16
17
18
то мы знали бы сегодня об истории автомобиля, если бы не дошли до наших дней уцелевшие от переделок хрупкие первые создания мастеров «безлошадных экипажей»? Специалистам немало известно об устройстве тех автомобилей, их эксплуатационных качествах. Они располагают данными о технических характеристиках, модных тогда пробегах и путешествиях, первых гонках и рекордах, запечатленных прессой давних лет. И все-таки картина была бы не полна. История, воплощенная в живом образе, всегда ярче, а сам этот образ внушает уважение и знатоку и тому, кто только начинает осмысливать мир ценностей, созданных человеком. Автомобиль, разумеется, не исключение. Но в наше время — время высоких скоростей и одновременно повышенного интереса к старине — ему как объекту внимания особенно повезло. Антикварный автомобиль занял почетное место в музеях и на парадах. Его внешний облик стал неисчерпаемым источником фантазии для художников — графиков, оформителей, дизайнеров. Силуэт старомодной машины не сходит сегодня со страниц иллюстрированных журналов, и не обязательно даже автомобильных. В том, что вспомнили «дедушку», большая заслуга энтузиастов, которые сумели сохранить старые машины. Немало таких людей иу нас. Они живут в разных городах, в разных республиках, имеют разные профессии, но всех объединяет одно — хорошее отношение к «дедушке». Это их стараниями найден первый автомобиль НАМИ — 1 , сохраняются уникальные легковые машины отечественных и иностранных марок и даже грузовики. Это их стараниями давно отжившие свое ветераны снова встают на колеса. Хорошо сохранилась благодаря золотым рукам москвича Л. Калусовского одна из первых довоенных «эмок». В прекрасном состоянии «Майбах» В. Рокитянского из города Краматорска. У П. Дочкина в Воронеже на ходу автомобиль ГАЗ — А редчайшей сегодня модели. Туляк Е. Гуревич трудится над реставрацией малолитражки АК 20-х годов. Почти в первозданном виде находится ЗИС—101 у москвича Г. Скворцова иГАЗ — 4 у челябинца В. Карпова. А в Латвии такие энтузиасты организовали САА — Секцию античных (как они ее назвали) автомобилей и ведут интересную работу. Примечательно, что в секции — преимущественно молодежь, сознающая общественное значение дела, которым увлечена. Она понимает, что возвращенные ею к жизни «ветераны дорог» отражают историю развития техники и все эти редчайшие экземпляры не должны оставаться в забвении. Каждый автомобиль несет в себе множество черт своего времени. Хорошее отношение к «дедушке» всегда было знаком культуры нового поколения. И на очередном заседании «Клуба «Автолюбитель» мы решили поговорить об этом, применительно к «дедушке-автомобилю», обменяться мнениями. Заседание мы открываем беседой с Юрисом Альбертовичем ГАГАЙНИСОМ, одним из активистов САА.ч?Сзтотшчж»шт«Бебе-Пежо» 1913 года И. Е. и А. И. Хлупновых из Москвы.очему он, Юрис Гагайнис, не механик, а начинающий художник, взялся за дело, связанное прежде всего с техникой и историей? Первый вопрос к нему таким примерно и был. И тут выяснилось, что Гагайнис относит старинные автомобили именно к произведениям искусства — области, прямо связанной с его специальностью. И не только с этим. — В последнее время много говорят о хобби — увлечениях в свободное время. Думается, это вызвано тем обстоятельством, что сейчас большинство людей чем-то глубоко интересуется помимо своей профессии, занимается коллекционированием. Подчас у них хранятся уникальные экспонаты, интересные всем, а доступ в эти миниатюрные домашние музеи весьма ограничен. Создание клубов позволяет собрать воедино экспонаты, ценные с исторической и эстетической точек зрения, собрать и показать их широкому кругулюбителей. А когда речь идет о старинных уникальных автомобилях, то тут клуб приобретает особый смысл, он становится просто незаменимым, так как гарантирует техническую помощь, консультации — все, что помогает на долгие годы сохранить эти экспонаты. — Расскажите, пожалуйста, о том, как организована секция и что она делает? — Секция у нас молодая — ей нет еще пока и пяти лет. Председатель — Виктор Викторович Кулбергс — молодой инженер-автомобилист. Вся деятельность САА, которая находится при