Воспитанники ДОСААФв армииНочной маршЛунный диск, охваченный мерцающим ореолом, тускло освещает широкий плац, на краю которого замерла длинная череда готовых тронуться в путь грузовых машин. Лунные блики бродят по стали автоматов за плечами солдат, двумя шеренгами выстроившихся в голове колонны. Над строем гулко перекатываются короткие, энергичные слова — напутствие командира части перед маршем. ...Ровно в три часа ночи раздался многоголосый, сдержанный гул моторов. Миновав КПП, машины с погашенными фарами заскользили по безлюдным улицам. У поста ГАИ «газик» заместителя командира по технической части круто свернул в сторону и замер, прижавшись к обочине. Офицер Арсений Николаевич Попов неожиданно легко для своей грузной, крупной фигуры выбрался из машины. Мимо него в редеющую предутреннюю мглу уходили в свой первый многокилометровый марш молодые сол-. даты. Их взволнованные лица проносились перед офицером. И, наверное, было у него на душе то же невысказанное тревожное и радостное чувство, как у отца, провожающего в трудный путь своих сыновей. — Первый! Я — второй, — раздался в эфире хрипловатый голос Попова. — Замыкаю колонну. — Вас понял, — ответил первый. — Идем точно по графику... Связанная в одно целое командирской волей, движется колонна вперед. Уверенно чувствует себя на водительском месте рядовой Сергей Иванов. Весь первый день многокилометрового марша я проехал с ним. Из наших бесед на привалах я знал, что Сергей — москвич. После окончания десятилетки работал на заводе, там получил специальность радиомонтажника. Вечерами учился в калининском районном автомотоклубе ДОСААФ столицы. В армию пришел, имея в кармане удостоверение водителя 3-го класса. Точно такие же удостоверения у всех молодых водителей автомобильной роты. Но сразу им машины не доверили. Таков порядок. В учебных классах, на автодроме под руководством опытных наставников молодые солдаты совершенствовали свои теоретические знания и практические навыки. Многокилометровый марш — их последний экзамен на воинскую зрелость. Экзамен нелегкий. 6За городом, свернув с широкой ленты бетонированного шоссе, колонна много часов подряд шла по извилистым грунтовым дорогам. Все чаще под колеса нашей машины ложились проселки с крупными оспинами выбоин. Колеса проваливаются в извилистую колею. Побелевшие от напряжения пальцы Иванова цепко держат рвущуюся из рук «баранку». Хотя и медленно, но уверенно движемся вперед. Лишь позднее мне стало известно, что успешно провести машину по бездорожью было для Сергея не только делом водительского самолюбия. Он знал : за его действиями следит самый строгий судья — отец, прапорщик Иванов. Валентину Ивановичу Иванову было столько же лет, сколько сейчас Сергею, когда ему полной чашей довелось хлебнуть шоферского лиха на ледовых трассах Ладоги. После того, как под мощными ударами наших войск город Ленина полностью сбросил кольцо вражеской блокады, еще долго солдата с исконно русской фамилией вели к победе фронтовые перепутья. И поэтому не мог не одобрить прапорщик Иванов выбор командира, пустившего колонну с молодыми солдатами не в обход, а по крутому бездорожью. На своем опыте он хорошо знает, что к успеху в настоящем бою ведут далеко не прямые маршруты. Вот резко накренилась идущая впереди нас машина и заглохла. — Сел все-таки, — процедил сквозь зубы Сергей. И, прежде чем до меня доходит драматизм создавшегося положения, Иванов распахивает дверцу кабины. Проваливаясь в размокшую землю, он устремляется к головной машине. Под колеса летят сухие сучья, поленья. Цепляясь четырьмя колесами за скользкую обочину, машина с трудом выбирается на проселок. — Проскочили, — облегченно вздыхает Сергей. — Хорошо, что не остановилась вся колонна. Завязли бы на полдня... Наконец рокот мотора нашего грузовика становится спокойней, басовитей, машина словно выпрыгивает из колеи и легко катится по вновь появившемуся под колесами асфальту. Спрашиваю: — А после службы куда, Сергей? На завод, в институт? — В училище, — улыбается он в ответ. — В какое? — Как в какое? В рязанское высшее автомобильное... На большом привале, когда колонна останавливается на лесной поляне рядом с дымящими кухнями, у офицеров иу солдат сразу находятся неотложные дела — осмотр техники. Подводятся итоги очередного этапа марша. Командиры и политработники учитывают самые разные факторы. Ведь главным принципом подготовки военных автомобилистов является их обучение тому, что необходимо в реальной боевой обстановке. Этот принцип действовал ив ходе многокилометрового марша. Молодые солдаты на высоких скоростях преодолевали в защитной одежде «зараженные» участки местности, отражали нападение диверсионных групп «противника» и его авиации. За проявленные при этомвысокие морально-боевые качества, мужество и стойкость офицер Попов объявил рядовым С. Иванову, В. Дубинину, Л. Демину, С. Рогожину, другим солдатам благодарность. И когда над притихшим строем грянуло «Служим Советскому Союзу!», мне подумалось, что эти высокие слова звучали в устах сыновей так же гордо, как произносили их отцы, получая на фронте боевые награды. Давно растворились в синей мгле красные габаритные огни ушедшей вперед колонны. А тут, за поворотом, у остановившейся машины «колдуют» ремонтники. Ими распоряжается человек в черном комбинезоне с подвернутыми рукавами — начальник КТП — контрольно-технического пункта прапорщик Першин. — Что там, Николай Васильевич? — спрашивает, приоткрыв дверцу затормозившего «газика», Попов. — Ничего особенного, — откликается прапорщик. — Своим ходом в городок дойдет. — Подождем, — говорит мне Арсений Николаевич. — Не будем Першину мешать. У него слово — кремень. Сказал — сделает. Мы отходим с Поповым на обочину дороги, к темнеющему островерхому бору. — А ведь где-то в этих краях, — вспоминает офицер, — прошлой зимой Першин мотор менял. Мороз был за тридцать. Васильевич, говорят ему, давай на буксире машину дотянем. Зачем тебе мучиться? А он — ни в какую. Гордость, отвечает, мне не позволяет на прицепе домой возвращаться. И что же вы думаете? Вдвоем со слесарем поставили за полтора часа новый мотор и догнали колонну! А закваска такая у Васильевича еще с фронта осталась. Шутка ли : от Сталинграда до Берлина и Праги дошел. Четыре ордена имеет... В ярком свете переносной лампы было видно, как ловко орудует Першин инструментом и мотком изоляционной ленты. Когда мы вновь подошли, он уже вытирал руки ветошью. — Заводи! — глуховатым голосом скомандовал прапорщик водителю. — А завтра ко мне придете на КТП зачет сдавать... Пока мы догоняли колонну, я думал о том, к ак здорово повезло молодым солдатам, что у них рядом такой наставник. Перед тем, как тронуться в путь, Попов напомнил Першину о прошлогоднем случае с мотором. — Невелика доблесть, — сдержанно ответил Николай Васильевич. — Лучше, когда все до единой машины без поломок в парк возвращаются. Недовольство начальника КТП можно понять. Военные автомобилисты соревнуются за дальнейшее повышение боевой готовности и отличное содержание оружия и военной техники — это один из главных пунктов их обязательств. ...Щелкнул тумблер радиостанции: — Первый! Я — второй. Идем по городу. Замыкаю колонну, — разносит эфир голос офицера Попова. Звучат в нем нотки гордости бывалого автомобилиста за своих сыновей, выдержавших первое испытание. А впереди у них — снова дорога. Капитан В. БЕЗРОДНЫЙ Н-ская часть