ТЕХНИКАДОЛГОЖИТЕЛЬ ГАЗ-51 И ЕГО ПРЕЕМНИК ГАЗ-52-04В наше стремительное время как-то привыкаешь к новинкам, к постоянной, непрерывной смене одних образцов техники другими, более производительными, экономичными, одним словом, отличающимися лучшими потребительскими качествами. Не составляют исключения автомобили. Но есть среди них и долгожители. Вспомним: в годы предвоенных пятилеток нас во всех отношениях устраивали знаменитые полуторки ГАЗ —АА и сменившие их модернизированные ГАЗ — ММ, безотказные трехтонки ЗИС —5. Их эксплуатационные качества вполне удовлетворяли тогдашние нужды народного хозяйства, а когда настал час грозных испытаний, с честью выдержали экзамен на дорогах войны. Что и говорить, эти машины были хороши. И недаром старые шоферы до сих пор поминают их добрым словом. Победно закончилась война, и страна приступила к восстановлению, а затем и дальнейшему развитию народного хозяйства. Наша экономика, и до того знавшая огромный размах, бурно наращивала темпы. Автомобили нужны были всюду, и уже ттростое расширение их производства не решило бы задачи освоения все растущих грузопотоков. Требовалось резкое увеличение общей грузоподъемности парка. Еще шли бои. а промышленностьуже готовилась к этой перестройке. Возводится МАЗ, ставший кузницей тяжелых грузовиков. Позднее мы узнаем новые марки — КрАЗ, БелАЗ. Но по-прежнему самыми массовыми останутся две — ГАЗ и ЗИС (ЗИЛ). На смену полуторкам и трехтонкам пришли 2,5-тонный ГАЗ —51 и 4-тонный ЗИС—150. Славно послужили они, но пришел черед более мощных их собратьев. В 1966 году ЗИЛ —164 (модернизированный вариант ЗИС —150) уступил место 5-тонному ЗИЛ —130, а годом раньше на горьковский нонвейер встал 4-тонный ГАЗ — 53А. Но если ветеран «164-й» дослуживал свой век в автохозяйствах, то его «сверстник» «51-й» оставался на конвейере. Тому были свои причины. При всем размахе производства и строительства, развитии централизованных перевозок массовых грузов, обусловивших широкое применение автомобилей большой грузоподъемности, сохранялась потребность ив универсальных 2,5-тонных машинах. Они были нужны для разовых перевозок небольших партий продукции, в сельском хозяйстве. Наконец, не сбросишь со счетов, что на ГАЗ — 51 в организациях ДОСААФ подготовлены миллионы водителей. Это с одной стороны. А с другой, как говорят, от добра добра не ищут. И именно таким добрым автомобилем был ГАЗ — 51. Мы говорим «был», потому что в нынешнем году по-Ц начале нынешнего года с конвей•^ ера горьковского автозавода сошел последний грузовик ГАЗ — 51А. Почти тридцать лет строили эти машины в Горьком. Почти тридцать лет во всех районах нашей страны несут свою нелегкую службу надежные, неприхотливые ГАЗ — 51. И вот пришла пора им уступить место более совершенной модели ГАЗ —52-04. А много это или мало — тридцать лет, когда речь идет о производстве автомобиля? Все познается в сравнении. Если сопоставить сроки производства отечественных автомобилей-долгожителей, то станет видно: в этом смысле ГАЗ —51 — рекордсмен. За разговором о новейших моделях, которыми интересуются все, порой незаслуженно забываются старые добрые машины, до сих пор служащие нам верой и правдой. Если подсчитать тонны перевезенных ими грузов, представить себе их общий пробег, получаются космические цифры. Говоря же о ГАЗ — 5 1 , надо иметь в виду, что он ко всему прочему еще и многоцелевой автомобиль, и поэтому его роль в нашем народном хозяйстве поистине огромна. Разработка грузовика ГАЗ — 5 1 , призванного заменить устаревший ГАЗ — ММ, была начата еще в 1937 году. Он был задуман кан машина