12
13
КЛЫБВТОАКЗБИТЕ/>Карбюратор вашегоЗакончим разговор о карбюраторах К—126П иК —126Н, начатый на прошлом заседании «Клуба». Сегодня Валерий Николаевич БЕЛЯЕВ поделится с автолюбителями своими знаниями и опытом в более сложных регулировкам- систем карбюратора, наладке их, расскажет о капризах холостого хода.Немного о жиклерахОзнакомьтесь с таблицей. К ак видите, карбюраторы К — 1 26ПиК — 1 26Н сильно различаются по регулировкам. Это касается и смесительных камер, и диффузоров, и жиклеров — всех главных элементов. Одинаковы лишь системы холостого хода. И это нужно знать.Карбюратор К — 126П (К—126Н): 1 — полукольцевой канал на фланце корпуса; 2 — топливный жиклер системы холостого хода; 3 — воздушный жиклер системы холостого хода; 4 — первичная смесительная камера; 5 — распылитель системы экономайзера; б — распылитель ускорительного насоса; 7 — топливоподводящий винт; 8 — нагнетательный (перепускной) клапан; 9 — регулировочная гайка на штоке ускорительного насоса: 10 — регулировочная гайка, на штоке экономайзера; 11 — плунжер ускорительного насоса; 12 — вторичная смесительная камера: 13 — распылитель эноностата: 14 — воздушный жиклер вспомогательной системы; 15 — топливный жиклер вспомогательной системы: 16 — шток экономайзера: 17 — колодец эмульсионной трубки вторичной камеры; 18 — колодец главной дозирующей системы вторичной камеры: 19 — дроссельная заслонка вторичной камеры: 20 — главный топливный жиклер вторичной камеры; 21 — колсдец ускорительного насоса; 22 — шариковый клапан ускорительного насоса: 23 — клапан экономайзера: 24 — смотровое окно поплавковой камеры; 25 — в инт для регулировки состава смеси 'БИНТ «качества»): 26 — дроссельная заслонка первичной камеры; 27 — главный топливный жиклер первичной камеры; 28 — колодец эмульсионной трубки первичной камеры; 29 — колодец главной дозирующей системы первичной камеры; 30 —. заглушка у переходного отверстия; 31 — заглушка у отверстия отбора вакуума; 32 — резьбовое отверстие для штуцера вакуум-корректора. На рисунке устройство нарбюратора показано без подробностей и ряд деталей изображен условно. Все винты, пробки и заг лушки , выведенные на наружную поверхность карбюратора, выделены красным цветом. с<Москвича»А можете ли вы определить, какой жиклер относится к первичной камере, а какой ко вторичной, когда разберете карбюратор? Для этого достаточно взглянуть на них: у первой — они блестящие, у второй — матовые, темные. На всех топливных жиклерах выбиты цифры — обозначение пропускной способности. Они показывают, сколько «кубиков» воды может протечь за минуту при напоре в1м водяного столба и температуре 20°С. У воздушных жиклеров такой маркировки нет. Их пропускную способность определяют по диаметру отверстия, так же как иу распылителей экономайзера, эконостата и ускорительного насоса (данные приведены в таблице). При повреждении какого-либо жиклера в результате грубой прочистки или во время вывертывания восстановить его механическим путем не удастся, а заменить «похожим» — мало толку. Нужен только новый, точно такой, как был, с точно такой же пропускной способностью (проходным сечением отверстия и канала). Не советуем доверять «специалистам», которые берутся, уменьшив какие-то проходные сечения, обеспечить сказочную экономию или, увеличив, гарантируют фантастическую мощность. В современном карбюраторе все достаточно точно сбалансировано, и результат может получиться обратным. Жиклеры приходится прочищать. Чаще других засоряется топливный жиклер 2 системы холостого хода (рис. 1): у него самое малое сечение. Главные и другие топливные жиклеры забиваются грязью крайне редко. И если это все же случается, то, как правило, из-за коррозии при попадании в карбюратор воды. Для прочистки жиклер нужно вывернуть подходящей по размеру и правильно заточенной отверткой и снять отложения заостренной спичкой, а затем промыть ацетоном или чистым бензином. Запомните: проволочка или игла в работе с жиклерами категорически противопоказаны. шайтесь: должен обозначиться характерный звук выбрасываемой под давле нпем струйки бензина, а у горячего двигателя поднимается легкий «дымок» испарившегося топлива. Если этих признаков исправности нет — снимите верхнюю часть карбюратора, ослабьте