программа ускорения научнотехнического прогресса на предприятиях, оснащение их прогрессивным оборудованием и внедрение современных технологических процессов. Эффект от этого комплекса нововведений огромен. Один только пример. Если раньше делали 2500 шестерен за смену, то теперь их выпускают 3—3,5 тысячи в час. Передовая технология коснулась не только механообработки. Внедрены новые технологические процессы сварки, окраски, литья, штамповки. Д о стигнут высокий уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов. Этими мерами обеспечено не только увеличение выпуска продукции, но и повышение ее качества. Автомобили выпуска 1974 года — это более долговечные, надежные, комфортабельные машины. Если взять один только показатель — пробег до капитального ремонта, то сегодня он выше, чем в 1970 году, у ЗИЛ—130 на 70%, у ГАЗ—53А — на 25% и у МАЗ—500 — на 12% и увеличен соответственно до 300 000, 150 000 и 180 000 километров. Что касается легковых автомобилей, то, скажем, «Волга» ГАЗ—24 на 25% долговечнее, чем ее предшественница ГАЗ—21. Совершенствуя выпускаемые модели, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации и удостоенные государственного Знака качества, автомобилестроители продолжали создавать новые машины. В 1974 году были закончены опытноконструкторские работы по газобаллонным грузовикам и автобусам, по автомобилю КамАЗ—5320, автопоездам МАЗ грузоподъемностью 28—30 и 36—40 тонн. Подготовлены для испытаний опытные образцы самосвала МАЗ—5551 (8,5 тонны), «Урала—375Д» с дизельным двигателем (210 л. с ) , автопоезда грузоподъемностью 21 тонна в составе тягача МАЗ—5432 и полуприцепа МАЗ—9397. Одновременно заводы занимались мо дернизацией основных типов базовых автомобилей и двигателей. В одном только минувшем году освоено производство трехосных МАЗ—514, самосвалов-углевозов БелАЗ—7510 (27 тонн) и БелАЗ—7525 (40 тонн). Волжский завод начал выпуск четвертой своей модели — легкового автомобиля ВАЗ—21011. Автомобилестроители успешно выполнили и перевыполнили многие важные пункты социалистических обязательств, принятых на четвертый год пятилетки, и прежде всего по росту производительности труда. На Обращение ЦК КПСС к партии, к народу автомобилестроители ответили новым подъемом трудовой и политической активности. Завершающий год пятилетки потребует еще больше усилий, напряженного труда, Ко всем нам прямое отношение имеют слова, сказанные Л . И. Брежневым на декабрьском Пленуме ЦК КПСС: «В 1975 году перед страной стоят задачи, имеющие огромное экономическое, политическое и международное значение. Надо поднять всю партию, весь народ на их решение, воодушевить партийный актив, добиться того, чтобы борьба за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана стала глубоко внутренней, личной потребностью каждого коммуниста, каждого труженика». Решению этих задач в автомобильной промышленности должно быть подчинено широкое распространение одобренного Центральным Комитетом КПСС положительного опыта объединения «Автодизель» и кременчугского автозавода в повышении качества продукции, а также положительного опыта ЗИЛа, старейшего автомобильного завода страны, инициатора и организатора социалистического соревнования за ускорение внедрения в производство достижений науки и техники и увеличение на этой основе мощностей по выпуску продукции высокого качества. В целом производство автомобилей на предприятиях нашего министерства (не считая других) предусматривается довести до 1 782 971, что по сравнению с 1974 годом даст общий прирост на 5,8%. Из чего складываются эти цифры? Выпуск грузовиков увеличится на 25 200 в результате завершения реконструкции и освоения новых производственных мощностей на действующих заводах. Прирост в группе легковых автомобилей составит 66 460, или 6,8%- Здесь ведущее производство — Волжский автомобильный завод, который в 1974 году вышел на проектную мощность 2230 машин в сутки. Особое внимание в завершающем году пятилетки уделяется освоению выпуска новых моделей автомобилей. Помимо тех машин, о которых мы уже упомянули, конструкторы работают над семейством легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ, над новыми моделями «жигулей», в том числе ВАЗ—2121 повышенной проходимости, а для «Волги» ГАЗ—24 готовится форкамерный двигатель. В планах конструкторов — и совершенно новые машины, отличающиеся архитектурными формами, высокими скоростями, бог.ее безопасные иком фортабельные. Что же касается грузовых автомобилей, то здесь наиболее важным заданием является дальнейшая разработка автомобилей семейства КамАЗ. Минский завод продолжает совершенствовать семейство МАЗов большой грузоподъемности. Интересны разработки грузовиков с дизельным двигателем — над ними трудятся в Миассе и Кутаиси. Уральцы, кроме дизельного «Урала—375Д», проектируют модели «Урал—379» и «395» (5 и 8,5 тонны). Большие работы идут в Жодино, где создаются новые гигантские машины. В ближайшее время здесь приступят к выпуску самосвалов БелАЗ—549 (75 тонн) с электрической трансмиссией и моторколесами. На ЗИЛе, в новом сборочном корпусе начнется производство трехосной модели «133Г1». В Елгаве, на новой территории завода РАФ будут осваиваться автобусы модели «2203». В области капитального строительства важнейшей задачей в 1975 году является завершение работ по вводу пускового комплекса первой очереди КамАЗа. Нет нужды говорить здесь о значении смежников в автомобилестроении. Этой теме были уже посвящены специальные статьи. Сейчас отметим, что сегодняшние смежники — поставщики комплектующих изделий — это крупные современные предприятия, оборудованные по последнему слову техники, — под стать автозаводам, потребляющим их продукцию. Сеть смежников все время расширяется. В завершающем году продолжается развитие таких предприятий, как «Автоприбор» в городе Владимире, завод осветительной арматуры в Вязниках, а также строительство ряда новых заводов. Таким образом, как бы много ни было сделано за четыре предшествующих года пятилетки, в пятом году автомобильная промышленность будет наращивать темпы производства и одновременно совершенствоваться. Машиностроение, частью которого является автомобильная промышленность, вновь названо в планах 1975 года отраслью, определяющей технический прогресс в народном хозяйстве. Основа для успешного завершения обширного плана в автомобилестроении — высокий уровень производства, рост производительности труда, важнейший источник которого — социалистическое соревнование на предприятиях, сотрудничество ученых и производственников. Год 1975-й означает для нас, автомобилестроителей, новый шаг вперед.Кременчугский автомобильный завод. Сборка грузовиков на новом главном конвейере. Фото Н. Максимова