ГЛАВНЫЕ СТЁРТЫК спартакиадам у любого спортсмена особое отношение. Помнится, в конце пятидесятых годов ведущее место в мотоциклетном спорте у нас заняла многодневка. К этому времени советские многоборцы впервые выступили в шестидневных соревнованиях за рубежом и получили почетные награды — медали Международной мотоциклетной федерации. И вот в 1959 году многодневка была включена в программу финальных стартов Спартакиады народов СССР. Мне, участнику этих состязаний, до сих пор памятны события тех дней. И нет в моей спортивной коллекции медали дороже, чем та, спартакиадная, которую я завоевал за победу в классе 500 см 3 . Прошли годы. Неизмеримо вырос наш советский спорт. И наглядное свидетельство тому — VI летняя Спартакиада народов СССР, которая стала важным событием в жизни страны, подлинным смотром достижений советского физкультурного движения. В ее программу вместе с олимпийскими видами включены 26 военно-прикладных соревнований, в том числе 11 автомобильных и мотоциклетных. В стартах нынешней Спартакиады уже приняло участие около 80 миллионов человек. Как отмечено в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР участникам VI летней Спартакиады, работникам физкультурных организаций и Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, в Советском Союзе физическая культура является серьезным фактором физического и духовного развития трудящихся, она должна еще активнее внедряться в повседневную жизнь населения, служить интересам воспитания у советских людей трудолюбия и упорства в достижении цели, способствовать волевой закалке и мужеству, готовности в любой момент встать на защиту нашего великого социалистического государства. Нынешняя Спартакиада отличается не только своим масштабом, грандиозностью программы. Ведь посвящена она великой дате в жизни страны — 30-летию Победы советского народа над фашизмом. В Спартакиаде стартуют молодые люди, не знающие ужасов войны. И в эти дни они склоняют голову перед памятью тех, кто стоял насмерть, отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины. Не случайно факел финальных соревнований был зажженв Лужниках от Вечного огня у могилы Неизвестного солдата. Этот факел доставили на главный стадион страны участники Всесоюзной звездной эстафеты, которые прибыли в Москву из столиц союзных республик и городов-героев, эстафеты вдоль границ Советского Союза.«Москвич>тжъ24 Да, выступать в такой Спартакиаде очень почетно. Уверен, что каждому участнику, к аки мне когда-то, надолго запомнится праздничная, приподнятая обстановка, которая царит сейчас на всех финальных соревнованиях. Не менее почетно организовать и провести эти ответственные встречи, создать все необходимые условия для достижения высоких спортивных результатов, дальнейшего роста мастерства. Вот почему все работники Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР считают себя полноправными участниками летней Спартакиады. Ведь к финальным стартам мы имеем самое непосредственное отношение. Здесь, в стенах нового здания автомотоклуба, который теперь находится в подмосковном городе Зеленограде, очень явственно чувствуется напряженный пульс Спартакиады, зримо представляются все важнейшие приметы этого огромного спортивного события. Подготовительная работа началась еще задолго до первого спартакиадного года. Заранее были составлены положения для каждого из одиннадцати автомобильных и мотоциклетных соревнований. Особенно тщательно подходили мы к вопросу, где проводить финалы. Предпочтение отдавалось тем комитетам ДОСААФ и спортивно-техническим клубам, которые уже имеютбольшой опыт в организации соревнований самого крупного масштаба, необходимую материально-техническую базу, широкий актив общественных спортивных кадров. Во все места, определенные для главных стартов, по несколько раз выезжали работники ЦАМКа, старшие тренеры сборных команд страны. Тщательно проверяли не только трассы, места для размещения зрителей, но и условия, созданные для участников. Словом, все было направлено на то, чтобы каждая финальная встреча стала настоящим праздником и надолго запомнилась как спортсменам, так и зрителям. Можно назвать еще десяток больших и малых дел, которые пришлось решать в подготовительный период работникам Центрального автомотоклуба совместно сЦК ДОСААФ СССР, ЦК ДОСААФ союзных республик, Всесоюзными федерациями автомобильного и мотоциклетного спорта. ОрганизационСвыше 200 экипажей участвовали в ралли «Москвич» — традиционном соревновании на приз памяти дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В. Н. Волкова. Первыми стартовали молодые, раллисты, или, к ак назвали эту группу; «Москвич-смена». Им предстояло пройти немногим более 1000 ки лометров. У тех, кто выступал в многодневных ралли, трасса была почти вдвое длиннее и больше дополнительных соревнований. К акив Минувшие годы, вный и спортивный уровень, на котором проходят соревнования, все результаты, показанные за два спартакиадных года, будут, конечно, предметом самого тщательного анализа. Сейчас об этом рано говорить — финальные старты еще продолжаются. Но и теперь, до официального закрытия шестой летней, можно сделать кое-какие выводы. Прежде всего, резко возрос на местах спрос на спортивную технику. Буквально каждый день на мой рабочий стол ложатся все новые