26
27
I. Был ли застегнут шлем в момент дорожного происшествия! 01 да 02 нетII. Какие он получил повреждения (заштрихуйте это место на рисунке]! 01 02 03 04 05 06 не поврежден царапина трещина пробит вмятина общая деформацияч хлевая сторонаправая стороназ »\'/III. В каком году он был приобретен и каким предприятием изготовлен!IV. Какие травмы Вы получили при дорожном происшествии! 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 сотрясение мозга ушибы мозга сдавливание мозга повреждение костей свода черепа повреждение костей основания черепа повреждение шейных позвонков повреждение позвоночника повреждение нижних конечностей повреждение верхних конечностей повреждение грудной клетки повреждение живота другие повреждения травм не получилV. Как протекало лечение! 01 02 03 лечения не потребовалось находился на бюллетене лежал в больницеVI. На какой срок была утрачена трудоспособность! 01 02 03 04 05 06 07 остался трудоспособным до 7 суток до 14 суток до 30 суток до 45 суток до 60 суток свыше 60 сутокто было междуцарствие света и тьмы, то недолгое вечернее время, когда и фары включать еще рано и без них ехать как-то неуютно. Знакомое шоссе, ведущее от керченской переправы в глубь Кубани, выглядело пустынным, встречные машины попадались редко. И тут недалеко от поворота я увидел на асфальте какую-то странную неподвижную фигуру. Казалось, человек в белом присел прямо посреди дороги. Нога сама по себе соскользнула с педали акселератора и легла на тормоз. Струя дальнего света от моей машины внезапно врезалась в сгущающиеся сумерки и высветила силуэт крупной белой собаки, застывшей над таким же белобрысым мертвым щенком, жертвой одной из многих тысяч дорожных драм. Я сбавил скорость и медленно объехал собаку. Она даже не пошевелилась, только проводила меня взглядом. Естественный для всего живого механизм самосохранения был отключен начисто, словно в нем от переизбытка напряжения перегорел какой-то важный предохранитель. Я рискую показаться излишне сентиментальным, но глаза этой собаки, полные немого отчаяния, удивления и боли, преследовали меня до самого дома. Увы, это был взгляд матери. И какое в тот момент имело значение, что передо мной всего лишь обыкновенная беспородная дворняга. Однажды невдалеке от поселка Горячий Ключ меня обогнала «Волга». В такое тихое воскресное утро спешить можно было только на отдых, к морю. Скорость у автомобиля была за сто, хотя до поселна оставалось подать рукой. В этот момент дорогу перебегала собачонка, невзрачная, коротконогая, со смешными темно-рыжими пятнами. Там, на другой стороне шоссе, в тени деревьев приютилось несколько домиков. Пес был уже недалеко от обочины, и водитель «Волги», не имея других помех на пути, одним легким движением руля мог без труда избежать наезда. Но в нем, видимо, проснулся «охотничий» азарт сродни звериному инстинкту, и вместо того, чтобы пропустить животное, он бросил машину вправо еще ближе к обочине. Пес сделал последнее невероятное усилие, пытаясь увернуться, но машина все-таки успела зацепить его, и он , как тряпичная игр ушка , перевернувшись в воздухе, шлепнулся об асфальт и завертелся волчком. Я остановился на обочине, и мы с женой подошли к собаке. Она оказалась еще живой, но была в глубоком шоке от контузии, боли и страха. На секунду я сам представил мчащиеся на меня полторыVII. Пришлось ли Вам из-за травмы изменить род работы) 01 да 02 нетЧССР. В 1938 году во всей стране было 85 тысяч легковых автомобилей. За двадцать послевоенных лет их количество возросло до 410 тысяч, а в настоящее время насчитывается 1.4 миллиона легковых автомобилей. АНГЛИЯ. Страховые общества решили значительно снизить взносы для владельцев автомобилей, которые будут оснащены бамперами, выдерживающими без повреждений столкновение машин, едущих со скоростью до 8 км/час. Это привело к созданию новой конструкции бампера с поршнем в цилиндре, приваренном к кузову. Внутри цилиндра находится пружинящая пластмасса, сжимаемая во время удара, или специальная силиконовая жидкость с такими же свойствами. При столкновении автомобилей, движущихся со скоростью 8 км/час (при маневрировании на тесных городских улицах таких случаев немало), бампер углубляется на 6 сантиметров, а затем восстанавливает прежнюю форму. ВЕНЕСУЭЛА. Каждый, кто хочет получить водительские права, с недавних пор должен пройти обследование наVIII. Какую группу инвалидности Вы получили в результате травмы! 