республиканском обществе «Автомотолюбитель», построена на общественных началах. Пока народу в САА немногонесколько десятков человек. Разработан и принят статус, определяющий внутренний распорядок секции, есть техническая комиссия, в которую вошли знатоки старины и энтузиасты автомобильного дела. Они очень нам нужны : ведь многие конструктивные принципы тех времен давно забыты и сегодня не всегда ясны. В секцию мы в первую очередь принимаем тех, у кого есть, независимо от марки, автомобиль выпуска до 1930 года. Но это — не обязательное условие. Принимаем и тех, кто просто интересуется этим делом. Правда, у них мы проверяем уровень знаний. В секции регулярно проходят собрания. Здесь идут споры, в которых рождается истина. Часто засиживаемся до полуночи. — Теперь о главном — о самих автомобилях... — Без них, конечно, ничего бы не было, никакой секции. У ее членов есть модели известных фирм, наиболее интересные мы называем «сливками». Пока для нас самое сложное — уточнить, в каком они состоянии. Сохранить старинную картину или часы куда легче, чем автомобиль. Ведь он находится в гораздо менее благоприятных условиях — и детали его работают интенсивно, и внешняя среда дает о себе знать; а в старых автомобилях много дерева (спицы колес, иногда и ободы, внутренняя отделка) — оно сгнило, железо и сталь подверглись коррозии. Самое бедственное положение у нас с шинами — старые размеры и конструкции крепления давно не применяются. А наш принцип в секции —• по возможности сохранить, восстановитьП оригинал до мелочей, не говоря о главных узлах. Чтобы преодолеть все эти трудности, владелец старинного автомобиля должен быть по-настоящему увлечен делом, знать и любить его — только тогда возможно довести до конца реставрацию. В процессе эксплуатации почти любая машина перестраивалась, «модернизировалась» по вкусу и возможно стям старого владельца, в результате многое утеряно — бывает, что даже фотографии, зафиксировавшие перво начальный вид, не сохранились. В об щем, проблем тут много, и их можно решить только сообща. — Какие у вас самые интересные машины? — Всего, если говорить о членах САА, насчитывается 15 уникальных машин. Мы знаем, правда, еще нескольких владельцев очень редких экземпляров, но они пока не хотят участвовать в нашей работе. Из автомобилей САА, которые уже «на ходу», назову ФИАТ 1924 года, «Де Сото» 1928 года, «Крайслер» 1927 года. Самые старые — это «форды» модели «Т». Один 1909, другой 1912 года. Оба — в стадии восстановления. Прежний владелец более раннего экземпляра постарался «улучшить» его — оснастил некоторыми деталями от «фордов» 30-х годов и усложнил, таким образом, нашу задачу. Среди других интересных машин. которые члены САА приводят в оригинальное состояние, — английский «Волслей» 1924 года с распределительным валом в головке цилиндров и коробкой передач в блоке с задним мостом. Модель редкая, миниатюрная и этим, наверное, особенно симпатичная нам. Предстоит немало работы ис «Панар-Левасеором» 1923 года, имею щим бесклапанный двигатель, и с двухместным «Воксхоллом» 1918 года. К сожалению, на территории республики не сохранилось образцов отечественных машин выпуска до 1930 года. Но все же надеемся отыскать гденибудь такую реликвию, к ак «Руссобалт». Кроме реставрации машин, мы ведем сбор автомобильной литературы прежних лет. Вся работа следопыта автомобильной старины очень увлекательна. Незабываемы встречи со старыми водителями и механиками. — Каковы планы САА на будущее икак вы представляете себе деятельность секции, когда «фонд» ее машин будет на ходу? — Прежде всего, надо поставить их «на ход» Это огромная работа. Есть люди, которые к нашим занятиям относятся иронически: мол, металлолом собираете. Я решусь сказать. что это дело имеет культурноисторическое значение. Главное — только не нарушать принцип оригинальности конструкции, чтобы не погрешить против истории. Планы на будущее? Мы хотим познакомить общество со своим «музеем на колесах», собираемся на специальное ралли, намереваемся установить связи с клубами антикварных автомобилей в социалистических странах (в Чехословакии, в частности). Будем устраивать смотры, участвовать в парадах во время соревнований по техническим видам спорта.W^ ~^щЧлены САА привезли останки древнего «Панар-Левассора». Через много месяцев кропотливого труда они вновь станут автомобилем. А в этом гараже полным ходом идет восстановление «Форда-Т», которому минуло 60 лет.