ФельетонС БУРОМ ЧЕРЕЗ ПЕРЕКРЕСТОКИстория эта тянется уже второй год. С того злополучного дня, когда житель Краснотурьинска В. Малогриценко имел несчастье оказаться на перекрестке улиц Паровой и Волчанской своего родного города. Ехал Малогриценко на тяжелом мотоцикле с коляской, не торопясь: дорога была не бог весть какой, но все-таки с покрытием, хотя и щебеночным. Перед перекрестком, будучи дисциплинированным водителем, он притормозил, посмотрел направо и налево, убедился в отсутствии помех и двинулся дальше. В этот момент слева из-за поворота улицы Волчанской выскочил на большой скорости мотоциклист Е. Коноплев. Он как-то не сразу обратил внимание, что справа у него помеха, а когда до нее оставалось метров тридцать, действовал не лучшим образом. В результате он зацепил за коляску уже остановившегося тяжелого мотоцикла и сломал ногу. Случай, казалось бы, ясный, но... Разногласия обнаружились уже на стадии осмотра места происшествия. Один из двух прибывших работников автоинспекции заключил : «Обе улицы — с покрытием. Знаков, определяющих главную дорогу, на перекрестке нет. Значит, перекресток равнозначный, и преимущество — у Малогриценко, не имевшего помехи справа». Другой пренебрежительно потрогал сапогом щебенку, устилающую улицу Паровую, и возразил: «Ну какое это покрытие? Вот на Волчанской действительно — бетон! Нет, та дорога главнее...» И началось упорное противоборство двух точек зрения. Возглавивший следствие капитан милиции Караваев с первых шагов обнаружил предпочтительное отношение к «бетонированной стороне». В обвинительном заключении он сразу сослался на показания техника горкомхоза Л. Зейбель, заверившей, что вся проезж ая часть улицы Паровой представляет собой ничем не прикрытый первозданный грунт, матушку-землю, в которой при желании можно выращивать злаки и декоративные растения. Лишь кое-где, для удобства проезжающих, ямки здесь засыпаны щебенкой. Затем он сослался на заключение начальника серовского линейного управления автодорог К. Мальцева и линейного механика этого управления К. Мокрецова, выезжавших по постановлению следователя изучать место происшествия. Они пробурили в нескольких местах проезжую часть спорной улицы и написали: «Верхний слой проезжей части улицы Паровой покрыт мелким щебнем толщиной от 5 до 8 см. Из-за незначительности такого покрытия ее нельзя отнести к категории дорог со щебеночным покрытием. Проезжую часть улицы Паровой следует считать грунтовой улучшенной дорогой с добавкой щебня на 5 — 8 см... Улица Волчанская является главной дорогой, потому что она имеет бетонное покрытие». Это с одной стороны. С другой стороны В. Малогриценко получил ответ из Управления Госавтоинспекции МВД СССР, где прямо говорилось: «При определении главной дороги толщина дорожного покрытия во внимание не принимается, так как водителю невозможно ее установить». А заместитель председателя горисполкома Л. Нечкин в справке председателю городского суда дезавуировал предыдущую справку горкомхоза инаписал : «Следует считать проезжую часть улицы Паровой имеющей щебеночное покрытие, то есть в данном случае по покрытию улицы Паровая и Волчанская равнозначны». Разбирая дело, народный судья Н. Акентьев и заседатели внимательно выслушали свидетельницу Л. Зейбель и других, лишивших улицу Паровую какого-либо покрытия, ознакомились с документами, подтверждающими наличие покрытия, отметили эмоциональные показания шофера Л. Латышева, заявившего, что если дорожить своей жизнью и машиной, то прежде, чем выезжать с улицы Паровой на Волчанскую, нужно пропустить транспорт, идущий по Волчанской, и обратились к фотодокументам. На снимках щебеночное покрытие улицы Паровой выглядело куда менее эффектно по сравнению с бетонкой. В. Малогриценко был осужден на два года лишения свободы, правда, условно. Осужденный продолжает упорствовать в попытках добиться признания полной своей невиновности. Непоколебимо держатся и судебные инстанции. Пока шло это состязание сторон, на спорном перекрестке установили дорожные знаки, понизившие улицу Паровую до ранга второстепенной. Юридических казусов здесь больше не предвидится. А как быть краснотурьинским водителям на других аналогичных перекрестках? Руководствоваться Правилами дорожного движения? Но кому же хочется попасть на скамью подсудимых. По-видимому, в порядке популяризации такой необычной судебной практики следовало бы обеспечить широкую водительскую общественность соответствующей памяткой со ссылкой на прецедент и рекомендациями на будущее. Например, подъезжаешь по щебенке к асфальту, остановись, пробури несколько шурфов в проезжей части, измерь толщину покрытия, убедись в том, что она не меньше дозволенной местными судебными органами, и смело выезжай на перекресток. Никто тебя не осудит. Или, допустим, едешь по дороге вроде бы с уклоном, а знаков никаких нет, и тебе неясно, движутся ли встречные на подъем и должен ли ты уступить им дорогу. Остановись, положи поперек проезжей части бутылку и посмотри, куда она покатится. В. ИНДИИ24