По адресам героев-водителей Экспедиция журнала «За рулем»Тмф**.. /Мирюи*СйЛ. ТОНИЛИСИН ,-тЛ-УПАМЯТЬ О НИХПозже в армейской газете Сергей Полежайкин рассказал, что он решил воспользоваться трофейным автомобилем. За руль сел гвардии техник-лейтенант Николаев, рядом с ним — Сергей, и автомобиль, набирая скорость, помчался к тем самым селам, сведения об обороне которых так нужны были нашему командованию. Штабная легковушка ни у кого не вызывала подозрений. Вот она разъехалась со встречной колонной, вот обогнала тягачи, которые тащили мощные орудия. В селе она приостановилась на какую-то минуту — но этой остановки было достаточно, чтобы четыре опытных зорких глаза рассмотрели и место расположения штаба, и систему укреплений, и даже ориентировочно определили силы врага. Потом автомобиль, оставляя хвост пыли, промчался в след ующую деревню... Полученные сведения дали полное представление о намерениях противника и его возможностях... Так воевал коммунист гвардии старший лейтенант Сергей Полежайкин. И уже к середине лета 1944 года был он награжден двумя орденами Красного Знамени и медалью «За отвагу». Четвертой награды — ордена Отечественной войны I степени — он удостоен за смелые действия при форсировании Березины южнее Борисова, у деревни Мурово, когда был уже офицером разведки полка. О таких операциях военные сводки сообщали лаконично: «группа мотоциклистов под командованием... захватила мост через реку... и удерживала его до подхода наших частей». Именно так было ив тот раз. Мотоциклисты-разведчики во главе с Полежайкиным на исходе дня 30 июня неожиданно атаковали фашистов, захватили мост через Березину и закрепились на правом ее берегу. Как ни старались гитлеровцы вернуть утраченные позиции, гвардейцы не отступили. И если снова воспользоваться военной терминологией, то тем самым «было обеспечено беспрепятственное форсирование водной преграды и дальнейшее продвижение наших частей на важном направлении». А за этими сухими словами сотни, а может быть, и тысячи сохраненных жизней. Октябрь 1944 года в Белоруссии и Литве выдался дождливым. Земля набухла. Проселочные дороги стали почти непроезжими. Случалось даже танки застревали, а уж мотоциклистам-разведчикам приходилось и вовсе туго. Но ни безд орожье , ни непогода, ни сопротивление врага не могли задержать продвиОкончание. Начало — см. «За 1975, М. 6. рулем»,У могилы памятника Герою Советского Союза С. И. П олежайкинув г. Кретинге (Литовская ССР) никогда не увядают цветы.жение наших частей к Балтийскому мо рю. И впереди наступающих войск, как всегда, были разведчики. Одну из таких усиленных разведгрупп возглавил в эти дни Сергей Иванович Полежайкин. 10 октября он получил приказ: в глубине обороны противника овладеть дорогой Кретинга—Клайпеда, нарушить связь и управление его частями, дезорганизовать тылы. Выполняя задачу, разведчики на мотоциклах и бронетранспортерах вышли в тыл врага и перерезали железную доро гу и шоссе севернее Клайпеды, уничтожив при этом до трехсот гитлеровцев. Фашисты бросили против гвардейцев новые силы. В это время стали подходить отступающие гитлеровские части, пытаясь пробиться на запад. Положение разведчиков стало совсем трудным, когда появились фашистские танки. Оценивая обстановку, Сергей Полежайкин понял, что наступил тот момент боя, когда особенно важен личный пример командира. Прихватив несколько гранат, где ползком, где короткими перебежками, умело используя любые укрытия, он вплотную подобрался к головному танку и уничтожил его. Вскоре запылал еще один танк, подожженный разведчиками. Это заметно охладило пыл гитлеровских вояк, накал боя ослаб. А к вечеру подошли наши танки. В этом бою полежайкинцы выполнили свой долг — выстояли. Но их командир не увидел того долгожданного мига, когда гусеницы боевых машин 5-й гвардейской танковой армии омылись соленой балтийской волной. Сергей Иванович Полежайкин пал смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронили Полежайкина в городе Кретинге, в литовской земле. Его именем названа улица в этом городе и школа на родине, в Мордовии. Не порывается связь литовских пионеров с сестрой Героя, живущей в Узбекистане. Год от года крепнет дружба школьников Кретинги и курсантов Рязанского военного высшего инженерного автомобильного училища. «Для нас очень интересно переписываться с людьми, которые живут в том городе, за освобождение которого отдал жизнь С. И. Полежайкин», — писали курсанты училища литовским школьникам. Взяли они шефство над своими младшими друзьями. В школе появился подарок рязанцев — альбом о Полежайкине. В нем копии заключения Военного