26
27
•VВодитель и детиПо статистике дорожных происшествий, пик детского травматизма приходится на апрель и май. В это время, водитель, будь особенно осторожен!Случилось это погожим летним днем на широкой магистрали, пересекающей село. Т яжелая «Колхида» с серебристым полуприцепом-фургоном неторопливо катилась по правой стороне шоссе. Вдалеке слева, у кучи гравия, оставленного ремонтниками на обочине, занимался своими ребячьими делами мальчик лет пяти. Увидев «Колхиду», он выпрямился, рассеянно посмотрел на нее и, когда машине до него оставалось метров 20 — 2 5 , вдруг бросился бежать наперерез на правую сторону дороги. Взвизгнули тормоза, шофер рванул руль вправо, но предотвратить несчастье не смог: мальчик оказался под левым колесом фургона. Потом шофер растерянно повторял: — Что ему пришло в голову? Смотрел, смотрел на машину и вдруг бросился под колеса. К ак такое угадать можно?.. Предвидеть поведение дошкольника, оказавшегося у проезжей части, действительно, очень трудно. Если бы ребенок остался жив , он, вероятно бы, рассказал, что никакой опасности не ожидал, поскольку бегает очень быстро, а машина была еще далеко. Чтото привлекло его внимание на другой стороне дороги, вот он и решил не откладывать дело. Погубило его то, что он просто еще не научился определять на глаз расстояния и скорости приближающихся автомобилей, а тем более критически оценивать свои возможности. Но и водитель не учел этих особенностей детского восприятия и мышления, хотя, к ак каждый взрослыйчеловек, должен был иметь об этом представление. На эту тему и хотелось бы поговорить подробнее. Статистика показывает: к аждый четвертый погибший в дорожно-транспортных происшествиях на улицах Минска и его окрестностей не дожил до 16 лет. Всего за последние семь лет здесь погибло 128 детей. Число дошкольников в скорбном списке составляет 18 процентов, а две трети приходится на долю ребят в возрасте от 7 до 12 лет. Вполне понятно: в таком возрасте они самостоятельны по пути в школу и обратно и пользуются большей свободой в играх вне дома, но не приучились еще к должному самоконтролю и осторожности. Это нужно помнить взрослым, особенно водителям. Человек за рулем должен быть готов к любым неожиданностям, увидев у проезжей части мальчишку, особенно младшего школьного возраста. Мальчики становятся жертвами дорожныхпроисшествий вдвое чаще, чем девочки. Это связано с особенностями их характера : большей подвижностью, склонностью к озорству и «геройству», переоценкой своих физических возможностей. Н е последнюю роль тут играет и большая, чем у девочек, бесконтрольность. Младшие ребята, особенно дошкольники, играя у проезжей части, не в состоянии предвидеть изменения дорожной обстановки и не раздумывая выбегают на дорогу из-за стоящего у обочины автомобиля. В символы на дорожных знаках они также вкладывают свой смысл. Выяснилось, например, что многие из них рисунок на знаке «Дети» воспринимают как призыв перебежать улицу. Водителям следует знать, что две трети погибших ребят были сбиты с 13 до 14 часов ис 17 до 18 часов. В это время кончаются уроки в школах, и они направляются домой. Специалистами установлено, что работоспособность детей заметно снижается послеНА АОРОГАХ ВСЕГОВЕНГРИЯ. С нынешнего года скорость движения на дорогах ограничена. На шоссе ее лимит для автомобилей 100 км/час, на скоростных магистралях — 120 км/час, для мотоциклов установлены пределы 70 и 80 км/час соответственно. В настоящее время в стране насчитывается полмиллиона легковых автомобилей и 715 тысяч мотоциклов. ВЕНГРИЯ. Прогнозируя развитие транспортной системы Будапешта, проектировщики пришли к выводу, что число поездок на индивидуальном транспорте в будущем возрастет в 3.5 раза. Увеличится интенсивность движения и на автомагистралях, связывающих город с другими районами страны. Планы развития столицы предусматривают строительство новых, а также повышение пропускной способности существующих магистралей. Особое внимание уделено скоростным видам транспорта — метрополитену, экспрессным маршрутам автобусов, а также трамваю. 