01 02 03 04 первую вторую третью травма к инвалидности не привелаIX. В чем Вы видите недостатки Вашего шлема!26 Кровь на асфальтетонны ревущего металла мощностью в сто лошадей, увидел прищуренные глаза водителя, т оржествующуюухмылку на его губах, и мне стало страшно. Не за собаку, за нас — людей. Бешеная скорость, громадное преимущество в силе и собственная неуязвимость опьяняют неуравновешенных, черствых и слабых духом сильнее всякого алкоголя. И беда в том, что эту форму опьянения не способна выявить никакая реакция Рапопорта. Такой человек на дороге опасен для всех, поскольку свободно распоряж ается тем, что принято называть источником повышенной опасности. Пса мы перенесли в прохладную тень под кустамии положили на траву. Из раны на бедре сочилась кровь. Видимо, и ность была повреждена. Ж ена , к ак умела, обработала и перевязала рану своим носовым платком. Помочила псу голову. « М ожет быть, отойдет, о тлежится » , — подумали мы тогда. Собака действительно пришла в себя, но лежала тихо, только понимающе смотрела на нас влажными темными глазами. Я поручил ее заботам местных ребятишек, игравших неподалек у , и попросил их разыскать хозяев. Впереди нас ждал таинственный сум рак леса, солнечные зайчики на замшелых полянках и прохладные рыжеголовые маслята в молодом сосняке. Но странно, ни ясный день, ни звон лесного ручья, ни грибы не могли уже исправить нам настроения. День, которого мы с таким нетерпением ждали целую неделю, был окончательно загублен. Вечером на обратном пути мы остановились у того самого места, где оставили собачонку, но там ее не оказалось. Мы застали только примятую траву да аккуратно постиранный иуже успевший высохнуть носовой платок жены , привязанный к ветке боярышника. На каждой загородной дороге в любой поездке можно насчитать до десятка расплюснутых, раскатанных колесами грузовиков кошеки собак, нередко уже смердящих, обсиженных мухами и, безусловно, представляющих собой угрозу для здоровья людей. В пособиях по Правилам дорожного движения не раз говорилось о том, что вкритических ситуациях, когда перед движущимся транспортным средством внезапно появляется домашнее или дикое животное, а резкое торможение (гололедица) или объезд (поток встречных машин) грозят возможной аварией, выбирать не приходится: ж изнь человека, в конечном счете, неизмеримо дороже. Но если быть до конца честным, сколь ничт ожен процент таких « к ритических » сит уаций , когда перед водителем возникает альтернатива «или —- или». Лично в моей практике за двадцать лет такого не случалось ни разу. И нельзя забывать, что помимо правил, относящихся к учас тникам движения, существуют и другие правила, другие законы, законы человечности и социалистической морали. И совсем не случайно среди трупов животных, оставшихся на асфальте, вы никогда не увидите, скажем, овцу, свинью или теленка, несмотря на то, что в наших южных нраях вопреки правилам их нередко перегоняют по дорогам, особенно вблизи небольших сел и станиц. Задавленный гусь и тот редкость, хотя в период уборки урожая эти неторопливые птицы сотнями толкутся на дорогах, подбирая случайно оброненное зерно. Загадки в этом нет никакой . За овцу, поросенка или того же гуся водителю грозит материальная ответственность. Долго ли записать номер? А иной слишком «эмоциональный» хозяин, глядишь, и по шее надает. Собака жеикошка не в счет. Много ли стоит простая дворняга, да и кто станет за нее взыскивать? Мне, к ак писателю, всегда было любопытно проникнуть в психологию подлости. Однажды .. разговорился с пожилым шофером-профессионалом, который работает на самосвале ЗИЛ — 1 30 , самой быстроходной грузовой машине, постоянно вызывающей мое восхищение. Т ак вот, этот шофер на мои сетования ответил так: — Давил и буду давить! Пусть следят, пусть не пускают без надзора. Чего ради стану я тормозить перед каждой шавкой? У меня работа! Он особенно подчеркнул это последнее слово. И я понял всю бесполезность нашего спора. Передо мной был черствый, злой человек, которого невозможно было разжалобить. В разговоре с ним единственным достойным аргументом могла быть статья Уголовного кодекса или на худой конец нений пунктв Правилах дорожного движения. Стоило ли говорить такому человеку, что и стреноженные лошади порой выскакивают на дорогу, а то и безнадзорные дети? Мы просто говорили на разных языках. В конце'концов я пришел к мысли, что не обязательно жестокость как свойство характера толкает человека на такой зверский проступок. Как-то прошлой осенью мне. пришлось везти в больницу из маленького приморского селения молодого парня, проколовшего до кости ногу ржавой проволокой. Была глубокая ночь, и меня подняли с постели. Гравийная дорога петляла в горах, из щелей и балок языками выползал густой липкий туман. Ехал я, естественно, небыстро. И вдруг в мутном свете фар прямо перед машиной , буквально в трех метрах, заМоральный климат дорогимелькал огромный заяц. Я притормозил, чтобы дать ему возможность скрыться в придорожных зарослях, но по свойственной всем зайцам привычке он не сворачивал с освещенной дорожки . Рядом со мной сидел