Совета фронта и наградного листа Героя, фотографии курсантов на учениях, спортивных соревнованиях. С распорядком жизни курсантов ребята познакомились ив самом училище, куда приезжали по приглашению друзей. В другом альбоме они рядом на фотографии — «полежайкинцы» из Рязани и Кретинги. В самом училище свято чтут память о Полежайкине. Приказом Министра обороны СССР от 5 октября 1965 года Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Полежайкин С. И. зачислен навечно в списки 1-й роты училища. Его жизнь служит прим ером для всех курсантов и офицеров, для всех воинов Советской Армии и для тех, кто только готовится встать в ее ряды... Из Кретинги наш путь пролег на Ригу, а затем через Таллин к Нарве. Узкая река Нарва разделяет Ленин- градскую область и Эстонскую ССР. На одном ее берегу пристроился небольшой Ивангород. На другом — старинный город Нарва, чьи крепостные развалины помнят петровские времена. В феврале 1944 года под этими стенами было пролито немало крови: фашисты пытались использовать водный рубеж, чтобы удержаться на нем, остановить наши части. В этих боях отличился водитель 504-го легкого артиллерийского полка рядовой Александр Гривцов. Одному из стрелковых подразделений удалось с ходу преодолеть реку и зацепиться за противоположный берег. Но положение его было незавидным — в любую минуту противник мог перейти в контратаку и сбросить храбрецов на лед. Чтобы закрепиться, нужно было немедленно переправить через реку артиллерию. Дело осложнялось тем, что внезапная оттепель сделала лед рыхлым, и он мог не выдержать тяжести тягача с орудием. А на инженерную разведку времени не было. И тогда с берега на лед спустилась тяжелая машина рядового Александра Гривцова. Лед предательски трещал, прогибался, дышал как живой, грозя ежеминутно проломиться, но автомобиль упрямо продолжал двигаться к противоположному берегу. — Переправиться можно, — уверенно заявил Александр, вернувшись назад. — Нужно только буксировать орудия на длинных тросах. И вслед за его автомобилем по непрочной ледовой корке двинулись тягачи других водителей. Фашисты наконец заметили переправу и обрушили на нее огонь — но было поздно. Достигнув противоположного берега, артиллеристы выкатили орудия на прямую наводку и помогли пехотинцам удержать рубеж. В этом эпизоде проявились лучшие черты характера Гривцова: делать самое трудное дело, быть всегда впереди, любое задание выполнять добросовестно, не жалея сил. Таким он был всегда, таким остался ив своем последнем рейсе. Одно из подразделений оказалось в полуокружении — фашисты не замкнули кольцо, но «коридор» насквозь простреливался. Бойцы держались стойко, отступать не собирались, хотя у них кончались патроны и снаряды, кончалось продовольствие. Доставить и то и другое вызвался Александр Гривцов. Когда его автомобиль приблизился к опасной зоне, автоматчики из боевого охранения посоветовали ему вернуться. — Я вернусь, — другой не поедет... А ведь там люди воюют, ждут и надеются на помощь. Нет, ребята, ехать нужно, — ответил Александр. По лесным дорогам и просекам вел он автомобиль так, что едва успевал крутить руль, а от мелькания стволов рябило в глазах. Несколько раз попадал под обстрел автоматчиков. Но все обошлось, он не только доставил груз, но и благополучно вернулся в свое подразделение. — Получается! — радовался Александр. — А они говорят «не надо». Надо! Еще хоть раз съездить надо! И он отправился в новый рейс. Выбирать дорогу не приходилось — она была одна. И фашисты постарались, чтобы теперь по ней и мышь не проскочила: вражеские автоматчики и снайперы засели на деревьях и контролировали дорогу. 1*Гривцову все же удалось преодолеть большую часть пути. А когда до позиций артиллеристов оставалось совсем немного, пуля вражеского снайпера пробила его грудь. Сидевший рядом с Гривцовым солдат видел, как Александр зажал рану, слышал его последние слова: «Ничего, друг, до своих дотянем». А через несколько минут сердце отважного водителя перестало биться. Александру Ивановичу Гривцову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Солдат Гривцов погиб в бою. А имя его живет. Оно в названии ленинградской улицы, соединяющей набережную Мойки с площадью Мира, и в наименовании профессионально-технического училища. Оно живет на постаменте памятника в эстонском городе Синемяэ. Оно живет в новом человеке — Александре Ивановиче Гривцове, внуке Героя, названном в честь деда. И нет сомнения, что, когда теперешний восьмиклассник Саша Гривцов наденет солдатскую форму, он будет носить ее достойно, как носил Александр Гривцовстарший. ...