36
37
Предшественни нами московских такси были извозчики. В 20-х годах их насчитывалось здесь до двадцати тысяч.25 июня 1925 года вышли в свой первый рейс столичные такси — несколько «Рено». С тех пор прошло пятьдесят лет. Москву сегодня немыслимо себе представить без вездесущих «волг» с зеленым огоньком. О первых шагах московского такси, о том, что оно представляло собой вчера и чем стало сегодня, рассказал в беседе с нашим корреспондентом Б. Генераловым начальник Управления легкового автомобильного транспорта Мосгорисполкома Л. А. ЯКОВЛЕВ. Корреспондент. В канун юбилея хотелось бы прежде всего вспомнить о первых такси столицы. К ак зародилась эта служба? Л. А. Яковлев. В 1924 году Моссовет вынес решение о закупке автомобилей марки «Рено» во Франции и ФИАТ в Италии. Быстро развивающемуся городу стало недостаточно извозчиков и трамвая. Для будущих такси отвели гараж в Орликовом переулке. Руководство московского коммунхоза выбрало из трехсот водителей тридцать самых опытных, умелых, и им выпала честь стать первыми столичными таксистами. В начале июня 1925 года в Москву прибыла партия «Рено», а 25 числа они уже вышли на столичные улицы. Корреспондент. Интересно, сколько же всего было в то время в Москве машин с табличкой «Такси»? Л. А. Яковлев. Пятнадцать «рено» и несколько ФИАТов. Но уже на следующий год их количество утроилось. А через четыре года москвичей обслуживала довольно пестрая армия таксомоторов: французские «рено», американские «форды», австрийские «штейры». Не было только ФИАТов — первая, пробная партия оказалась и последней. К 1930 году в Москве функционировало два государственных таксомоторных гаража, насчитывавших около 200 машин. Корреспондент. Лев Афанасьевич, вы упомянули марки зарубежных машин, а какие советские автомобили работали в качестве такси? Л. А. Яковлев. Первым стал работать в качестве таксомотора ГАЗ — А . В 1934 году этот неприхотливый и выносливый автомобиль пришел на смену зарубежным. В дальнейшем как такси использовались только отечественные маши-На сравнительно кор отком шасси «Форд-А» перегородка имела изогнутую в плане форму, т ак что дополнительное откидное сиденье располагалось внутри салона. Рядом с водителем оставалось место для багажа .К ак только в 1932 году на горьковском (тогда нижегородском) заводе началось массовое производство легковых автомобилей ГАЗ — А , о ни стали поступать ивтак ­ сомоторную службу .Дольше всех прослу жили в московских таксомоторных парках «победы». На них первых появились отличительные шашнии зеленый огонекза ветровым стеклом. Эти сверхнадежныемашиныпослужили базой для польского такси «Варшава», ш ироко известного во многих странах. мое коВСКОМУ пят ЬДЕСЯТны: ГАЗ—Ml, ЗИС—101, «Победа», ЗИС—110, ГАЗ—12, ГАЗ—21, ГАЗ—24.Корреспондент. Сейчас один километр пути в такси стоит 10 копеек. А какой был тариф в 1925 году? Л. А. Яковлев. Тогда действовали два тарифа : один — при поездках с7 часов утра до 12 ночи, причем если в машине было не больше трех пассажиров. По этому тарифу посадочная плата составляла 40 копеек и столько же брали за каждый километр пути. Другой применялся для поездок с7 часов до 12 ночи, когда в машину садилось четыре-пять человек. По нему же платили с 12 ночи до 7 утра. Посадочная плата составляла 40 копеек, а каждый километр обходился в 50 копеек. Корреспондент. А теперь, если вы не возражаете, вернемся в наши дни. Что представляет собой столичное такси сегодня? Л. А. Яковлев. Прежде всего, это — неотъемлемая часть городского хозяйства. Московское такси сегодня — это тридцать тысяч квалифицированных водителей, мастеров своего дела. На предприятиях нашего управления трудится несколько тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, отмеченных высокими правительственными