ЕСЛИ УМОЛКДвигатель отказал. В чем причина? Искать ее следует по двум направлениям: в системе питания (синие рисунки) и в системе зажигания (красные рисунки)HLjjJJIf\SDSS^Vv^^^^e\LJLJ: Л.Система питания : 1 г- топливный бак; 2 — к ран ; 3 — воздухоочиститель; 4 — карбюратор.Система зажигания исправна, топливо в поплавковую камеру поступает — снять, осмотреть, очистить карбюратор.Система зажигания : 1 — батарея; 2 — предохранитель; 3 — центральный переключатель; * к атушказажигания ; 5 — подвижный контакт прерывателя; 6 — изолирующая втулка; 7 — кулачок; 8 — неподвижный контакт прерывателя; 9 — конденсатор; 10 — свеча; 11 — н анонечник .12 Страничка мотоциклистаДВИГАТЕЛЬОт этого никто не застрахован — ни новичок, ни опытный мотоциклист. Но все жеу бывалых двигатель внезапно останавливается очень редко, а когда это случается, п ричину они находят довольно быстро. Иное дело начинающий мотоциклист. Порой он на обочине разберет полмашины, п режде чем установит виновника, которым может оказаться торчащий перед глазами проводок с перетершейся изоляцией . Каковы женаиболее часто встречающиеся в практике причины внезапной остановки двигателя и как действовать, чтобы кратчайшим и верным путем добраться до них ? Об этом рассказывает опытный мотоциклист инженерЭдуард Викторович КОНОП. Двигатель вашего мотоцикла вдруг умолк... Что делать? Прежде всего — не паникуйте , д аже если это произошло на улице или шоссе, когда вы ехали в плотном потоке транспорта . Постарайтесь, п риняв все возможныемеры предостор ожностиипропустивдругих водителей, о тъехатьв сторонку, если есть запас скорости, или после остановки откатите мотоцикл руками . Ну вот, т еперьможно спокойно приступитьк поиску неисправности. С чего начать? Вспомним: д вигатель мотоцикла может неожиданно заглохнуть из-за неисправности двух систем — пит ания или зажигания . О чисто механических поломках — заклинивании поршня, р азрушениишестерен , обрыве цепи и т. д. с ейчас говорить не будем, тем более что встречаются они значительно реже . Итак, н ачинайтес самого простого и не спешитеизвлекать из ящика инс трументы : они могут не понадобиться. Если перед остановкой двигатель сильно задымил , р аботая «жестко», с перебоями, — в есьма возможно, что к входному отверстию воздухоочистителя подсосало тряпку , которую вы небрежно бросили под седло, — смесь переобогатилась, и двигатель, з ахлебнувшись , умолк. Тряпку выньте и, п уская двигатель, не вздумайтеобогащать смесь утолителем поплавка ! Напротив, в этом случае бывает полезно закрытьбензокран и, л ишь пустив двигатель, вновь его открыть . ...У вас было иначе? Тогда проверьте , есть ли топливо в баке и поступает ли оно впоплавковуюкамерукарбюратора , не засорились ли крани бензошланг. Для этого снимите шланг с приемного штуцеракарбюратораи посмотрите, течет ли топливо. Все в порядке? В таком случае пора прервать исследование системы питания , отложив сложную и грязную работу по снятиюи очистке карбюр атора на «потом». Теперь обратимсяк системе зажигания . Может быть, перегорел предохранитель? Об этом будут свидетельствовать потухшие контрольныелампыи неработающий звуковой сигнал. Значит, где-то произошло короткоезамыкание , которое нужно найти иустранить . Не пытайтесь тут же выйти из положения при помощи запасногопредохранителя , а тем более такназываемыхсамодельных «жучков». Если после внимательного осмотра цепи «аккумуляторная батарея — центральный переключатель — к атушка зажигания — п рерыватель » н еисправность не найдена, включите вцепь вместо сгоревшего предохранителялампочку (см. схему). Кстати, то же относится ик другим цепям, н апример осветительной (ночью), звукового сигнала (если вы