Дорогие мгновенияВодитель и дорожная информацияИнтенсивность движения на дорогах нашей страны возрастает с каждым годом. Теснее становится на проезжей части. Обстановка в потоке машин, где преобладают теперь современные скоростные автомобили, меняется ежесекундно, и каждое мгновение водитель должен учитывать эти изменения, правильно на них реагировать. Весь рабочий день шофера складывается из таких мгновений, переполненных информацией, из которой нельзя упустить ни одной детали: любой зевок может стать роковым. М ежду тем человеческие возможности не безграничны. Как и во времена патриархальной тишины и неторопливости на дорогах, средняя скорость реакции водителя продолжает оставаться на уровне 0,8 секунды, и преодолеть этот барьер не в наших силах. Значит, чтобы обеспечить безопасность движения, нужно искать «обходные» пути. Д у мается, что такие возможности есть. Речь идет о том, чтобы предельно сократить количество ситуаций, требующих экстренного решения. Этого можно добиться, сделав по возможности информацию, воспринимаемую водителем, более исчерпывающей и заблаговременной. Например, вспыхнувший впереди красный огонек стоп-сигнала требует отидущего сзади немедленного торможения. Но торможение торможению рознь, а ведь стоп-сигнал об этом не говорит. Знай об интенсивности торможения идущий сзади, он бы без паники принял соответствующие меры. А предоставить ему эту важную информацию не так уж трудно. Достаточно чуть усложнить конструкцию стоп-сигнала дополнительной секцией — и одной неожиданностью станет меньше. Зарубежные специалисты уже испытывают подобные устройства, что лишний раз свидетельствует об актуальности вопроса. Заслуживают внимания и эксперименты с передним дублером стоп-сигнала. Заметив издалека сигнал торможения встречного автомобиля, водитель будет знать, что тот готовится к какому-то маневру. Такой сигнал на скользкой дороге или в гололедицу сделает менее неожиданным возможный занос встречного. Основную информацию об условиях движения на загородных магистралях дают дорожные знаки. И здесь есть неиспользованные возможности. Например, знаки, предупреждающие о крутом подъеме и спуске, информируют лишь о крутизне уклона. Но не менее важно знать и его протяженность. Ведь короткий подъем можно легко преодолеть по инерции, за счет запаса скорости, а затяжной, да еще по скользкой зимней дороге, заставит водителя решать сложные задачи. На тяжелой машине иногда лучше остановиться перед трудным участком и продумать тактику подъема. Кстати, указатели изменений вертикального профиля пути имеются на железных дорогах. И они говорят не только о крутизне уклона, но ио его протяженности в метрах. А ведь железнодорожники водят поезда по хорошо изученному маршруту и наизусть знают все особенности своего участка пути. В отличие от них шоферу приходится в незнакомой обстановке решать задачи со многими неизвестными, и чем меньше останется этих неизвестных, тем безопаснее будут условия движения.И конечно, на всех дорогах из поля зрения шофера должны быть убраны все не относящиеся к его работе надписи, транспаранты, рекламные сооружения. Ведь приходится воспринимать эту информацию хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что она не заслуживает внимания, как не относящаяся к условиям движения. Львиную долю всей информации о дор ожной обстановке водитель воспринимает с помощью своего зрительного аппарата. Слух ему помогает очень мало. Однако думается, что есть возможности для перераспределения такой неравномерной загруженности. Так ли уж необходимо постоянное зрительное внимание к показаниям приборов, к сигнальным лампочкам на приборном щитке? Почему бы не приспособить для этого звуковой сигнализатор? Скажем, упало давление масла, вышли из нормы другие параметры, и в кабине звучит сигнал: взгляни на приборы, разберись в чем дело. А если звуковой сторож молчит, значит все в порядке, м ожно не отвлекаться от наблюдения за дорогой. Первый шаг в этом направлении уже сделан: разработаны звуковые сигнализаторы, напоминающие о том, что включен сигнал поворота. Нетрудно разработать и общий звуковой сигнализатор, оповещающий водителя о необходимости взглянуть на приборный щиток. Мы не ставили перед собой задачи всесторонне показать возможности помочь водителю справляться со все возрастающим потоком информации. Это дело специалистов. Хотелось лишь привлечь внимание к решению этой проблемы, игнорировать которую не позволяет быстрый рост интенсивности движения. В. КАЧАЛИН, старший инспектор ГАИ, М. ЛЯХОВИЧ, председатель райсовета общества «Автомотолюбитель УССР» Крымская область, Черноморский районКогда говоришь о том, что обгон из всех маневров, пожалуй, самый сложный и опасный, что для его выполнения нужны очень многие благоприятные условия, с этим соглашаются все. Но соглашаться мало, надо и действовать на дороге с учетом этих обстоятельств. Увы, у некоторых водителей слова расходятся с делом. Управлявший этими новенькими «Жигулями» Георгий Вакареску следовал по дороге Кишинев — Полтава и возле Первомайска попал в довольно густой туман. Водительская мудрость гласит: «Не уверен — не обгоняй». Не уверен, что впереди нет помех — держись в общем строю, не лезь на рожон. Вакареску же обгонял один автомобиль за другим. А, надо сказать, обстановка осложнялась не только плохой видимостью, но и скользкой дорогой, на которой быстро затормозить или изменить направление движения трудно, если не невозможно. И этими соображениями, видимо, пренебрег водитель «Жигулей», когда пошел на обгон грузовика в конце подъема. Завершить маневр он не успел. Из тумана показался встречный автомобиль... Можно было бы закончить этот краткий анализ происшествия надеждой на то, что на ошибках учатся. Если было бы кому учиться. При этой аварии водитель погиб. В. СОДЕЛЬ, председатель городского совета общества «Автомотолюбитель УССР» Николаевская область, г. Первомайскмог/чоНЕ САЫНИТЬСЯ25