И обучение и спорт!Перед тем как поехать в Калининград, мне довелось побеседовать с начальником одной довольно уважаемой автомобильной школы ДОСААФ , заслуж енно , полагаю, носящей звание образцовой. Новое трехэтажное здание, гараж и , автодром, просторные классы, оборудованные, м ожно сказать, на уровне автомобильных вузов, если не лучше, — все свидетельствовало о серьезном подходе к делу. Разговор наш состоялся как раз в те дни, когда произошло переименование автомотоклубов в автошколы, когда, собственно, начиналась не формальная смена вывесок, а настоящая перестройка работы на этом новом этапе жизни учебных организаций оборонного Общества. И мой собеседник, не скрывая чувства удовлетворения, которое испытывал от высоких оценок, получаемых курсантами школы на экзаменах в ГАИ, весьма одобрительно отзывался о мерах, связанных с переименованием, и о том, что последует за ними. — Одно меня беспокоит, — сказал начальник школы, — не загубим ли мы , — он подумал, подбирая, вероятно, более точное выражение своей мысли, — не подрубим ли мы корни развития технических видов спорта? Председатель калининградского обкома ДОСААФ С. А. Петров, к оторомуя рассказал в общих чертах о разговоре с начальником автошколы, чью фамилию здесь и ни к чему называть, не подверг его, как можно было ожидать, осуждению. Он некоторое время молчал, видно, взвешивал, как точнее определить позицию обкомав отношении развития технических видов спорта в автошколах ДОСААФ области. Вернее, сама-то позиция уже сложилась, а Петров думал о том, как ее точнее выразить в словах. Наконец он сказал: — Двух мнений быть не может. К о ­ нечно, автошколы должны сохранить здесь преемственность, а если в ранге клуба не стали, то теперь обязаны стать центрами, базами, что ли, развития автомобильного и мотоциклетного спорта. К тому же есть на этот счет прямое указание ЦК ДОСААФ СССР, обязывающее создавать при школах спортивные клубы с соответствующими секциями. Сейчас мы как раз к этому готовимся. Что же касается сомнений, то начальника автошколы, о котором вы говорили, тоже можно понять: учебная нагрузка огромна, а материально-техническая база не у всех еще достаточно крепкая, не все автошколы в равной степени обеспечены преподавательскими и спортивными кадрами.... Помолчав, председатель обкома добавил: — Наши автошколы тоже пока похвастаться успехами в этом плане не мо ­ гут. Хотя в головной — калининградской областной — определенный опыт уже имеется, побывайте там, сами увидите... Первое, что бросилось мне в глаза в автошколе, — это большой, ярко оформленный стенд с социалистическими обязательствами, которые взяли на себя преподаватели, инструктора, мастера производственного обучения, курсанты в этом году — завершающем году пятиПеред пленумом ЦК ДОСААФлетки. Главное в обязательствах — повышение качества учебы. А вот и пункты о спорте. Читаю: «Подготовить 65 спортивных инструкторов, тренеров, судей для первичных организаций ДОСААФ». Что и говорить, важное обязательство! Важное потому, что немало еще у нас учебных организаций, которые за мно ­ гие годы не подготовили ни одного активиста автомотоспорта, у меющего поставить дело. А тут — шестьдесят пять! Все они потом разойдутся по первичным организациям ДОСААФ , станут организаторами, застрельщиками автомобильного спорта. Пусть даже не спорта, а просто пропагандистами моторной техники — и то ужемного ! В автошколе понимают: первичная организация — основа основ Общества. В сентябре состоится очередной пленум ЦК ДОСААФ , который выработает меры по активизации деятельности первичных организаций, повышению их роли в военно-патриотическом воспитании трудящихся. И помощь низовым оборонным коллективам — важная обязанность учебных организаций. Вчитываюсь еще в один пункт обязательств: «Подготовить по мотоспорту двух мастеров, четырех кандидатов в мастера, 12 перворазрядников и столько же второразрядников, а также 30 спортсменов третьего разряда». В автоспорте обязательства скромнее — подготовить трех перворазрядников, 12 второразрядников. В