биль приобрел множество новых специальностей. Он принял на себя главную тяжесть фронтовых перевозок снаряжения и боеприпасов, его использовали для быстрой переброски в прифронтовой зоне целых соединений, для перевозки понтонов, звукоуловителей, в качестве тягача почти для всех видов артиллерийских систем, в штабной и санитарной службах, на нем монтировали новые виды оружия. Были и неудачи: не оправдали себя популярные ранее броневики на шасси серийных легковых и грузовых автомобилей: оказалось, что у них недостаточные для этой цели проходимость, надежность и подвижность. К середине войны их практически не осталось. Взамен родились новые машины. В частности, в годы войны наша промышленность перешла на более современный тип легкого бронеавтомобиля БА—64, который базировался на агрегатах ГАЗ—64 и ГАЗ—67. От своих предшественников он отличался прежде всего компактностью, приводом на все колеса, характерной формой бронекорпуса — сильно наклоненными стенками. Опыт Великой Отечественной войны показал, что далеко не всегда решающее значение имели те или иные конструктивные новшества. На первый план выступала надежность, неприхотливость в уходе, простота ремонта, которыми отличались машины отечественных заводов. Немаловажное значение имел, например, такой факт, что ЗИС—5, ГАЗ—ММ и ГАЗ—67 могли работать практически на любом, даже самом низкосортном бензине. Это обстоятельство создавало им решающее преимущество перед американскими, английскими, канадскими машинами, которые не всегда удавалось обеспечить высокооктановым горючим. По достоинству оценили военные шоферы и легкий пуск двигателей ЗИС—5 даже в самые сильные морозы . С 1942 года в СССР стали поступать по ленд-лизу автомобили союзников — США, Англии, Канады, что позволило увеличить перевозки; особенно важно это было в период распутицы. Большая часть полученных машин, с передними ведущими мостами, обладала высокими скоростями и хорошей по тем временам проходимостью. Правда, эти их качества могли быть реализованы только при использовании хороших топлив и смазок и при квалифицированном обслуживании и ремонте. Иначе они быстро выходили из строя. Среди автомобилей, полученных от союзников в 1942—1945 годах, выделяется несколько наиболее характерных и популярных моделей. Это прежде всего «джип» — новый тип автомобиля, р ож денный войной, — армейская легковая машина (четыре-пять мест) высокой проходимости с упрощенным открытым кузовом, с мощным двигателем и всеми ведущими колесами; он успешно использовался в условиях бездорожья в штабной службе, для связи, разведки и даже как тягач для легкой пушки. Такой машиной, получившей мировое распространение, был американский «Виллис-МБ» (несколько ранее — чуть меньший «Бантам» модели «БРК», а позднее — и аналогичный «Форд-ГПВ»). «Виллис», отличали малый вес, прочная рама, высокооборотный двигатель, коробка передач с синхронизаторами, двухступенчатая раздаточная коробка свозможностью отбора мощности, гипоидные ведущие мосты, телескопические амортизаторы, тормоза с гидроприводом. Потом на агрегатах «Виллиса» был создан малый плавающий автомобиль «Форд-ГПА», нашедший применение у нас при форсировании водных преград на заключительных этапах войны, в частности в Висло-Одерской и Берлинской операциях. Но еще незадолго до войны на базе знаменитой нашей «эмки» горьковчане выпустили небольшую партию машин с более мощным шестицилиндровым двигателем и передним ведущим мостом — ГАЗ—61 («За рулем», 1974, № 4), которые обладали всеми достоинствами «виллисов». В первые месяцы войны этими автомобилями пользовались многие наши видные военачальники, в частности Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. Е. Ворошилов. В конце 1941 года на основе ГАЗ—61 был создан упрощенный открытый автомобиль ГАЗ—64. Таким образом, горьковский автозавод положил начало производству отечественных «джипов». Д ругой тип автомобиля, также ранее нам не известный, специальный армейский двухосный грузовик-тягач повышенной проходимости, был представлен моделью «Додж ВК-51» (чаще его называли по грузоподъемности — «додж три четверти», т. е. 3 Д тонны). Наибольшей же популярностью среди зарубежных машин пользовался грузовик повышенной проходимости фирмы «Студебеккер» модели ЮС6-62 (а также ЮС6Х4 — без переднего ведущего моста) и его модификации. В этой машине новыми для нас были пятиступенчатая коробка с ускоряющей высшей передачей, двухступенчатая раздаточная коробка без прямой передачи, раздельный привод на ведущие мосты, более совершенная задняя балансирная подвеска, тормоза с гидроприводом и вакуумным усилителем, мощная лебедка, удобная цельнометаллическая кабина, металлическая платформа с откидными скамейками и съемным тентом. Часть этих машин собирали из получаемых агрегатов на конвейере московского ЗИСа. Некоторое распространение в войсках получили специальные полугусеничнь»е автомобили фирмы «Уайт» — как шасси под бронетранспортеры, которые использовались в основном для разведки и охраны. У этих машин был ведущий передний мост, улучшавший управляемость и проходимость. В целом же более дот рогой, сложный и малонадежный полугусеничный движитель себя не оправдал. К концу войны в Советской Армии насчитывалось 665 тысяч грузовых автомобилей (против 272 тысяч в начале войны), в целом удовлетворяющих основные нужды фронта. Всего за время войны они перебросили 145 миллионов тонн грузов. На фронтовых дорогах родились новые виды автомобилей, вошедшие затем в типаж почти во всех развитых странах мира, прошли суровую проверку различные новые технические решения. Этот опыт был широко использован при создании ГАЗ—51, ГАЗ—63, ГАЗ—20 «Победа», ЗИС—150, ЗИС—151, ЗИС—110, ЯАЗ—200, спроектированных в конце войны. Он помог и быстро освоить их в эксплуатации. Е. ПРОЧКО, инженерЛЮБЛЮ И ПОМНЮИлья ФРЕНКЕЛЬ Ая люблю военных шоферов: Я помню всех, пускай не поименно, И представляю нежно и влюбленно Кабины их — весьма нехитрый кров, Притушенные фары их в ночи, Под бомбами залатанные шины. Полуторки, трехтонки, тягачи, Потрепанные эмки, спецмашины... Так вот — кабина. На стекле портрет Застенчивой иль боевой дивчины, И вдруг — звездообразный пули след: Особая эстетика мужчины. И карабин над ветровым стеклом, Цветная проволока на баранке. Походный, понимаете ли, дом, Ценимый, может, больше, чем в гражданке...}А сам водитель! Редко — старшина, Чуть чаще это старшие сержанты. И часто — рядовые. Но война В них открывала крупные таланты. Я знаю их. Я понимаю толк В автомобилях ив любой дороге. Пусть не водитель, — я пехотный волк, Хоть не всегда меня кормили ноги. С обочины, усталый голоснешь, И чуть не каждый сбавит обороты — В момент увидит, что едва бредешь, — Притормозит и крикнет: — Эй, пехота! Садись... И залезаешь через борт, Сам, как снаряд, среди боеприпасов, А грузовик вертится — сущий черт! — Между очередями злобных асов. Я с вами загорал у переправ, Побуксовал в снегу ив мокрой глине. Я вам обязан тем, что жив и здрав Ис вами в сорок пятом был в Берлине. Я всех люблю и помню всех поныне.17