им воспольз овались перед остановкой двигателя), стоп-сигнала. З атемпоследовательно отк лючайтепитание всех цепей у центрального переключателя . Л ампочка погаснет. когда вы отсоедините цепь, в которой произошлозамыкание . Обращаем внимание: при этой проверкезажиганиеи все другие системы должныбыть выключены! Допустим, с предохранителем ничего не случилось. Тогда снимайте со свечи наконечник и... Нет, подождите ее выв ертывать ! Вставьте внаконечник свечи кусок проволоки, гвоздь или подобный предмет, поднесите его к «массе» на 5 — 10 мм, в ключитезажиганиеиповернитеколенчатый вал педалью кик - с тартера . Есть хорошая искра? — значит, в есьма 3. «За рулем» № 6 вероятно, что неисправна свеча. Вот теперь и вывертывайте ее — на электродах может оказаться «мостик» из слоя нагара, масла и т. д. Вставьте свечу внаконечник и, положив ее, к примеру, на головку цилиндра, вновь поверните кол енчатый вал. Есть искра между электродами? (Иногда ее можно увидеть где-то в глубине свечи, а не между ними — т акая неисправна.) Однако и наличие искры между электродами при этой проверке еще не гарантируетисправной работы свечи, когда она будет ввернута в головку: слой нагаравнутри нее способствует утечке напряженияс центрального электрода на «массу», минуя искровой промежуток. На старой свече вследствие выгоранияэлектродов искровой промеж уток может оказатьсязначительно больше положенного (0,6—0,7 мм). Поэтому его сопротивление при давлении в конце тактасжатия может стать больше сопр отивления слоя нагара внутри свечи, из-за чего она перестаетработать . Во изб ежаниетаких головоломок рекомендуем иметь при себе во всех поездках совершенно исправнуюзапасную свечу. Понятно, что ее не следует возить в открытом виде на дне инструментального ящика, где недолго повредить. Теперь вернемся на шаг назад. Если при проверке посредством гвоздя искры между ним и «массой» нет, опять-таки не торопитесьвыворачивать свечу! Извлеките конец провода высокого напряже ния из наконечника и. немного срезав изоляцию на конце (чтобы убедиться висправности медных жилок), поднесите его на расстояние5 —10 мм к «массе», п оворачивая одновременно коленчатый вал. Есть искра — з начитнеисправеннаконечник . Как ехать дальше? Зачистите конец провода на длине 15 — 20 мм и, намотав его на вывод свечи, п ускайте мотор. Другой вариант : и скры между концом провода и «массой» нет. В этом случае следует продолжить поиск, перейдя теп ерь уже ккатушкезажиганияи ее электрическим цепям. Проверьте состояние конца провода высокого напряженияи надежность его крепленияв гнезде катушки. При движении на мотоцикле всильный дождь попадание воды на этот узел почти всегда приводит котказам системы зажигания : высокое напряжение до свечи не доходит, пробой происходит либо в месте выхода провода из катушки, либо между мокрым проводом и близл ежащим ребром головки цилиндра. У вас здесь все нормально? И провода «А» и «Б» (см. схему) подключены надежно? Тогда проверьте, «выдает» ли достаточное напряжениекатушка . Вставьте теперь уже в ее гнездо гвоздь вместо провода и вновь проверьте, в озникает ли искра в промежутке 5—10 мм между концом гвоздя и «массой». Если имеющ еесянапряжение недостаточно, чтобы пробить такой промежутокв воздухе, то оно тем более не пробьет зазора между электродами свечи при значительномдавлениив конце тактасжатияв цилиндре. Искра нормальная ? З начит , неисп равенвысоковольтный провод: у него может быть поврежден изоляционный слой (и в этом месте происходит пробой на «массу»), в озможени обрыв жилы внутри изоляции , но такслучается крайне редко. И скры нет? Значит, н еисправна сама катушка или ее питающаяцепь (низкого напряжения ) . Вспомним