работу по выполнению этих обязательств много сил вкладывают преподаватели, тренеры. Причем за чемпионами не забывают о резервах. Не так давно по инициативе тренера Наталии Савченко была проведена конференция любителей мотоциклетного спорта, в которой приняло участие около 60 человек, и среди них немало начинающих. Самая многочисленная спортивная секция — мотоциклетная. Она, в сущности, является организатором всех спортивных состязаний — районных, городских, областных. При обкомеДОСААФ создана сборная команда мотоциклистов, которая состоит в основном из членов мотосекции автошколы. Она уже не раз побеждала в ряде соревнований. Недавно привезла из Гродно переходящий хрустальный кубок имени Героя Советского Союза генерала Д . М. Карбышева. Первыми были калининградцы ив Смоленске в соревнованиях на приз имени Героя Советского Союза партизана Владимира Куриленко. Почетно, что сейчас в сборной Российской Федерации шесть спортсменов—калининградцы. Словом, успехи очевидны. И секция полна решимости приумножать их, а главное — сделать спорт массовым. В год финалов VI Спартакиады народов СССР это особенно важно. Активисты секции приложили немало усилий, чтобы привлечь к соревнованиям как можно больше владельцев личных мотоциклов. Дело это оказалось не простым. Пришлось прибегнуть к разным средствам: индивидуальным беседам, показательным выступлениям. Сам ым действенным видом агитации оказались показательные состязания, которые несколько раз проводились в Калининграде для владельцев двухколесных машин. Вскоре было уже немало желающих попробовать свои силы в соревнованиях. Потом созвали председателей райкомов ДОСААФ области и тренеров спорттехклубов. Они получили наглядный урок, как надо организовать соревнования на личных мотоциклах. И дело пошло. Теперь не одна сотня мотоциклистов в области выступает на личных машинах, состязаясь в мастерстве вождения, гранатометании, стрельбе. — Мотоциклетная секция у нас сильнее, чем автомобильная, — говорит начальник автошколы В. И. Матюхин, — но мы стремимся строить учебную и спортивную работу так, чтобы наши питомцы, будущие воины-водители, получили хорошую физическую закалку и практический опыт вождения автомобиля. Для физической закалки курсантов самая благодатная возможность — сдача нормативов ГТО. В те дни, когда я находился в автошколе, заканчивал учебу очередной поток. 96 процентов из него сдали нормы комплекса по стрельбе, гранатометанию, а другие испытания курсанты проходят у себя на предприятиях. Хочется сказать, еще об одном важном деле, которому уделяют внимание калининградцы. В этом году каждый месяц проводят они один-два мотопробега по местам боевой и трудовой славы,посвященные 30-летию Победы. Значение этих пробегов в военно-патриотическом воспитании молодежи трудно переоценить. Причем ив них вносится спортивный элемент — соревнования по фигурному вождению. Открывается, таким образом, новый резерв массового спорта. Думается, что опыт калининградцев найдет отклик у досаафовцев других областей и республик. Конечно, дальнейшее развитие технического спорта в автошколе, области в целом зависит не только от энтузиазма людей, но и от прочности материальнотехнической базы. Пока что оно держится больше именно на энтузиазме. Целиком на плечах «домашних» умельцев ремонт и восстановление мотоциклов, Это настоящие рыцари мотоциклетного спорта. Назову двоих — Виктора Соколкова иЮрия Новикова, буквально мастеров на все руки. Соколков — шофер аварийной службы, Новиков — токарь ЦКБ электропогрузчиков. Закончив смену у себя на производстве, они и их пом ощники «вторую смену» отрабатывают в мастерской школы — трудятся на общественных началах. Им дорога награда, к оторую они здесь получают, — похвала их друзей-спортсменов, ценящих этот бескорыстный вклад в успехи команды. Наверное, в нашем оборонном Обществе есть десятки автошкол, где автомотоспорт развивается быстрее, чем у калининградцев. Но и они набирают скорость. Пожелаем им на этом нелегком пути хороших успехов.м. ЛЬВОВ, спецкор «За рулем»г. Калининград5