лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 14—21О безопасности движенияна международном уровнеВ мае в Алма-Ате состоится первая научно-техническая конференция стран — членов СЭВ по проблемам безопасности дорожного движения. Этот международный форум соберет специалистов министерств и ведомств, работников научно-исследовательских и проектноконструкторских учреждений, высших учебных заведений. На пленарных заседаниях ив секциях они обсудят наиболее актуальные научно-технические вопросы безопасности движения на дорогах сотрудничающих стран и примут рекомендации. Эта конференция — еще одно выражение активно развивающегося содружества и плодотворного экономического сотрудничества социалистических стран. Они убедительно демонстрируют высокую динамичность развития народного хозяйства, постоянный рост жизненного уровня населения. Одним из условий и проявлений этих процессов является значительное развитие транспорта, в частности автомобильного. Достаточно сказать, что в странах — членах СЭВ в период между 1960 и 1973 гг. производство грузовых машин возросло на 87 процентов, а выпуск автобусов — в 3,15 раза. За это время перевозка всех грузов автотранспортом общего пользования увеличилась в 2,7 раза, а пассажиров — почти втрое. Последние годы характеризуются еще более бурным ростом мощностей автомобильной промышленности, активизацией дорожного строительства, большими усилиями по совершенствованию ор ганизации работы автомобильного транспорта. Темпы дорожного строительства в ряде стран — членов СЭВ пока еще отстают от темпов производства автомобилей. Развитие автомобильного транспорта происходит в условиях недостаточно густой дорожной сети, часть которой не полностью соответствует современным требованиям. При таких обстоятельствах обеспечить безопасность движения без снижения скорости и эффективности автотранспорта проблема довольно сложная. Для ее решения нужна система мероприятий, в том числе устранение на до рогах опасных мест, внедрение средств 14 пассивной безопасности в конструкции автомобилей, повышение уровня подготовки и трудовой дисциплины водителей, активная пропаганда правил движения в прессе, по радио и телевидению, изучение их в школе. Этими вопросами занимается Постоянная комиссия СЭВ по транспорту, цель которой способствовать дальнейшему расширению экономических связей между странами — членами СЭВ и планомерному развитию транспорта. Особое внимание комиссия обращает на обеспечение безопасности движения, что нашло отражение в ряде документов по организации труда водителей, занятых международными перевозками, в разработке технико-эксплуатационных требований к подвижному составу, в рекомендациях по стандартизации сооружений и обустройства дорог. Для более тесной координации таких мероприятий Постоянная комиссия СЭВ создала в 1972 году в рамках секции № 4 по автомобильному транспорту и шоссейным дорогам рабочую группу по безопасности дорожного движения, утвердила ее руководителем начальника Управления Госавтоинспекции МВД СССР В. В. Лукьянова и одобрила программу работы. Главной целью группы является со действие повышению уровня безопасности дорожного движения в странах — членах СЭВ на основе обмена опытом работы, дальнейшей координации научных исследований в этой области, производству и внедрению современных технических средств и методов организации движения. Предусматривается разработка ряда других важных и актуальных проблем. Группа начала свою деятельность с подготовки «Обобщенной информации о системе обеспечения безопасности дорожного движения в странах — членах СЭВ», где были собраны данные о структуре и функциях организаций, координирующих деятельность в каждой стране, о работе в этом направлении научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений и организаций, о формах участия страховых обществ в обеспечении безопасности до рожного движения, о методах пропаганды и по ряду других важных вопросов. Одним из них является единообразие правил движения. Учитывая, что в ряде стран — членов СЭВ имеются специфические особенности в правилах и дорожных знаках, рабочая группа пришла к выводу о необходимости издания для водителей, занятых международными перевозками, специального справочника. Он будет разработан в этом году. В прошлом году группой была подготовлена обзорная информация по определению критериев для введения различных режимов регулирования движения с учетом его интенсивности идо рожных условий. На этой основе предполагается разработать соответствующие рекомендации. Кроме того, группа сделала обзор действующих методов и технических средств, позволяющих выявлять нарушения правил движения, подготовила предложения по техническому оснащению милиции, улучшению форм и методов пропаганды правил и безопасности движения. Сейчас разрабатываются предложения по специализации и кооперации производства современных технических средств управления движением, готовится проект рекомендаций по совершенствованию методов и форм обучения правилам населения, в том числе детей. Эффективность мероприятий такого характера может быть обеспечена только при условии широкого развертывания научных исследований. Поэтому в проекте плана научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ воб ласти транспорта на 1976—1980 гг. предусматривается разработка ряда тем, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, и в частности подготовка требований к средствам ре гулирования, изучение влияния дорожных условий и элементов дорог на безопасность движения и исследование специфических условий в городах. Многое предстоит уточнить и решить на первой научно-технической конференции по проблемам безопасности движения, которая, как уже было сказано, состоится в нашей стране. Решено, что такие конференции будут проводиться один раз в четыре года поочередно в странах — членах СЭВ. Одновременно будут развернуты международные выставки современных технических средств, плакатов и фильмов. Организуется такая выставка и на первой конференции в Алма-Ате. Состав участников конференции свидетельствует о том, что решение проблемы безопасности дорожного движения в странах — членах СЭВ становится делом не только транспортников и специальных органов, но и всех министерств и ведомств, связанных с обеспечением благоприятных условий работы автомобильного транспорта, развитием сети дорог, выпуском соответствующих средств регулирования движения, химических материалов, подготовкой кадров. Объединенными усилиями можно успешнее решить эту проблему большой социальной важности — сохранить жизнь сотням тысяч людей и ликвидировать тяжелые последствия аварийности на дорогах. М. ГРИГОРЕНКО, эксперт отдела транспорта Секретариата СЭВ