теперь , к ак работает катушказажигания . При замкнутых контактахпрерывателя по первичной обмотке катушки идет ток. В опр еделенный момент, когда поршень находится вблизи верхней мертвой точки, контакты прерывателя размыкаются, п рерываяв ней ток. Во вторичной обмотке при этом индуцируется высокое напряжение , достаточное, чтобы искра пробила промежутокв свече. Чем резче разрывается ток в первичной обмотке, тем вышенапряжение , в озникающее во вторичной. Поэтому параллельно контактам прерывателя включен конденсатор. и справная работа которого способствует более резкому прерыванию тока в первичной обмотке. Когда контакты прерывателя загрязнены или сильно изношены вследствие постепенного обгорания, они начинают работать менее четко, и это снижаетнапряжение , создаваемое катушкой. Если из цепи зажигания совсем удалить конденсатор, то мы либо ухудшим ее работу, либо вообще приведем к прек ращениюискрообразования на свече. В случае пробоя конденсатора контакты прерывателя оказываются зашунтированными им. из-за чего при вращении коленчатого вала ток в первичной обмотке катушки не прерываетсяизажигание отк азывает . Оно перестает действовать и тогда, когда замыкаются на «массу» подв ижныйконтакт («молоточек») прерывателя или- идущие к нему провода. При обрыве цепи между катушкойи прерывателем ток по первичной обмотке не проходит, и это тоже приводит котказу зажигания. Итак, п роверьте , идет ли по первичной обмотке катушки ток иразрывает ли цепь прерыватель . Для этого можно воспользоваться упомянутой контрольной лампочкой, включив ее в цепь проводов «А» и «Б» вместо катушки , или поступить так: включив зажигание , поворачивайте коленчатый вал, следя за искрением контактов прерывателя . Если через них идет ток, то при размыкании на них должна быть заметнаискра . Если искры нет, — возможно, пробит конденсатор . В этом случае попробуйте его отсоединить — и скрениеконтактов подтвердит его повреждение . Конденсатор. к аки свечу, всегда следует иметь взапасе . Допустим, вы установили , что по первичной обмотке идет ток, к онденсатор исправен, к онтактыпрерывателячистыинормально работают, а на выходе кат ушки по-прежнему нет высокого напряж ения — значит, она неисправна . Катушка зажигания , особенно вдорожных условиях, п рактически не поддается ремонту. Если увасодноцилиндровый мотоцикл, а катушки при себе нет. то. видимо, придется на времяпокинуть своего «коня»... Если мотоцикл двухцилиндровый иотказал какой-то один цилиндр, то на оставшемся вполне можно, не торопясь, д обраться до гаража . Кстати, на двухцилиндровых двигателях с одним карбюратором отказ одного цилиндра почти всегда означаетдефектв , его системе зажигания . В этих случаях бесс мысленноискатьпричину неисправности в системе питания . Повреждение катушки зажигания — я вление довольно редкое, но уместно напомнить: в озникает оно в большинстве случаев от того, что оставляют надолго включеннымзажигание при неработающем двигателе (катушка перегревается, и портится ее изоляция). Все сказанноео системе зажигания почти полностью относится ик мотоциклам, не оборудованным аккумуляторной батареей. Убедившись в исправности системы заж игания , в ернемсяк системе питания. Проверим, не засорилось ли отверстие вкрышке поплавковой камеры. Если нет — п ридется снять карбюраторитщательноочистить все его каналыижиклеры , продувая их при помощи хотя бы мотоциклетного насоса. Ж иклеры ни в коем случае нельзя чистить проволокой, чтобы не изменить их пропускную способность. Можно быть уверенным, что в больш инстве случаев предлагаемая методика поиска неисправности поможет начинающ ему мотоциклисту быстро и точно найти ее, если вдруг заглохнет двигатель. 13