Пока водитель следует в общем потоке, задач по взаимодействию с другими участниками движения ему приходится решать не так уж много. Д ержи безопасную дистанцию да не упусти момент, когда кто-нибудь впереди начнет снижать скорость, останавливаться. Д ругое дело, когда мы «оставляем строй» и начинаем маневрировать на дороге — перестраиваться, поворачивать, одним словом, м е нять направление движения. Тут сплошь ирядом приходится пересе кать пути других водителей, а при неумелых действиях это легко может привести к аварии. З апомнимпрежде всего: маневрир ующий водитель всегда уступает дорогу тем, кто не меняет курса, а движется по своей полосе прямо. Будь это водитель попутного или встречного транспортного средства. В особ ом положении находятся только водители автобусов и троллейбусов. Когда они отъезжают от своих марш рутных остановок, им, разумеется, надо дать возможность выполнить маневр без помех. Это важно для ско рости доставки пассажиров. Надо прямо сказать, м ногие аварии, что еще происходят при маневрировании, вызваны не незнанием довольно простых в этой части требо ваний, которые предъявляют Правила дорожного движения. Причина тут совсем другая. О на — в невнимательности при оценке обстановки на дороге . О дин водитель, как потом выясняется, не видел другого до начала маневра или видеть-то видел, но расстояние до него ему показалось достаточным для того, чтобы успеть проехать первым. А «не видел» во многом потому, что неприучил себя постоянно пользоваться зеркалом заднего вида. Есть еще водители, которые наблюдают главным образом за обстановкой перед собой, м еждутем для безопасного маневра надо еще знать, что делается по сторонам и позади. Грамотный водитель буквально каждые пять секунд бросает взгляд на зеркало : что там вокруг? И это гарантия того, что он не совершит неосторожного шага, который создал бы препятствие на пути других водителей. Вместе стем , надо понимать, что с первого взгляда можнои не охватить всего. Настигающий нас водитель можетв какой-то миг оказаться в непросматриваемой, как говорят, слепой зоне. Этого не случится, если вы приучите себя наблюдать за обстановкой движения постоянно, а не только впожарном порядке, когда уже приспело пово- рачивать или перемещаться на другую полосу движения. И о своем маневре надо предупредить остальных водителей заблаговременно. Причем предупредительные сигналы следует подавать и тогда, когда вы маневрируете в границах одной и той же полосы движения: ведь транспортные средства на ней в зависимости от габаритов могут располагаться иs два-три ряда. Кстати, с учетом этого обстоятельства Правила и требуют при повороте (развороте) занять не просто крайнюю левую или правую полосу, а непременно крайнее левое или крайнее правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Из этого положения следует ответ и на вопрос, можно ли на перекрестках поворачивать налево (разворачиваться) из крайнего правого положения. Нельзя, разумеется. Такой способ разворота допускается Правилами движения только на перегонах дорог. Наконец, не забудьте, что подача сигнала никакого преимущества вам не дает. Не надо думать, будто подал сигнал — и все в порядке. Сигнал — это только первый шаг маневрирующего, за ним должны последовать и другие, которые и позволят осуществить на практике то, что Правила имеют в виду под словами «не создавать помех». Иногда для этого достаточно будет лишь притормозить, чтобы пропустить того, на чьей стороне преимущество проезда. Другой раз, может быть, придется и остановиться. Не надо думать, что это «не по правилам». Именно — по правилам.Ситуации, в которых запрещены повороты или развороты, вы найдете на этих рисунках (напомним, что правила остановки и стоянки, а также обгона были рассмотрены раньш е — см. «За рулем» № 8 и 10 за 1974 год). Нам же в заключение хотелось сказать вот о чем. С увеличением плотности и интенсивности транспортных потоков на наших дорогах строгое соблюдение всех правил маневрирования стало важным как никогда. Ибо возросла и вероятность взаимных помех. Значит, как говорят, семь раз отмерь, прежде чем начать свой маневр. Но в то же время и тянуть время без нужды не следует. Ведь это сказывается на пропускной способности дороги. Стало быть, действовать при маневре надо согласованно, осторожно и, по возможности, быстро.