топливоподводящий винт 7, крепящий блок распылителей 5и 6, и снога нажмите на рычаг дроссельной заслонки. Ну как, течет бензин из-под винта и блока? Да? Значит, действительно «забит» распылитель; нужно снять его, промыть и продуть сжатым воздухом. А если нет? Тогда пойдем дальше, поищем неисправность в самом насосе. Сначала нужно снять карбюратор и опрокинуть его. При этом перепускной клапан 8 должен вывалиться. Не хочет выпадать? Тогда можно слегка постучать плоскостью корпуса карбюратора по деревяшке. Хорошо на некоторое время залить в поплавковую камеру ацетон или бензол. Последний очень хорош еще тем, что растворяет смолистые отложения. И не ошибитесь при сборке. Перепускной клапан надо ставить в корпус острием вниз, иначе насос не будет работать. Может засориться, прилипнуть или заесть в своем гнезде обратный впускной шариковый клапан 22, который находится на дне цилиндра ускорительного насоса и фиксируется от выпадания стопорным кольцом. Промывают и очищают этот клапан тем же порядком, что и перепускной. Для того, чтобы добраться до него, нужно снятьнижнюю часть карбюратора, расцепить привод ускорительного насоса и экономайзера и вынуть привод вместе с плунжером насоса. Попадающие в карбюратор с топливом абразивные частицы могут вызвать заедание плунжера 11, которое нередко сопровождается заеданием дроссельных заслонок («не сбрасывается газ»). Полировка задиров, ацетоновая ванна и продувка сжатым воздухом, как правило, устраняют этот дефект. «Провал» возможен и при исправности всех частей ускорительного насоса как результат неправильной его регулировки и неверной дозировки порции впрыскиваемого бензина. При этом почти равно нежелательны и слишком «много» и слишком «мало». Пропускная способность ускорительного насоса регулируется перемещением гайки 9 на штоке. Она определяет величину хода плунлсера 11 в его колодце, а следовательно, и количество бензина, подаваемого за один ход. Проверяют регулировку так. Карбюратор укрепляют над воронкой, под которую поставлена мензурка, подводят к нему топливо и нажимают на дроссель 10 раз с интервалом 2—3 секунды. Если в мензурке окажется после этого меньше 8 см 3 или больше 12 см 3 бензина — нужна регулировка. Соответственно заверните (производительность увеличится) или отверните гайку 9 пассатижами, удерживая другими шток. Еще раз проверьте. Если все в норме, слегка обожмите верхнюю часть гайки тупыми кусачками и этим законтрите ее. Наконец, последнее. Проверьте и, при необходимости, отрегулируйте момент открытия клапана 23 экономай-Параметры карбюраторов К—126П и К—126НМодель автомобиля Модель карбюратора Смесительные камеры Диаметр смесительных камер, мм Диаметр больших диффузоров, мм Пропускная способность главных топливных жиклеров, см 3 /мин Диаметр главных воздушных жиклеров, мм Пропускная способность топливных жиклеров холостого хода, см'/мин Диаметр воздушных жиклеров холостого хода, мм Пропускная способность топливных жиклеров переходных систем, см 3 /мин Диаметр воздушных жиклеров переходных систем, мм Диаметр отверстий распылителей экономайзера, мм Диаметр отверстия распылителя эконостата, мм Диаметр отверстия распылителей ускорительного насоса, мм Пропускная способность ускорительного насоса (за 10 ходов плунжера), см 3ная 32 22 275 2,0 65 1,8«Москвич—408» К — 126П первичвторичная 32 25 150 1.0«Москвич — 412» К — 126Н первичная 28 21 185 1.1 65 1,8вторичная 32 23 250 1.1Как бороться с «провалом»Бывает, что при резком нажиме на педаль «газа» даже хорошо прогретый двигатель не сразу начинает набирать обороты, а то и вовсе глохнет. Это так называемый «провал» • резкое обед— нение смеси из-за неисправности системы ускорительного насоса. Наиболее вероятная причина — засорение распылителя б, что нетрудно проверить. Сняв воздушный фильтр, несколько раз резко нажмите на привод дроссельной заслонки. Прислу— —150 1,3— —150 1.5— — — —0, 6— —О.о— —не м снее—2,0—0,( i8Пути бензина (показаны черными стрелками) и воздуха (белые стрелки) в системе холостого хода: 1 — топливный канал; 2 — регулировочная игла (винт «качества»); 3 — переходное отверстие. А — правильное положение дроссельной заслонки; Б — неправильное положение дроссельной заслонки. Так сверлят дроссельную заслонну.в11 iс/,