Страничка мотоциклистаПлюс коляскаНа чем легче ездить — на мотоцикле с коляской или без нее? — такой вопрос часто задают мотолюбители, которым еще не представилась возможность сравнить эти машины. Некоторым новичкам кажется, что третья опора, которую получает мотоцикл после присоединения коляски, не только улучшит устойчивость, но и значительно облегчит управление. Если же спросить об этом опытных мотоциклистов, то однозначного ответа не получишь. Каждый захочет уточнить — на каких дорогах, зимой или летом, с какой нагрузкой. Как же ведет себя мотоцикл с коляской? Об этом просят рассказать мотолюбители, собирающиеся пересесть на трехколесную машину. Довольно полные ответы содержатся в статье искушенного мотоциклиста Ганса-Иохима Мая, опубликованной журналом «Дас моторрад» (ФРГ). Мы печатаем эту статью в изложении.одно это будет на первых порах замедлять действия. Что же касается меня, то на другой день я тщательно проверил правильность установки коляски и начал тренироваться на пустовавшей автомобильной стоянке. Довольно быстро я освоил правый поворот и стал делать это без большого труда. Технику его выполнения надо сначала понять. При повороте в ту или иную сторону вы соответственно тянете на себя плечо руля, в то время как на мотоцикле без коляски вы толкаете руль в сторону поворота. Это простое и, практически, единственное различие, но его необходимо уяснить перед ездой на мотоцикле с коляской, тем более что оно требует определенной тренировки мускулатуры. А ощущение того, насколько надо оттягивать руль для поворота, со временем становится автоматическим. Здесь очень может помочь тренировка в езде по кругу с сокращением радиуса поворота до тех пор, пока колесо коляски толчком или плавно не начнет отрываться от земли. Для тренировки и приобретения навыков в вождении мотоцикла с боковым прицепом нужна свободная площадка, так как в момент, когда колесо начнет отрываться от земли, приходится немного повернуть руль в противоположную сторону — тогда колесо снова станет на дорогу. Или можно немного притормозить, правда, в этом случае колесо коляски опустится на землю более резко.ляской, который лежпт выше уровня земли, и поэтому является опрокидывающей силой, если она достаточно велика. Неравномерное распределение веса (коляска весит около 100 кг, в то время как сам мотоцикл с водителем — 250 кг) влияет таким образом, что более «легкое» колесо коляски теряет контакт с дорогой значительно раньше и под действием меньшей центробежной силы, чем требуется для отрыва заднего колеса мотоцикла.Как уменьшить опасностьИсходя из этого, опасности опрокидывания, с которой сталкиваются водители, можно избежать. Здесь есть два пути. Мы можем переместить центр тяжести в направлении колеса коляски, если, наклонив корпус в сторону колеса, увеличим нагрузку на него. Можно также переместить центр тяжести ниже с тем, чтобы центробежная сила имела меньшее плечо — просто, как говорится, «положить подбородок» на бензобак мотоцикла. На практике, когда хотят достичь наибольшего эффекта в обеспечении безопасности, применяют оба способа. Отсюда также ясно, почему в пустую коляску кладут какой-нибудь груз — большой автомобильный аккумулятор, полный ящик с инструментами, и это облегчает выполнение правых поворотов. "А когда в коляске сидит пассажир, то колесу еще труднее подняться на правом повороте в воздух, даже если ваш спутник не спортсмен. Это понятно: ведь он способствует перемещению центра тяжести в сторону колеса коляски и обеспечивает дополнительную загрузку его. Изучение причин опрокидывания позволило сделать неожиданные «открытия», в частности то, что на мокрой дороге (со стертыми шинами) при всем желании коляску не удастся поднять в воздух. В таких условиях мотоцикл просто начинает скользить в сторону. В связи с тем, что сила сцепления ко-СюрпризыКогда я вспоминаю о моих первых километрах на мотоцикле с коляской, то невольно становится смешно, хотя тогда мне было совсем не до смеха. Помню, как однажды вечером мы присоединили к моему мотоциклу боковой прицеп. На этой машине я двинулся наутро через весь город к себе на работу, полагая, что все будет в порядке. Однако через сотню метров я уже не чувствовал себя уверенно. На первом же правом повороте, когда коляска неожиданно поднялась вверх, пришлось вспомнить все свои теоретические познания и немедленно прибегнуть к тормозам, чтобы не ударить мирно стоящий у обочины автомобиль. На работу я прибыл все же вовремя, но весь был мокрым от пота и твердо решил обстоятельно проверить, правильно ли установлена коляска. Домой я возвращался с определенным облегчением, хотя бы потому, что было темно, меня никто не видел, и при правых поворотах я почти ложился на коляску. Должен сказать, что измотавшие меня несколько километров не смогли заглушить то отличное состояние, которое невольно возникает при езде с боковым прицепом.Почему поднимается коляскаОттренированных навыков далеко не достаточно, чтобы мастерски водить мотоцикл: для этого важно знать еще несколько «хитростей». Возьмем такую ситуацию. В городе мотоцикл должен остановиться перед светофором для последующего поворота направо в ближайшую улицу. И вот зажегся зеленый — «газ», руль вправо и... Хочу предупредить: при таком, казалось бы, простом маневре бывают неприятности, если поворот был сделан слишком круто или к заднему колесу подведена мощность на несколько лошадиных сил больше, чем нужно для благополучного выполнения маневра. Главное, что надо помнить водителю мотоцикла с коляской: опасность возникнет тогда, когда направление движения будет изменяться резко, рывком. Если вы уже поначалу в какой-то степени освоились с мотоциклом, то вам следует разобраться в том, почему колесо коляски, установленной справа, при повороте направо может оторваться от земли. Нам не хотелось бы приводить здесь сухие формулы, попытаемся только указать на возникающие при повороте силы. В первую очередь играет роль вес мотоцикла и коляски, то есть сила тяжести, прижимающая все колеса экипажа к земле. Вторая сила, возникающая только при поворотах, — центробежная; она хочет сорвать нас с кривой, по которой движется мотоцикл. Центробежная сила, к сожалению, действует не в плоскости дороги (то есть не в точке сцепления колес с ней), а в центре тяжести мотоцикла с коНужна тренировкаГоворят, есть люди, которые, не имея опыта вождения мотоцикла с коляской, садятся на такую машину и могут ехать как им хочется. Думаю это просто разговоры. Реакция рук при езде на мотоцикле с коляской и без нее совершенно различна, и уже 34