врач, представитель самой гуманной профессии. Я знал его Щак человека отзывчивого и доброго. Но тутс ним произошло что-то невероятное: от недавней сонливости не осталось и следа, он всем телом подался вперед и заорал: — Ну что же ты, дави его, дави! Я остановил машину, заглушил мотор и погасил фары. Потом щелкнул выключателем плафона, и в салоне стало светло. Мой сосед смутился и пробормотал: — Прости, старина, черт попутал. Я и сам не знаю, к ак это у меня вышло. Мож ет быть, голос предков? Что же это в самом деле? Слепая же ­ стокость, свойственная отдельным людям, показное лихачество или и впрямь какой-то инстинкт, унаследованный от далеких предков-охотников, т акойже атавизм, к ак хвост или волосатость у человека? Нет, все это не то. Речь может идти только о недостатке, а порой и полном отсутствии нравственного воспитания в семье, начиная с детского возраста. К ак бы то ни было, а тысячи ни в чем не повинных животных гибнут на всех дорогах страны. Их не учитывает стат истика , их не заносят в милицейские протоколы. Но красная горячая кровь, очень похожая на нашу, человеческую, продолжает течь по асфальту. К ак всегда отворачиваются женщины , стараются, чтоб не смотрели малыши, стискивают зубы в бессильном гневе настоящие мужчины. Они-то знают, к акую необузданную силу дала им вруки современная цивилизация, и хотят быть достойными ее. Ведь по-настоящему сильный, к ак правило, великодушен и добр. В наш век стремительного технического прогресса за рулем не может сидеть человек безжалостный или даже просто недоброжелательный, человек с пустой душой и холодным сердцем. Иначе это может обернуться во зло, иначе это опасно. И дело, в нонечном счете, не в собаках икошках , хотя и их нельзя сбрасывать со счетов, а в непоправимом моральном ущербе, наносимом этими людьми нашему обществу, и в первую очередь детям. Потому что дети — это зеркало нашей совести, потому что вних наше будущее. Юрий АБДАШЕВ , член Союза писателей г. КраснодарНА АОРОГАХ ВСЕГО«психологическую пригодность». Если врач установит, н апример , «склонность кагрессивному поведению», то кандидат не будет допущенкэкзамену . Такое реш ение было принятовсвязис катастроф ическим ростом числадорожных происшествий. ИСПАНИЯ. А квапланирование (скольжение колеса из-за водяной подушки в зоне контакташиныс дорогой) было причиной очень многих дорожных происшествий наавтомагистрали Барселона Матаро. Для обеспечения быстрого стока воды на покрытии под углом 30 — 40° к оси проезжей части черезкаждые2 метра нарезалинебольшиеканавки . За прош едшиетри года здесь не случилось ни одного дорожного происшествия по этой причине. ИТАЛИЯ. В порядкеэксперимента на автомагистрали Мессина — Палермо были установленыветрозащитные устройства из пятикрыльевспециального аэрод инамическогопрофиля . К рылья имели наклон 60° и вогнутой частью были обр ащеныв сторону ветра. И спытания пок азали . ч тотаким способом можно вдвое уменьшить скорость ветра и оказ ываемое им давление на боковые поверхности автомобилей. США. Количество дорожных происшествий в Нью-Йорке вырослов 1974 году почти до 177 тысяч (в 1973 году было 154 тысячи). На улицах города погибло более тысячижителей . В масштабах всей страныдорожныепроисшествия стоили жизни почти 46 тысячамамериканцев . США. Свыше половины всех автомобилей, н аходящихсявэксплуатации , страдают серьезнымитехническими неполадками. Об этом говорится в докладе ассоциации предпринимателей, выпускающ ихзапасные части. Как указываетсяв докладе, ежегодный технический осмотр превратилсяв пустую формальность . ШВЕЦИЯ. На каждые 10 тысяч автомобилей встранеприходится восемь человеч ескихжертвза год врезультате дор ожныхаварий . Это сравнительно низкий показатель . Скажем, в Австрии эта цифрасоставляет 14 погибших, во Франции — 11, в ФРГ — 10. ФРАНЦИЯ. В Париже проходит испытания интереснаяавтоматическая система, суть которой в том, чтобы обезопасить проездсанитарных , п ожарныхи других автомобилей спецслужбчерез перекрестки. Она устанавливается непосредственно на светофоре . Устройство это с расс тояния 500 метров может улавливать сигналыинфракрасного источника света, к оторый на определенной высоте устан авливается на каждом автомобиле спец иальных служб. П ринятый сигнал перек лючаеткрасный свет в светофоре на зеленыйили не дает погаснуть зеленому, пока не проедет специальный автомобиль. ЯПОНИЯ. И здесь полиция взяла на вооружение автоматическую аппаратуру для борьбы снарушителямиограничений скорости на магистралях. Впервые дватакихаппарата были недавно установлены на шоссе Кобе—Амагасаки. Как только датчик прибора замечает автомобиль, который движется с превышением скорости, начинает действоватьинфра ­ к расная фотокамера. Она снимает машину. ее номер ирегистрируетвремя проезда. 27