26 ГДР. За последние два десятка лет численность легковых автомобилей в стране увеличилась примерно в 18 раз. Перед градостроителями возникли новые задачи. При разработке генеральных планов городов большое внимание уделяется развитию дорожной сети, автостоянок. Наряду с этим, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия автомобилизации, увеличены капиталовложения на повышение пропускной способности железнодорожных путей сообщения, развитие системы автобусного транспорта. ПОЛЬША. В следующей пятилетке (19761980 гг.) градостроители Варшавы намерены уделить больше внимания развитию улично-дорожной сети. За это время планируется увеличить емкость автостоянок на 16 тысяч машино-мест, возрастет количество станций технического обслуживания, бензоколонок. Одновременно со строительством линий метрополитена в городе намечаются большие реконструктивные мероприятия, связанные с прокладкой транзитных автомагистралей. ЧССР. Вошла в эксплуатацию проложенная в одном из самых живописных горных массивов страны — Крконоше — автомагистраль, которая ведет из города Врхлаби к туристическому центру Шпиндлеруву Млину. На этом пути девять мостов. Построена магистраль при сотрудничестве польских специалистов. ЧССР. Специалисты автотормозного завода в г. Яблонец сконструировали электронное устройство, которое реагирует на все особенности движения автомобиля и, автоматически регулируя давление в тормозных цилиндрах, предохраняет его от заноса на мокрой или обледенелой дороге. В ближайшее время будет освоено серийное производство этих устройств. АНГЛИЯ. Занимаясь проблемой стоянок в Плимуте в районе нового торгового центра, градостроители приняли необычное решение. Обсудив различные варианты, они пошли на сооружение гаража-стоянки прямо над железнодорожной линией. Он имеет три уровня и вмещает 310 автомобилей. На реализацию проекта потребовался год. Фото С. Ветровауж сложны эти правила, чтобы их не запомнить. Однако сознательно выполняют требования правил лишь 46% из них. Остальные не имеют устойчивых навыков поведения на улице, а 17% считают нарушение правил перехода улицы проявлением отваги. Таковы особенности детской психологии. И вполне понятно, что следствие, суд, разбирая дела о дорожно-транспортных происшествиях, рассматривают пребывание ребенка у проезжей части как реальную опасность, которую водитель может и должен предвидеть. И. ЯЗВИНСКИИ, судебномедицинский экспертг. М инск16 часов дня; рассеивается внимание, значительно замедляется скорость реакции, притупляется чувство опасности. Отмечено также, что случаи детского дорожно-транспортного травматизма учащаются в апреле и мае, когда с наступлением тепла ребята начинают больше времени проводить на улице, и в сентябре, когда они, возвратившись из пионерских лагерей, в общем, с летнего отдыха, еще только снова привыкают к городским условиям. Непосредственные причины гибели детей на проезжей части не отличаются разнообразием. Чаще всего это переход улицы или дороги в неразрешенном месте (32%), внезапное появление перед движущимся транспортом (24%) и неосмотрительные действия на проезжей части (19%). 7% погибли из-за неосторожной, вопреки всяким правилам, езды на велосипедах и даже мопедах. Лишь в 16% случаев установлены неправильные действия и вина водителей, но думается, что, если бы водители с большим пониманием детской психологии ис большей осторожностью относились к появлению детей вблизи проезжей части, число жертв могло быть значительно меньшим. