24
25
•IШлем мотоциклистаРедкий день в городе обходится без дорожного происшествия, в котором пострадавший — мотоциклист. В ряде республик и областей число таких несчастий на улицах и дорогах составляет добрую половину всех зарегистрированных аварий. Каждое второе полученное мотоциклистом повреждение — черепно-мозговая травма. Подобные травмы становятся причиной смертельного исхода в каждых четырех из пяти трагических случаев. Эти данные исследований, проведенных во ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР, достаточно убедительно говорят о необходимости защитить голову мотоциклиста. Способ защиты давно найден — специальный шлем. Его эффективность убедительно подтверждена зарубежной, а затем и нашей практикой: после введения обязательного применения мотошлемов число погибших от черепно-мозговых травм сократилось на 20 процентов, а раненых — и того существеннее. Защитные шлемы для мотоциклистов сейчас выпускают многие предприятия — электромеханический завод «Буревестник» в Гатчине, валмиерский завод стекловолокна, таллинская фабрика «Салво», производственное объединение ДОСААФв Риге. В течение года их поступает в продажу около 1,7 миллиона штук. Однако качество этой продукции нередко еще вызывает справедливые нарекания мотоциклистов. Хочется иметь шлем поудобнее, покрасивее, для любого сезона и, конечно, быть уверенным в его высокой надежности. Что же надо улучшить в конструкции? Исследовательские работы в этом направлении велись специалистами МВД СССР и рижского медицинского института. Были построены специальные стенды и разработаны методики для проверки амортизационных свойств шлемов, их жесткости, сопротивления пробою. Вот как, например, испытывались шлемы на амортизацию. На стенде устанавливается деревянная модель, имитирующая голову, с надетым шлемом, в купол которого упирается стальной конусный пробойник. На него с метровой высоты падает стальной ударник весом 3 кг. При таком ударе энергия (30 дж) должна погаситься с остановкой острия пробойника не ближе 5 мм от поверхности модели. В другом тесте на шлем с высоты 2,5 м падает 5-килограммовый ударник из твердой древесины (энергия удара 125 дж), затем удар повторяется с высоты 1,25 м. Тщательно изучались также повреждения шлемов в авариях. Учитывался и зарубежный опыт, анализировались международные рекомендации и стандарты. Наконец, подробно исследовалась действующая у нас технология производства шлемов и методы проверки качества продукции. Итоги этой большой работы позволили подойти к созданию Государ- 1ственного стандарта на шлемы для мотоциклистов. Проект его рассматривался десятками заинтересованных организаций. Их замечания и предложения были учтены в окончательной редакции ГОСТа. Называется он так: «Система стандартов безопасности труда. Шлемы для мотоциклистов». ГОСТ утвержден в декабре минувшего года, а вступает в силу с1 июля 1977 года. Итак, впереди около двух лет напряженной работы по проектированию и созданию новых образцов шлемов, их испытанию, внедрению в производство, по организации дальнейших научных исследований. Стандарт устанавливает общие физиолого-гигиенические требования к шлему и его конструкции, защитным свойствам. Строго нормированы вес и амортизационные качества шлемов, сопротивление пробою и жесткость колпака, деформация и прочность крепления, методика испытаний. Эти нормы соответствуют международным рекомендациям. Однако ГОСТом не регламентируется перечень применяемых материалов, узлов и деталей шлемов, дабы не препятствовать разработке более совершенных конструкций. Для любой партии изготовленных шлемов до 500 и до 3500 штук установлены свои нормы разрушающего контроля. Это послужит гарантией того, что каждый попавший на полки магазина шлем будет соответствовать всем современным требованиям и обеспечит максимальную защиту попавшего в беду мотоциклиста. Однако следует помнить, что шлем, как и все в нашем мире, не вечен. Материал, из которого он сделан, постепенно стареет, пластичность его ухудшается, и неизбежно наступает время замены. Поэтому к каждому шлему будет прилагаться памятка: «Внимание! Лишь подобранный по голове и застегнутый шлем обеспечивает предусмотренную защиту. После сильного удара шлем должен быть заменен, даже если повреждения на первый взгляд незаметны. Шлем рекомендуется также заменять после трех лет эксплуатации ввиду естественного старения материала, из которого изготовлен колпак шлема». Аналогичными памятками сопровождают шлемы и ведущие зарубежные фирмы. Так что не стоит пренебрегать этими рекомендациями, в которых отражен большой международный опыт. В дальнейшей научно-исследовательской работе по совершенствованию шлемов существенную помощь могут оказать сами мотоциклисты. Поэтому ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР по договоренности с редакцией журнала «За рулем» приглашает всех, кто попадал в аварию, сообщить свое мнение о качестве шлема, которым они пользовались, высказать пожелания по его улучшению, заполнив прилагаемую анкету (в каждом пункте зачеркните номер, соответствующий Вашему ответу). Анкету просьба направлять по адресу: 103092, Москва, Сретенка, 26/1, редакция журнала «За рулем». Результаты опроса будут опубликованы в журнале. А. БУЛАТОВ, старший научный сотрудник ВНИИБД МВД СССР, М. КАБУРОВА, начальник отдела Госстандарта СССР1и к асI | 1 ||L___J•43 ГЧгаX (У tЧ)S01си <~4©> ЭЙа.>О.(0и(О X« ft). и о3 >е>\Оьа 3жX0оf 4фезсревG.ст. Фdс\шЛиния сгибаS3"Г"SI