«»'. f)C»Sкомандировала туда в качестве своего специального корреспондента московского инженера Евгения Игнатьевича ПРОЧКО, знатока автомобильной истории, не раз выступавшего в журнале. Предоставляем ему слово для короткого рассказа о параде, а на третьей странице обложки показываем несколько эпизодов этого события. Солнечным сентябрьским утром на площадь 17 Июня съезжались старые автомобили и мотоциклы самых разных марок — некоторые прибыли даже из других городов. Сюда шли и тысячи рижан, готовившихся стать свидетелями увлекательного зрелища. Люди всех возрастов с огромным интересом (многие из них впервые) рассматривали хорошо сохранившихся ветеранов. В ряду с многочисленными моделями 30-х годов стояли легендарная «эмка» — командорская машина парада — и великий труженик ЗИС — 5 . Под звуки оркестра, расположившегося в кузове ЗИС — 5 , колонна «дедушек» в сопровождении радиомашин ГАИ торжественно двинулась по центральным улицам и бульварам на гоночную трассу «Бикерниеки». Похоже было, что вся Рига вышла на улицы приветствовать ветеранов. Огромный интерес и доброжелательность зрителей, встречавших колонну аплодисментами, были данью уважения к этим машинам, столько поработавшим и повидавшим на своем долгом веку. Местное телевидение и студия кинохроники вели съемку всего парада. «Античные» автомобили и мотоциклы сделали по два круга на трассе. В ходе смотра-конкурса были отмечены и награждены владельцы машин, сохранившие их в первозданности и хорошем техническом состоянии. Эти качества автомобилей оценивала (с учетом, конечно, возраста каждого экспоната) специальная техническая комиссия, которая в своем заключении присудила общее 1-е место за сохранение конструкции старейшему рижскому автомобилисту Н. Стумбрису, владельцу ФИАТ-503 1924 года. Лучшее техническое состояние было установлено у «Крайслера-72» 1927 года, принадлежащего П. Гринфельдсу, и у «Ягуара-ССЮО» 1936 года Ю. Тельшевского. Специальным призом отмечен «Роллс-ройс» 1916 года москвича Н. Чарухина, самый старший из представленных на слете автомобилей. Среди владельцев мотоциклов, а их было восемь, общее 1-е место получил Э. Команс, представивший ФН 1918 года, а приз за техническое состояниеЭ. Липе, обладатель «Джеймса» 1925 года. Большой интерес любителей техники вызвали выставленные здесь же отдельные агрегаты и узлы старых автомобилей — двигатели, коробки передач, карбюраторы, колеса. По общему мнению собравшихся, автомобильный праздник прошел интересно и доставил огромное удовольствие как зрителям, так и самим участникам. Следует отметить хорошую организацию парада и помощь, оказанную городскими властями и ГАИ его инициатору — Центральному автомотоклубу работников автомобильного транспорта республики.Когда в Риге два года назад готовился парад старинных автомобилей, редакция Л.ГАЗ — M 1 1939 года москвича В. Калусовского.Шик-:! : • j!^ r ШКцЖт-1.*• '*"''р til г т'— tj^ggj--jg^||ФИАТ-503 1924 года рижанина Н. А. Стумбриса. Г АЗ — А 1935 года (шасси № 33891) казанца А. Т. Щ етинина . «Майбах-СВ42» 1939 года В. В. Р окитянского (г. Краматорск).-<4WII" • мн^пновк.ы обращаемся к участнику нашего заседания инженеру из Вильнюса Люциусу Винцовичу СУСЛАВИЧУСУ. — Нужное и полезное дело начали наши рижские друзья. Оно, на мой взгляд, имеет большое воспитательное значение. САА своей деятельностью агитирует беречь, уважать, знать машину. Те люди, кому волей судьбы выпало счастье быть владельцем уникального ГАЗ—11-73 или «Бугатти-13», должны сознавать свою ответственность перед автомобилистами за сохранность редкой машины. В одиночку добиться этого исключительно трудно. И я приветствую инициативу создания объединений владельцев таких автомобилей. Их не так уж мало, как представляется на первый взгляд. У нас в Литве можно встретить и «мерседес-бенцы», и «хорьхи», и «вандереры» довоенных лет, причем некоторые из них находятся в безупречном состоянии. Хотелось бы, чтобы недавно созданные в республиках общества автомотолюбителей не упускали из сферы своей деятельности ветеранов. Именно эти общества, на мой взгляд, должны организовать при своих отделениях клубы и секции старинных автомобилей и мотоциклов.