наградами. В парках — 15 700 автомобилей, а к концу нынешнего, юбилейного для нас года их число достигнет 16 200. В день эти машины перевозят 600 тысяч пассажиров, а в год такси обслуживает 200 миллионов москвичей и гостей столицы. Корреспондент. Сейчас в Москве ведется огромное жилищное строительство. Появляются новые жилые массивы. Одним словом, город растет. Предполагается ли в связи с этим создание новых таксомоторных парков? Л. А. Яковлев. Развитие материально-технической базы автохозяйств — это основа нашей работы, залог улучшения обслуживания населения. Постоянно внедряем новую гаражную технику, техническое обслуживание автомобилей повсеместно переводим на поток, применяем Современные средства технической диагностики и механизации. В значительной мере обновлен подвижной состав: из 15 150 машин новой модели ГАЗ — 2 4 более 13 500 пошли на замену старых ГАЗ — 2 1 , остальные — на увеличение парка. За четыре года пятилетки введены в эксплуатацию два новых таксомоторных парка. В 1974—1976 годах вступит в строй парк в Медведкове на 1100 машин. Подготовлена техническая документация для строительства парка в Очакове. А до 1990 года запланировано сооружение десяти таксомоторных парков, в том числе в Троекурове, Теплом Стане, Люблино, Измайлове, Чертанове, на Алтуфьевском шоссе. Новые парки будут оснащены современным оборудованием. Уже сейчас создана комплексная линия технической диагностики — она работает в 19-м парке. Во многих хозяйствах есть диагностические стенды и посты для определения содержания токсических веществ в выхлопных газах. Это наш вклад в борьбу за «чистый воздух» в столице. Корреспондент. Д ля пассажира не менее важна культура обслуживания, удобства, одним словом, хороший сервис... Л. А. Яковлев. Мы добиваемся, чтобы слова «культура обслуживания» исчезли с повестки дня собраний, чтобы это воспринималось как должное. Сейчас в коллективах развернулось целое движение за культуру обслуживания пассажиров, начатое по инициативе 15-го парка. Оно идет под девизом «Сервис такси». Введены личные «визитные карточки» с указанием номера парка, государственного номера автомобиля, фамилии, имени, отчества воТ АКСИЛЕТдителя. Управление разработало «Спутник водителя легкового автомобилятакси», в который вошли официальные инструкции, памятка по культуре обслуживания и справочное пособие для ориентирования в городе. Мы изучаем пассажиропотоки таксомоторного транспорта. Собранные материалы уже используются для улучшения обслуживания населения — совершенствования графиков работы такси, лучшего размещения стоянок. Внедряется автоматизированная система диспетчерского управления таксомоторным транспортом. Она обеспечит двустороннюю телефонную связь водителя с диспетчером, их взаимный обмен информацией. Выиграет от этого и безопасность движения, в интересах которой все шире проводятся регулярные предрейсовые индивидуальные осмотры водителей. Корреспондент. Сейчас на улицах Москвы можно встретить «Волгу«-универсал ГАЗ—24-02. Насколько распространена эта новая разновидность такси? Л. А. Яковлев. Ну, не такаяуж новая. Начали мы эксплуатацию такси ГАЗ—24-02 в 1973 году. Сейчас таких машин в Москве 524, к концу года их будет 600. С введением этой модели пассажиры избавились от проблемы перевозки багажа, других малогабаритных грузов, которые не входят в обычные легковые такси. Корреспондент. И последний вопрос, Лев Афанасьевич. К ак вы, работники таксомоторного транспорта, встречаете свой юбилей? Л. А. Яковлев. Нынешний год для нас, к акидля всех советских людей, это прежде всего завершающий год пятилетки. С тем большим упорством мы будем трудиться, чтобы умножить свой вклад в выполнение решений XXIV съезда КПСС, в дело превращения Москвы в образцовый коммунистический город.