40
41
в НОМЕРЕ:VI Спартакиада народов СССР По адресам героев-водителей Рождено соревнованием Перед пленумом ЦК ДОСААФ Воспитанники ДОСААФв армии Новости, события, факты Шаги пятилетки 2 000 000 «жигулей» Знамя Победы — знамя •Клуб «Автолюбитель» Страничка мотоциклиста На книжную полку В обществах авто- и мотолюбителей В помощь организациям ДОСААФ социализма Июль — пора финалов Б. Демченко, Е. Юдковская. Память о них священна В. Старчевский. Снова в рейсах М. Львов. И обучение и спорт! В. Безродный. Ночной марш 56 _7 _8 1012Для вас, туристы В. Беляев. Карбюратор вашего «Москвича» Н. Богомолов, Н. Морозов, Н. Нарыков. «Запорожские беседы» Э. Баклашкин. Собираясь в дальний путь14 18 19 20 20 21 22 23 24 24 26 26 28 28 29 30В. Науменко. Размышляя над уставом Класс безопасности движения Ю. Ставровский. Карт на высшем уровнеЗеленая волнаМ. Звоников, В. Звоников. Профессиональная несовместимость Это могло не случиться Стоп — ляп A. Булатов, М. Кабурова. Шлем мотоциклиста Ю. Абдашев. Кровь на асфальте На дорогах всего света B. Янин. Маневр или торможение? С законом «на Вы» Экзамен на домуВ мире моторов Спорт В. Кузнецов. От дорожных до гоночных И. Гейман. Такова спортивная жизнь Они стартуют в финалах32 34 36 37 38 39Справочная служба Советы бывалых Спортивный глобус С. Юров. Каскадеры На обложке : 1-я стр.-- фото Р. Озерского;40 4-я стр.— фото В. ШиршоваГлавный редактор И. И. АДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР, В. П. КОЛОМНИКОВ, Л. В. КОСТКИН, Б. П. ЛОГИНОВ, В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС (отв. секретарь|, В. П. НАУМЕНКО, В. И. НИКИТИН, В. М. ПЕТРОВ, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, А. П. СЕРЕДА, Н. М. СТАНОВОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора], Б. Ф. ТРАММ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М . ШУГУРОВ Зав. отделом оформления' Г. Ю. Дубмаи. Художественный редактор И. П. Бурлака Художник С. Л . Ветров Корректор М. И. Дунаевская Адрес редакции: 103092, Москва, К-92. Сретенка, 26/1. Телефон 207-23-82. Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 29.4.1975 г. Подписано в печать 28.5.1975 г. Тираж 2 450 000. Бум. 60x90'/,. 2,75 бум. л. = 5,5 печ. л. Цена 50 коп . Зак. 3002 Г-73073 3-я типография Воениздата Издательство ДОСААФ. Москва (F\ «За рулем», 1975 г.то профессия немногих, и знают о ней немногие. Мы смотрим фильм с захватывающим приключенческим сюжетом, внимание все время приновано к экрану, восторгаемся головокружительным трюком. Проходит некоторое время, и мы задумываемся над тем, к ак же актеру удалось его выполнить, подчас не подозревая, что в самый острый момент перед нами был не он, а тот, кого называют каскадером. Фильм «Директор». Преследуемая басмачами, горящая машина несется и обрыву. Еще мгновенье—и она, вся вспыхнув, срывается в пропасть. — Этому, восстановленному ЗИС — 5 суждено было погибнуть, — вспоминает руководитель трюковых съемок Александр Микулин. — В кузов машины поставили две бочки с бензином. А во время съемок, когда автомобиль опрокинулся в пропасть, бензин «взорвался». На экране — драматические, огненные кадры. Сложность еще заключалась в том,— продолжает наш собеседник, — что внизу расположились операторы и съемочная группа. Пришлось выбирать траекторию и рассчитать скорость, чтобы горящая машина упала с сорокаметрового обрыва точно в определенное место. Во время съемок за рулем был сам Минулин. За шесть метров до пропасти он выпрыгнул из кабины и приник к земле. Над ним пронеслись лошади «басмачей», преследовавших машину, а она, как огромный факел, вращаясь, падала вниз. Не случайно все трюки , которые готовит и выполняет Микулин, связаны с автомобилями. Началось это в 1963 году. Тогда Александр занимался автоспортом, и ему предложили принять участие в съемках фильма «До завтра». Проба оказалась удачной. С тех пор, а прошло уже двенадцать лет, автомобиль стал его партнером в этой необычной работе. Риск каскадера не слеп. Трюк продумывается до мельчайших подробностей. Без тщательной подготовки, точного расчета не обходится ни одна «катастрофа». На съемках фильма для ГАИ «За рулем Коробкины» Микулин нарисовал «нарушительнице» — артистке Н. Румянцевой — на проезжей части черту, в пределах которой гарантировал ей безопасность. В этом же фильме Микулин «сбивает» незадачливого пешехода. С ним перед съемкой каскадер взвешивал каждый шаг. Эти фильмы для ГАИ представляются Александру самыми трудными еще и потому, что в них часто снимаются дети. Нередко для выполнения сложных трюков нужна особая подготовка автомобиля. В фильме «Директор» есть эпизоды гонки в пустыне. Для этих кадров на старые ЗИС —5 и ГАЗ—АА поставили V-образные двигатели мощностью 130140 л. с , специальные амортизаторы, переделали тормоза, усилили рессоры. Для эффектных кадров погони обычно блокируется задний мост, а потом на экране вы видите лихие заносы на поворотах. На двух колесах ездят с таким же мостом. Но ведь мало подготовить трюк, проумать, надо суметь и выполнить его. от почему необходимо обладать ловностью циркового артиста, чтобы выпрыгнуть из мчащейся машины за секунду до столкновения, как это происходит в фильме «Ошибка резидента», или, лежа под приборным щитком, управлять ею, когда за рулем сидит герои кинокартины «Дорогой мальчика. Работа каскадера немыслима без тренировок, без спорта. Ну и, конечно, это призвание. С. ЮРОВбЭти снимки показывают несколько эпизодов работы каскадера. Справа, рядом с фото, на котором вы видите Александра Микулина, — кадр, сделанный во время съемок фильма «За рулем Коробкины», и момент тренировки перед очередной съемной; внизу — кадр из фильма «Директор». Фото И. Гневашева