МВ заключение выступает член редколлегии журнала заведующий отделом науки и техники Лев Михайлович ПГУГУРОВ, автор статей по истории отечественной автомобильной промышленности. Опыт рижской САА показывает: объединить автолюбителей, расшевелить таящуюся в глубине души любовь к истории автомобиля — создания, не отделимого от современности,— дело вполне реальное. Послушайте только разговоры энтузиастов о том, как трудно и приятно поднимать из металлолома старый ГАЗ—67 или ЗИС—101, как нелегко удержаться от искушения заменить «родные» колеса «Ягуара-ССЮО» «уазовскими» (ведьстаринных шин не найти) и как это сложно поддерживать на ходу «Пежо» 1913 года, — и вы поймете, сколь увлекательное и благородное это дело. Рижане стоят за то, чтобы восстановить машину в первозданной красе, таллинцы ратуют за сохранение только внешнего облика, но все сходятся в одном — «волговская» облицовка, прилаженная на «Победу», «задок» «Москвича—407», вваренный в кузов модели «400», довоенный «Мерседес-Венц» с аляповато пристроенными крыльями от «Волги» — это не просто безвкусица, но и неуважение к создателям техники. Бережное обращение с автомобилем заслуживает уважения потому, что в нем проявляется истинный интерес к технике, выходящий далеко за рамки потребительского отношения к ней и несущий в себе творческое начало. Не случайно в целом'ряде стран действуют под разными наименованиями клубы владельцев старинных автомобилей. В ЧССР, например, насчитывается немало таких клубов (их называют «ветеран кар клуб») при городских автомотоклубах оборонного патриотического общества СВАЗАРМ. Крупнейший среди них — клуб г. Копрживнице, который объединяет 1000 владельцев старых машин. Подобные свазармовские клубы старинных машин работают в Праге, Рожнове, Шумперке и других городах. Они помогают своим членам в обмене информацией, запасными частями, опытом ремонта, проводят парады, пробеги, смотры-конкурсы. Первый шаг сделан ив нашей страНа этой странице — образцы автомобилей-ветеранов, н аилучшим образом реставрированных автолюбителями. Фото Е. Прочно, А. Щ етинина , В. Р окитянскогои М. Руноване — это рижская САА. А нынешней весной создана Секция автомобильной и мотоциклетной старины (САМС) при Московском городском клубе автомототуристов. Ее деятельность имеет ярко выраженную патриотическую направленность. САМС ставит своей целью привлечение широкого интереса к истории отечественного автомобиле- и мотоциклостроения, объединение владельцев советских машин старых выпусков, организацию парадов и пробегов, сбор информации о любых отечественных легковых машинах, грузовиках, автобусах, мотоциклах старых выпусков. Мы надеемся, что САМС сможет оказать помощь владельцам ГАЗ—А, Г АЗ — M lиЗИС — 1 01 , выявит немало интересных образцов машин. Первые шаги по созданию объединений любителей автомобильной старины уже сделаны. Эта инициатива не должна остаться без внимания — она может стать началом большой работы в масштабах страны, работы по созданию самостоятельного музея отечественной автомобильной техники, о необходимости которого журнал писал еще в 1971 году (№ 4, стр. 12). Именно поэтому полезные начинания энтузиастов из Москвы, Риги, Тарту приобретают большое общественное значение. Именно поэтому они нуждаются в серьезной поддержке всех организаций, связанных с автомобильным делом, и в первую очередь таких, к ак республиканские и областные общества автомотолюбителей, автошколы и клубы ДОСААФ. Важную роль в этом могут сыграть министерства автомобильного транспорта республик и, конечно, Министерство автомобильной промышленности СССР. Всем памятна организованная Минавтопромом в конце прошлого года юбилейная выставка советского автомобилестроения, где была представлена экспозиция старых отечественных автомобилей. Это говорит о том, какими огромными, не использованными еще возможностями в пропаганде истории нашей автомобильной техники мы располагаем.