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что все сказанное отнюдь не принижает значения той большой работы по пропаганде среди детей Правил дорожного движения, которая все шире развертывается в нашей стране, о которой все чаще пишут в центральной и местной печати. Чрезвычайно важно и соответствующее воспитание дошкольников, и преподавание правил в школах. Трудно переоценить значение специальных площадок, автогородков и других форм этой многообразной работы, но... Приведем для примера итоги специальных исследований в этом плане, проведенных венгерскими учеными. Они установили, что школьники в общем знакомы с правилами поведения пешехода на улицах города. Не такВ заключение мы хотим познакомить читателей ис некоторыми выводами эксперимента, который провела исследовательская лаборатория по проблемам травматизма в американском штате Род-Айленд. Цель его была в том, чтобы определить способность детей оценивать скорость движения автомобилей. Экспериментаторы и испытуемые в возрасте от 5 до 14 лет размещались возле проезжей части типичной сельской улицы шириной 7,2 мс твердым покрытием. Скорость автомобилей оценивалась с расстояний 76 и 152 м. Всего было проведено 2400 измерений. Скорость до 50 км/час условно считалась низкой, а свыше 64 км/час — высокой. Правильность ответов проверялась радаром. В результате были отмечены такие закономерности. Девочки чаще, чем мальчики, правильно определяют высокую скорость и склонны более низкие скорости считать высокими, в чем проявляется характерная для них осторожность. Чаще правильно определялась высокая скорость шумных машин, а бесшумные современные автомобили казались движущимися медленнее, чем на самом деле. Процент правильной оценки средней и низкой скоростей был выше в соответствии с тем, чем старше был испытуемый, а вот процент верной оценки высоких скоростей с увеличением возраста понижается.ГОЛЛАНДИЯ. Здесь вступил в силу «антиалкогольный закон», предусматривающий строгое наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. При наличии в крови водителя алкоголя больше установленной нормы он может быть приговорен к трехмесячному заключению и лишению водительских прав сроком до пяти лет. ИТАЛИЯ. Согласно новым правилам уличного движения итальянцам моложе 21 года и старше 65 лет запрещено управлять автомобилями, развивающими высокие скорости. К такой категории отнесены машины, способные достигать 180 км/час. СИНГАПУР. С этого года въезд автомобилей в деловую часть города будет резко ограничен. Предусмотрены даже специальные платные пропуска. Это решение вызвано тем, что ежедневно в часы «пик» улицы центра забиты километровыми транспортными пробками. США. В транспортных средствах люди подвергаются воздействию инфразвука, который может у некоторых водителейухудшить зрение и общее самочувствие, нарушить чувство равновесия. Предполагают, что некоторая часть дорожных происшествий связана ис этой причиной. Чтобы уменьшить воздействие инфразвука на водителя, американские ученые советуют держать окна с левой стороны автомобиля закрытыми. ФРАНЦИЯ. Комитет стандартизации предложил регламентировать в международном масштабе высоту расположения автомобильных бамперов над проезжей частью дороги. Самым правильным решением в интересах безопасности является, по мнению специалистов, выполнение передней и задней частей автомобиля в виде единой конструкции, играющей роль амортизатора и способной в случае аварии поглощать значительную часть энергии столкновения. ФРГ. Автомобили, окрашенные в чистый белый цвет, самые безопасные. К такому выводу пришли специалисты компании «Мерседес-Бенц», исследовавшие влияние окраски машин на безопасность движения. На втором месте поэтому качеству находится желтый цвет, затем следуют светло-оранжевый и светло-красный. ШВЕЙЦАРИЯ. Дорожные знаки, которые ограничивают скорость автомобилей, съезжающих с автострады, могут ввести в заблуждение водителей, продолжающих движение по ней. Помимо своего желания они нередко снижают скорость, что заставляет тормозить водителей, следующих позади. Чтобы избежать этого, специалисты предложили ставить перед дорожным знаком с указанием максимально дозволенной скорости шторку из вертикальных пластин. Она не мешает прочесть знак водителям, направляющимся на ответвление дороги, но делает его невидимым для тех, кто продолжает двигаться по автостраде. ШВЕЦИЯ. Парламент принял закон, обязывающий водителей и пассажиров на переднем сиденье автомобиля застегивать ремни безопасности. Шведские машины оборудуются ремнями уже на протяжении ряда лет, но их применение до сих пор не было обязательным.27