Стоянки у дороги•На всех автомобильных дорогах можно наблюдать одну и ту же картину: то тут, то там на обочинах стоят машины. Это вполне естественно. В дальнем рейсе нужно и отдохнуть, и перекусить, и проверить автомобиль. Если обочина сырая и грязная, эта проверка выполняется прямо на проезжей части. Между тем стоящие машины существенно мешают движению. Они сокращают обзорность, особенно на изгибах дороги, а находясь на проезжен части, мешают транспортному потоку, создают угрозу аварии. Почему бы не строить специально площадки для стоянки, с равномерными интервалами между ними, на всех дорогах?» С таким вопросом обратился в редакцию наш читатель Г. Скуратов из Пскова. Ответить мы попросили кандидата технических наук Ю. С. КРЫЛОВА, заведующего лабораторией инженерных обустройств автомобильных дорог СоюздорНИИ. Недавно Строительные нормы и правила пополнились обязательным требованием проектировать такие площадки на всех новых и реконструируемых автомобильных дорогах страны (СНиП П-Д.5-72, пп. 10.10 и 10.11). Обобщив отечественный и зарубежный опыт в этой части и на основе проведенных исследований, СоюздорНИИ разработал «Методические рекомендации по размещению и проектированиюагдгпО1Т^=ЬГ^=уРис. 1. Схемы планировки площадок для стоянки: а — с продольным расположением автомобилей и самостоятельными въездом и выездом; б, в — с поперечным размещением автомобилей к зоне маневрирования и сов-мещенным въездом на площадку и выездом; г — кольцевая площадка; д — комбинированная из схем аи г; е — площадка веерного типа; ниши могут быть с заездами как вперед, так и назад.Рис. 2. Улучшенная планировка многоместной площадки: 1 — стоянка легковых автомобилей; 2 — стоянка грузовых автомобилей; 3 — туалет; 4 — осмотровая эстакада.площадок для стоянок автомобилей». Киевский филиал «Союздорпроекта» делает сейчас типовые проекты таких площадок. Как они будут размещаться? На дорогах всех категорий стоянки предусматриваются в населенных пунктах у торговых и общественных зданий, в местах систематических остановок машин. Их вместимость и планировка будут зависеть от местных условий. Вне населенных пунктов на дорогах первой—третьей категорий площадки для стоянки, согласно нормам, должны устраиваться возле исторических и культурных памятников, вблизи зданий дорожной службы, постов ГАИ и АЗС, в местах возможного отдыха, на других удобных участках. На дорогах первых двух категорий они будут располагаться через 10—15 километров, третьей категории — через 20—30. Вместимость каждой стоянки рассчитывается исходя из интенсивности движения с учетом ее роста на ближайшие 10 лет и других местных условий. В любом случае на площадке должны размещаться не менее пяти автомобилей. А через каждые 30—60 километров автомобилистов будут ждать площадки для длительного отдыха, рассчитанные не меньше чем на 10 машин. На подходах магистральных дорог к крупнейшим городам возникнут хорошо оборудованные стоянки вместимостью до 50 автомобилей. Площадки будут располагаться не рядом с транспортным потоком, а метрах в 100—150 от проезжей части, во всяком случае не ближе 15—25 метров. Это обеспечит условия для спокойного отдыха. А если горный рельеф или другие препятствия не позволяют отнести стоянку на такое расстояние, то на дорогах первых трех категорий ее граница, согласно нормам, должна находиться не менее чем в 2,7 метра от кромки правой полосы движения за разделительным островком, обрамленным бордюром. Особое внимание уделяется оборудованию площадок. В комплекс сооружений входят эстакады для осмотра и обслуживания автомобилей, моечные пункты, стенды для регулировки фар, киоски и пункты питания, туалеты, беседки, места для разведения костров, пользования походными плитками. Предусмотрены меры по озеленению, освещению площадок, по благоустройству водоемов или водоснабжению, архитектурному оформлению с учетом местных и национальных особенностей. Конечно, по размерам и значению стоянка стоянке рознь. В основном это будут все-таки простейшие сооружения. Не менее важно, чтобы содержались они в чистоте и порядке, чтобы везде автомобилист имел необходимую информацию о продолжении пути, о ближайшем медпункте, почте, телефоне, мог удобно расположиться и спокойно осмотреть машину, если возникла такая нужда. Скоро ли появятся эти необходимые сооружения? Отныне, повторяем, они становятся обязательными при строительстве всех новых дорог. Постоянно реконструируются и улучшаются и наши старые дороги. Теперь при реконструкции и они будут обустраиваться площадками для стоянок в соответствии с требованиями строительных норм и правил.