и новые заявки на кроссовые, кольцевые и мотобольные мотоциклы, карты, автомобили. Причем заявки поступают не только из Москвы, Ленинграда, с Украины, из Белоруссии, республик Прибалтики — признанных центров нашего автомотоспорта, но и из самых отдаленных уголков страны. Это ли не признак расширения географии автомобильных и мртоциклетных соревнований, роста их массовости. Ведь куплены не только новые мотоциклы, но и так называемые «БУ», на которых выступали члены сборных команд страны. Распределены и те 5000 кроссовых 43 , которые дополнительно по договоренности сЦК ДОСААФ СССР поставило нам чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков». Отрадно, что в этой партии много 125-кубовых машин, до сих пор дефицитных в нашем мотокроссе. Еще одна примета Спартакиады. Ни в каком из обычных чемпионатов страны тренерам не представляется такой возможности познакомиться с гонщиками из всех союзных республик, как на спартакиадных соревнованиях. Ведь здесь представлен, к ак правило, весь цвет советского автомотоспорта — и опытные мастера, и талантливая молодежь. Вот почему наставники сборных команд особенно внимательно следят за каждым участником финала, оценивая его потенциальные способности. В свое время на спартакиадных стартах тренеры нашли и привлекли в сборную команду ленинградцев Г. Моисеева, нынешнего чемпиона мира по мотокроссу, П. Рулева, А. Бочкова, раллиста С. Брундзу из Вильнюса и многих других спортсменов, которые сейчас успешно защищают честь страны на международных соревнованиях. Не является в этом отношении исключением и шестая летняя Спартакиада. Ее старты открыли дорогу в сборные команды мотокроссменам Е. Рыбальченко, Владимиру и Юрию Худяковым, А. Овчинникову, гаревикам М. Старостину, Н. Дубровину, В. Нестерову, другим молодым способным гонщикам. Конечно же, список этот обязательноралли участвовали и автолюбители. Но, в отличие от прошлых лет, старт им был дан не днем, а ночью. В острой спортивной борьбе прошли соревнования. Немногим более половины стартовавших экипажей достигло . финиша. Главный приз завоевали хозяева трассы — спортсмены АЗЛК . Среди участников многодневных соревнований в объединенном седьмом — восьмом классе («москвичи» и «жигули») первенствовал экипаж автозавода . имени Ленинского комсомола — мастер спорта А. Григорьев и мастер спорта международного класса А. Печенкин. В десятом классе («волги») успеха добились спортсмены.пополнится после завершения финалов. В числе вопросов, выдвинутых нынешней Спартакиадой, особо нужно отметить новые формы работы с членами сборных команд страны. Состоявшийся весной нынешнего года первый теоретический семинар, посвященный проблемам дальнейшего развития военно-технического спорта, обратил внимание на усиление политико-воспитательной работы со спортсменами, воспитание у них высоких физических и моральных качеств. Жизнь подсказывает необходимость совершенствовать тренировочный процесс, использовать новейшие достижения науки и медицины. Теперь каждый член сборной команды страны тренируется по индивидуальному плану, в котором предусмотрены не только спортивно-технические разделы, но и учеба — в школе, техникуме, институте. Работники ЦАМКа постоянно контролируют выполнение этих индивидуальных планов и, в свою очередь, на сборах регулярно проводят со спортсменами лекции, беседы, семинарские занятия. На все сборы теперь назначается заместитель по воспитательной работе. Здесь же принимаются нормы комплекса ГТО. Но одним работникам ЦАМКа, конечно, трудно контролировать четкое выполнение индивидуальных планов, добросовестное отношение гонщиков к учебе. Этим должны постоянно заниматься тренеры на местах, которые работают со своими воспитанниками гораздо больше времени, чем наставники сборных коллективов. Тесный контакт тех и других, понимание общих целей и взаимодоверие — вот ключ к успехам в воспитательной работе. Спартакиада — не только смотр мастерства спортсменов, проверка работы всех служб, связанных с подготовкой и проведением соревнований. Спартакиада — это еще и взгляд в завтрашний день нашего спорта. Соревнования такого масштаба всегда позволяют увидеть отжившее, мешающее идти вперед, и ростки нового, требующие всемерной поддержки и развития. Уже многое увидено и взято на вооружение тренерами, специалистами автомотоспорта. Многое еще предстоит анализировать, проверять на практике. Такова природа наших спартакиад — двигать к новым высотам физическую культуру и спорт. Е. СУББОТИН, заслуженный тренер СССР, начальник Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССРФото В. Ширшова горьковского автозавода кандидаты L мастера спорта В. У шакови Ю. Левченно. Среди экипажей , выступавших на маш инах , подготовленных в рамках второй группы , победу одержали ижевцы. — мастер спорта А. Окулич и перворазрядн ик Г. Коломиец. Этот экипаж занял первое место ив абсолютном зачете. В ралли «Москвич-смена» в объединенном седьмом — восьмом классе первыми были спортсмены АЗЛК перворазрядники Е. Денисов и С. Колпаков, а в десятом классе — перворазрядник Г. Смирнов и второразрядник В. Филатов («Динамо»). Среди автолюбителей лучше всех выступили Ю. Котелевский и М. Шллсн на автомобиле ВАЗ — 2 Т01 .У частники двухдневных ралли В. Кудияров и С. Амурцев на трассе. Фото В. Хватова