грузоподъемностью в2 тонны, снабженная шестицилиндровым двигателем, под условным названием ГАЗ —11-51. Освоению этого автомобиля в производстве помешала война. Вскоре после победы вышло постановление Государственного Комитета Обороны (26 августа 1945 года) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», в котором было принято предложение о производстве целого ряда грузовых и легковых автомобилей, в том числе ГАЗ —51 грузоподъемностью 2,5 тонны. Это постановление положило начало Вогромному труду рабочих, конструкторов, технологов. О работах горьковского автозавода в 1945 году сообщалось, что уже собрано два образца легкового автомобиля «Победа», а также образцы грузовиков ГАЗ —51 и ГАЗ — 63. Главный конструктор ГАЗа А. А. Липгарт рассказывал «(«Огонек», 1945, № 3), что были созданы три серии образцов грузовых автомобилей. Первая серия не удовлетворила предъявляемым требованиям. С учетом обнаруженных недостатков была построена вторая серия грузовиков, которая, как выявили испытания и пробег, тоже не дала ожидаемых результатов. И только третья серия была рекомендована к производству. Сообщение главного коньтруктора свидетельствует о том, с какой требовательностью подходили горьковчане к новой модели, как отшлифовывали всю конструкцию, добиваясь ее совершенства. Все это делалось в предельно сжатые сроки. Их диктовали задачи восстановления народного хозяйства. 19 июня 1945 года образцы новых машин осматривали в Кремле руководители партии и правительства. А уже в 1946 году новые модели пошли с конвейера. Началось серийное производство ГАЗ — 51. Это был 2,5-тонный грузовик с шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л. с. весьма совершенной по тем временам конструкции. При относительно небольшом увеличении веса по сравнению с ГАЗ — ММ удалось поднять грузоподъемность более чем в полтора раза и удлинить межремонтный пробег в полтора-два раза. ГАЗ—51 оказался чрезвычайно экономичным по расходу горючего на километр пробега. Труд горьковчан был отмечен высокими наградами. Создателям машины — главному конструктору горьковского автозавода А. А. Липгарту, инженерам А. М. Кригеру, А. Д. Просвирнику, Л . В. Косткину, В. И. Борисову и С. И. Русакову была присуждена Государственная премия.Это был новый шаг в автомобилестроении. Сравним два важных для экономики страны показателя: удельная материалоемкость (отношение снаряженного веса к грузоподъемности) автомобиля ГАЗ —ММ — 1,2, а ГАЗ —51 — 1.08; мощность двигателя — соответственно 50 и 70 л. с. ГАЗ — 51 стал родоначальником целого семейства, включающего модификации разного назначения. Появились ГАЗ —51У — экспортный вариант, ГАЗ —51В — экспортный тропический, ГАЗ — 51Б — работающий на сжатом газе, ГАЗ —51Ж — работающий на сжиженном газе, ГАЗ — 51Н — с двумя бензобаками и сиденьями вдоль боковых бортов, ГАЗ — 51С — с двумя бензобаками, ГАЗ —51Т — грузовое танси. На базе ГАЗ —51 и ГАЗ —51А (модернизированный вариант 1955 года) выпускались имеющие с ними много общего самосвалы ГАЗ —93, ГАЗ —93Б, ГАЗ — 93А, автомобили повышенной проходимости ГАЗ —63 (колесная формула 4X 4), ГАЗ — 63А (4 4), седельные тягачи ГАЗ —51 П, ГАЗ —63П, ГАЗ —63Д и масса специализированных автомобилей. И все эти машины, нак и собственно ГАЗ — 5 1 , широко применялись в народном хозяйстве. Грузовик ГАЗ — 51 отлично зарекомендовал себя и за рубежом. Большими партиями эти автомобили поставлялись в социалистические страны. Машина выпускалась в ПНР на автозаводе в Люблине, а также в КНДР на заводе в Дычхоне. Чем объяснить столь большую популярность и долговечность