Прокладывая маршруты экспедиции, мы старались проехать всюду, где сражались или живут сейчас Герои-водители, где стоят на их могилах памятники, где живут люди, их знавшие. И все-таки выполнить это намерение до конца нам не удалось. И на карте экспедиции остался необозначенным город Уссурийск, где жил и работал после войны Герой Советского Союза Василий Мефодьевич Ефимов. Не заехали мы ив украинское село Солошино, где при форсировании Днепра дважды отличился гвардии рядовой. Дело было в сентябре 1943 года. Наши части готовились к переправе. В прибрежном кустарнике накапливалась пехота, туда же подошла и реактивная установка, которую вел Ефимов. Рядом с «катюшей» остановился грузовик с боеприпасами. И как раз в него угодил вражеский снаряд. Машина вспыхнула. Казалось, катастрофа неминуема. Но Ефимов не растерялся, быстро отвел в безопасное место свой автомобиль, затем вместе с водителем охваченного пламенем грузовика стал снимать ящики со снарядами. Его примеру последовали другие гвардейцы. Все боеприпасы были спасены. Вскоре началась переправа. Первой на паром въехала транспортная машина с реактивными снарядами. Следом за ней должен был переправиться Ефимов со своей «катюшей». Бомба упала между берегом и паромом, и взрывной волной шаткое сооружение отбросило от берега метров на семь. При этом паром накренился, и грузовик соскользнул в воду... Переправляться без запаса снарядов? Как бы не так... И, опережая всех, Василий сбрасывает сапоги, гимнастерку и прыгает туда, где исчез грузовик. И вот он появляется на поверхности со снарядом в руках. — Смелее, ребята! Тут мелко, — кричит он товарищам. Гвардейцы бросаются в воду. Вскоре на пароме вырастает запас снарядов. Теперь можно переправляться... А после переправы на правом берегу попал Ефимов в такое пекло, какого прежде не видывал. Что только не предпринимали фашисты, чтобы скинуть наши части вДнепр ! Они бросали в бойтанки и артиллерию, лезли в бешеные лобовые атаки, перепахивали землю бомбами и снарядами, засевали ее стальным посевом пуль и осколков. Все было напрасно. В этих боях Ефимов четырнадцать раз выводил свою установку на прямую наводку. Четырнадцать раз! Всего же за время летне-осенних боев 1943 года установка, в боевой расчет которой входил Василий Ефимов, обрушила на фашистов около 75 тонн металла, уничтожила более четырехсот гитлеровцев, шестнадцать танков, свыше двадцати автомобилей, семнадцать орудий и минометов... И этот подвиг был отмечен Родиной: в конце февраля 1944 года друзьяоднополчане поздравили гвардии рядового Василия Мефодьевича Ефимова с присвоением звания Героя Советского Союза. Потом были еще бои. И был ликующий май 1945 года, была Победа. Василий встретил ее с гордостью. После демобилизации он вернулся в Уссурийск. Но руль не оставил — продолжал работать шофером... Мы часто слышим, да и сами произносим слова «и в мирные дни есть место подвигу». Василий Ефимов снова совершил подвиг. Еще один подвиг во имя людей. В тот день он возвращался в город. В кузове вез группу рабочих. А навстречу шел автобус. Как выяснилось впоследствии, его вел пьяный шофер. Ефимов видел, что столкновение неизбежно. Была возможность отвернуть, подставить под удар борт. Он еще раз поступил так, как поступал в бою: подставил под удар себя, спасая других. И погиб... Благодарный Уссурийск назвал именем героя микрорайон и одну из своих улиц. Рассказывая о погибших героях, мы вольно или невольно говорим: он не дожил до Победы, его нет рядом с нами... И говоря так, и, вроде бы, имея право так сказать, мы все-таки, наверное, совершаем ошибку. Все они — павшие на полях сражений или безвременно ушедшие из жизни от ранений, все они дошли до Победы. И продолжают идти рядом с нами, продолжают жить в нас, заставляют нас быть достойными памяти павших. Б. ДЕМЧЕНКО, Е. ЮДКОВСКАЯ, спецкоры «За рулем» Москва — Кретинга — Нарва — Москва ПОСЛЕСЛОВИЕ Публикацией очерка «Память о них священна» редакция завершает серию материалов, написанных журналистами — участниками экспедиции журнала «За рулем», проведенной по адресам водителей — Героев Советского Союза и посвященной 30-летию великой Победы. Участники экспедиции побывали в местах, где живут ныне здравствующие герои, прошли путями их подвигов и подвигов погибших. В итоге было опубликовано шесть очерков (1975, № 1—7), найдены не известные ранее документы, названы новые имена. Редакция выражает глубокую благодарность всем, кто оказал участникам экспедиции помощь, принял участие в ее работе. Экспедиция завершена, но поиск мы продолжаем. И надеемся, что в этом благородном деле поможете вы, дорогие читатели.3