ГАЗ — 51? Ведь каким бы совершенным ни был автомобиль к моменту его выпуска, с течением времени появляются новые, более прогрессивные конструкции, совершенствуется технология. Дело в том, что коллектив горьковского автозавода непрерывно работал над улучшением машины. Автомобиль год от года становился надежнее, дешевле в производстве. Постоянно совершенствовалась конструкция автомобиля. Возьмем только два года — 1953 и 1954. За это время внедрено 145 конструктивных улучшений, коснувшихся трех базовых моделей завода, — ГАЗ — 51, «Победы» и ГАЗ — 12. При том, что ГАЗ — 51 стал прочнее, надежнее, его вес снизился на 140 кг . В 1955 году была выпущена модель ГАЗ — 51А — дальнейшее продолжение постоянной модернизации. Конечно, и она в процессе выпуска изменялась, совершенствовалась. Но как ни хороша машина, век ее ограничен. Технина прогрессирует быстро. Когда с конвейера сходит только первый автомобиль новой модели, в конструкторских бюро уже разрабатывают другую, более совершенную машину — это закономерно. Настала очередь и автомобиля ГАЗ — 51 А. Грузовик больше не выпускается, но мы еще долго будем встречать его на дорогах страны. И еще не раз шоферы скажут: «Спасибо вам, товарищи горьковчане, за отличный автомобиль». Г. КОНСТАНТИНОВ. Е. МАТВЕЕВ кинул завод последний экземпляр этой модели. А втипаже его место занял тож е 2,5-тонный ГАЗ — 5 2 - 0 4 . Проектирование нового грузовика, испытания, подготовка производства велись исподволь, и вот настал его час. Горьковские автомобилестроители дали транспортникам машину более совершенную — э кономичнуюи удобную в эксп луатации . Что стоит за этими понятиями? К ак само собой разумеющееся мы восп ринимаем лозунг «Дать продукции больше, л учшего качества ис меньшими зат ратами » . Последняя составляющая этого лозунга для транспортников, для шоферов означает улучшение удельных показателей, прежде всего расходов на тонну перевезенного груза и тонно-километр выполненной транспортной работы, и ключ крешению задачи они держат вруках вместе с автомобилестроителями. Затраты эти складываются в основном из металла идругих материалов, п ошедших на изготовление автомобиля, оборудования автозаводов, оплаты труда 4 автомобилестроителей, цены бензина , масла, зарплаты водителя, расходов на обслуж иваниеи ремонт машины . И именно к повышению эксплуатационныхпоказате ­ лей стремятся сегодня автомобилестроители. Возьмем только один из них — перио-дичность и трудоемкость обслуживания и ремонта автомобилей. Шоферам-ветеранам хорошо знакомо слово «стотысячник». Оно знаменует целый этап в социалистическом соревновании на нашем автотранспорте. Это гордое звание носили в 40 — 5 0 - х годах водители, добивавшиеся пробега до капитального ремонта в 100 и более тысяч километров. Д вижение стотысячников было массовым. С благодарностью вспоминая то время и тех людей, мы тем отчетливее видим, к ак далеко ушли вперед. Нынешний ЗИЛ — 1 30 ходит без капитального ремонта 180 тысяч километров, тяжелый МАЗ — 5 00 — 150 тысяч! Это, т ак сказать, цифровое выражение прогресса. Не менее показательна и другая сторона дела. При всем том, что советские автомобили всегда были добротны, в те времена рекордные пробеги достигались в большой мере усилиями энтузиастов-водителей. Сейчас за ними стоит планомерный совместный, комплексный труд автомобилестроителей и транспортников, исследовательская работа различных НИИ . И вся эта деятельность регламентирована долгосрочными договорами о содружестве, где увеличение межремонтных пробегов является одним из важнейших пунктов. Инициатором новой формы творческого содружества, социалистического соревнования, одобренной ЦК партии иподхваченной во многих отраслях народного хозяйства, выступил известный своими славными традициями коллектив московского автозавода имени Лихачева. И знаменательно, что произошло это взавершающий год девятой пятилетки , в год, когда страна отмечает 40-летие стахановсного движения , д ухи смысл которого нам сейчас особенно близок. Страна движется крубежу пятилеток, идет навстречу XXV съезду КПСС с новыми успехами во всех областях жизни . Залог сегодняшних успехов — творческий и трудовой подъем масс, помноженный на достижения научно-технического прогресса. ...Из ворот завода вышел новый автомобиль. Событие, казалось бы, «местного значения». Но как много оно скажет , если рассмотреть его в цепи других событий, подумать о предшествовавших его появлению закономерностях. Да, это событие. Ну и что говорить, особенно дорого оно людям, которые сделали этот автомобиль, которые будут на нем работать. Редакция представляет здесь читателям грузовой автомобиль ГАЗ —52-04, а рядом со статьей о нем — материал о его предшественнике ГАЗ — 5 1 . Это не только для сопоставления. Долгожитель ГАЗ — 51 заслужил доброе прощальное слово.модификация грузовика сН еоваяначале 1975 года. Выпуск ее маркой «ГАЗ» появилась на конвейере уж в нарастал постепенно, по мере того, к ак свертывалось производство ГАЗ — 51 А. И вот настал день, когда «пятьдесят первые», немного не дотянув до своего тридцатилетия, были сняты с конвейера — и х полностью заменил ГАЗ — 52-04. М ашины грузоподъемностью 2,5 тонны играютв народном хозяйстве важную роль. Они широко используются в колхозах и совхозах, на их шасси монтируются специальные кузова и установки. Поэтому наш завод в настоящее время выпускает две базовые модели грузовиков, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети. Первая — ГАЗ — 53А, грузоподъемностью 4 тонны и вторая — ГАЗ — 5 2 , рассчитанная на 2,5 тонны груза. Эта последняя производится в нескольких модификациях, в том числе бортовой грузовик ГАЗ — 5 2 - 0 3 , шасси для специализированных кузовов ГАЗ — 52-01 ивнынешнем году пятилетни мы начали производство еще одной модификации — ГАЗ — 52-04. В отличие от ГАЗ — 5 2 - 0 3 , у ГАЗ — 5 2 - 0 4укороченная (с 3700 до 3300 мм) база — расстояние между передней и задней осями. Соответственно меньше общая длина автомобиля, размеры его платформы и рамы. Завод намеревается со временем сохранить в производстве длиннобазную модификацию только в качестве шасси (индекс ГАЗ — 52-01) для выпуска специализированных машин на других предприятиях. На нем, естественно, будут внедряться и все конструктивные новшества, разработанные для ГАЗ — 52-04. Грузовик ГАЗ — 52-04 долговечнее своих предшественников. Нормативный пробег автомобиля до капитального ремонта составляет 175 тысяч километров, что дает возможность снизить расход запасных частей и сократить затраты труда в эксплуатации. За счет чего это достигнуто? Прежде всего, немало усовершенствований в дви2. «За рулем» № 8гателе, который ГАЗ — 5 2 - 0 4 унаследовал от ГАЗ — 51 А. Т ак , блок цилиндров теперь отливают из чугуна , легированного оловом, медью и никелем, а вместо тонкостенных сталебаббитовых вкладышей для подшипников коленчатого вала применяются значительно более долговечные сталеалюминиевые. Повышена производительность масляного насоса и введена система полнопоточной очистки масла с использованием сменных фильтрующих элементов. Поршни двигателя теперь отливаются из более строчного, высококремнистого алюминиевого сплава, а впускные и выпускные клапаны — из жаропрочных сталей. Среди других нововведений в двигателе — измененная головка блрка. На двигателе устанавливается современный двухкамерный карбюратор К — 1 26Е , обеспечивающий меньший расход топлива. Есть конструктивные изменения ив системе электрооборудования. Применявшийся на ГАЗ — 51А генератор постоянного тока заменен на новом автомобиле генератором переменного тока со встроенными полупроводниками. Он вдвое легче и имеет ресурс 300 тысяч километров пробега. Новая модификация, что очень важно, не повлекла за собой освоения в производстве широкого ассортимента новых деталей и узлов. В ней широко использованы узлы и детали от уже выпускаемых моделей. Т ак , на ГАЗ — 52-04 применены передний и задний мосты, рулевое управление от ГАЗ — 53А.' По кабине ГАЗ — 52-04 также унифицирован с ГАЗ — 53А. Большие остекленные проемы, полупанорамное ветровое стекло дают хорошую обзорность. М ягкие регулируемые сиденья из губчатых блоков, полуоблегающие спинки , эффективная система вентиляции и отопления, стеклоочистители сэлектрическим приводом, большие зеркала заднего вида. Ветровое стекло, снабженное стеклоомывателем и обдуваемое теплым воздухом.Д аже беглое перечисление новшеств показывает, сколько выигрывают водители. И они, конечно, оценят во всех деталях свое рабочее место. Эффективнее стали тормоза. На новом грузовике в их гидравлическом приводе установлен гидровакуумный усилитель. Подобно длиннобазной модификации ГАЗ — 52-03, новая машина имеет унифицированные с грузовиком ГАЗ — 53А оперение, элементы тормозной системы и подвески, карданные шарниры . Ш ирокаяунификация не только удешевляет и упрощает освоение производства новой модификации. Она позволяет обойтись меньшей номенклатурой запасных частей, облегчает эксплуатацию и ремонт помимо выпускаемых ныне моделей ещеи ГАЗ — 5 1 А, м ашины , к ак известно, все ещешироко распространенной в автомобильном парке страны, особенно в сельских районах. Важно отметить, что трудоемкость технического обслуживания новой машины на 10% н иже благодаря тому, что реже надо проводить обслуживание и заменять смазки. Наряду с бортовым грузовиком ГАЗ — 5 2 - 0 4и шасси ГАЗ — 5 2 - 0 1 намечено выпускать шасси специальной комплектации ГАЗ — 5 2 - 0 2 для саранского завода автосамосвалов. Предусмотрено изготовление и экспортных модификаций — ГАЗ — 5 2 - 7 4 , рассчитанной на умеренный климат, ГАЗ — 5 2 - 5 4 для стран с тропическим климатом. А. П РОСВИРНИН , главный конструктор горьковского автозаводаТехническая характеристика(в скобках — данные по ГАЗ — 5 1А )Двигатель: карбюраторный четырехтактный шестицилиндровый, рабочий объем — 3485 см 3 , с тепеньсжатия — 6,2; м ощность — 75 (70) л. с. при 2800 об/миН; наибольший крутящий момент при 1400—1600 об/мин — 21 (20,5) кгм. Т рансмиссия : сухое однодисковое сцепл ение ; ч етырехступенчатая коробка передач; г ипоидная (спиральная) коническая главная передача; передаточное число главной передачи — 6.83 (6,67). Тормоза: колодочные, с гидравлическим приводомигидровакуумным усилителем. Габарит иосновныеразмеры : длина — 5708 (5725) мм: ш ирина — 2280 мм; высота — 2190 (2130) мм: к олесная база — 3300 мм; к олея передних колес —1650 мм; з адних . — 1690 (1650) мм; д орожный просвет — 245 мм; м инимальныйрадиусповорота по колее наружного переднего колеса — 7.5 м; ш ины — 7,50 — 20. Весовые данные : г рузоподъемность — 2.5 т; с наряженный вес — 2520 (2500) кг; п олный вес автомобиля — 5170 (5150) кг'. Основные эксплуатационные показате ­ ли: запас топлива — 90 л. скорость — 70 км/час. 9