34
35
.Современная автомобильная техникаДЖИПЫМ ашиныГАЗ — 6 9иУАЗ — 4 69 сегодня хорошо известны всем. Они относятся к многочисленной и довольно популярной во многихстранахкатегории « д жи ­ пов». Т аним именем теперь повсеместно называют легкиеоткрытые автомобили с приводом на все колеса. Они получили широкое распространение в годы второй мировой войны. Особенно хорошоу нас были известны ГАЗ — 6 4иГАЗ — 6 7 , «Виллис-МБ» н «Форд-Джи-Пи-Ви» ( С ША ) . Именно последней из названных моделей обязаны своим собирательным именем все автомобили этого типа . Разработанная в 1940 году Карлом Пробстом, к онструктором ныне уже не существующей фирмы «Виллис», модель «МБ» оказалась просто необходимой для военного времени. Удовлетворить спрос армии на нее такая сравнительно небольшая фирма, к ак «Виллис», не могла. Поэтому по ее чертежам начали производство этихмашин заводы Форда. Там модель получила индекс «Джи-пи-Ви», по начальным буквам английских слов « Д женералперпоуз вийкл» ( м ашинауни ­ версального назначения ) . В американ ­ ских, английских, канадских частях «фордов» постепенно стало больше, чем «виллисов», и солдаты объединили их общим именем — «джи-пи». Впоследствии слово «джип» стало интернациональным, у тратилокавычкии получило право на самостоятельное существование кактермин , определяющий особую разновидность легких автомобилей повышенной проходимости. После войны джип демобилизовался. Он оказался превосходной машиной для геологов, работников сельского хозяйства, охотников, туристов, на него появился спрос ивстранахАфрики , А зии , Л атинскойАмерики . Многие фирмы взялись за производство джипов . Одним из первых (в 1948 году) по пути «Виллиса» пошел английской завод «Ровер», чья модель «Ланд-ровер» сохранилась на нонвейере до снх пор. Внесла свой вклад в создание джипови советская автомобильная промышленность. Первые опытные образцы подобных машин — они назывались НАТИ — А РиГАЗ — 6 1 - 4 0 — были созданы перед самым началом Великой Отечественной войны. Летом 1941 года горьковский ав34тозавод приступилк серийному выпуску джипа ГАЗ — 6 4 (потом, после модернизации в 1943 году он стал называться ГАЗ — 6 7 , а с 1944 года — Г АЗ — 6 7Б ) . Эта модель находилась на производстве до 1953 года, когда ее сменил замечательный автомобиль ГАЗ — 6 9 . Благодаря своим высоким эксплуатационным качествам он выпускался почти два десятилетия и только в декабре 1972 года уступил место более совершенномуУАЗ — 4 69 . Что же представляют собой современные джипы? И х сегодня строят почти Sea десяткапредприятийв СССР иСША , понии и Бразилии, Индии иРумынии , Австрии и Иране, А нглиииИспании , Италии иАргентине . Основные техниче ­ с кие данные приведены в таблице. Эти машины можно разделить на четыре класса. Первый, назовем его малым, объединяет автомобили весом 600 — 8 00кгс двигателями мощностью не более 50 л. с. («Сузуки», ЛуАЗ—969, «Тейлхол», « Ш тейр » ) . Они сравнительно мало распространены. так, годовой выпуск ЛуАЗов — 5 тысяч, а «тейлхолов» — 1,6 тысячи. С ледующий , средний класс — историч ески самый "старый — является наиболее популярным и сегодня. Он объединяет автомобили, весящие 1100 — 1 500кгиоснащенные двигателями мощностью 60 — 8 5 л. с. Для него, нак, впрочем, и для первого, х арактернаспартанская внешность, сугубая утилитарность констр укции . Очень многие фирмы, с троящиеджипы этого класса, к ак говорится, «танцевали от печки » , которой для них служ ил «Форд-Джи-Пи-Ви». Это « М ахиндра » (Индия), «Эбро» (Испания), «Шерхат» (Иран), И КА ( А ргентина ) . т ретий класс — большие джипы европейско-японского типа , как, например, АРО-240, «Ланд-ровер», « Н иссан » , «Тойота», весом до 1600 кгс двигателями мощностью 90 — 1 30 л. с. Они вместительнее, у нихреже встречается складной тент, и кузов оформляется в виде жест ­ кой закрытой (хотя еще довольно простой и дешевой) к оробки . Четвертый класс — большие машины американского типа: «Джип-вэгонир», «Плимут-трейл-дастер», «Форд-бронно», «Рейндж-ровер». Их вес обычно колеблется в пределах 1600 — 1 800кг , а мощность двигателей превышает 130 л. с. У этихмашин кузов с тентом уже редкость. К ак правило, он закрытыйи близок по комфортабельности кузовам легковых автомобилей. В ном можнонайти эффективные уплотнителе дверей, удобные сиденья, .совершенное оборудование. О масштабах производства джипов четвертого класса можно судить хотя бы по фирме « Д жип » — 94 тысячив год. Что общегоу всех этих автомобилей? П режде всегбТ привод на все колеса. В большинстве случаев для передачи крутящего момента к передним и задним колесам служит раздаточная коробка, устанавливаемая в блоке скоробкой передач ( У АЗ — 4 69 , «Ланд-ровер») или отдельно от нее ( к ак было на ГАЗ — 69). Нередко раздаточную коробку делают двухс тупенчатой : с основной ипонижающей , для плохих дорог, передачами. Чтобы повысить проходимость, идут иногда на применениеблокируемых дифференциалов — т ак сделано на крошечном «Штейр-хафлингере». Специалисты фирмы « Д жип » (она входит вкорпорацию « А мерикен Моторс») предложили два года назад трансмисс ию «Куад-Трак» с постоянным приводом на все колеса, с читая , что включение второй пары ведущих колес в тот момент, когда автомобиль попал на труднопроходимый участок дороги, не всегда дает нужный эффект. Но у постоянного привода есть и свой минус. П ридвижении на повороте передняя пара колес проходит относительно задней более длинный путь, что означает либо дополнительный износ шин , либо дополнительные нагрузки на детали транс ­ миссии. На снегу , п еске , болотистом грунте , где ушин невысокое сцепление с почвой, они пробуксовывают без суще ­ ственного износа. На асфальте другое дело. Поэтому постоянный привод всех колес до недавнего времени не получал распространения. Система же «Куад-Трак» п редусматри ­ вает межосевой дифференциал в раздаточной коробке , к оторый позволяет одной паре колес работать с числом оборотов большим или меньшим , чем Удругой . Введение его, однако, заставило решать новый вопрос: буксование одной пары ведущих колес означаетпрекраще - 1 ЛуАЗ —969 — один из немногих джипов с двигателем воздушного охлаждения. 2. Первый из джипов — «Виллис-МБ». 3. УАЗ — 469 — образец классической схемы. 4. «Джип-КЖ5» — потомок первых «виллисов». 5. «Дайхатсу-ФЮЛ» снабжен дугой, предохраняющей водителя при перевертывании автомобиля, и сиденьями с подголовниками. 6. «Рейндж-ровер», предназначенный прежде всего для экспорта в QUIA, имеет комфортабельный кузов «универсал». 7. «ФИАТ-компаньола» с независимой подвеской всех колес и несущим открытым кузовом. 8. Трехдверный «Джип-чероки» во многом близок к модели «Вэгонир». У машины литые колеса из алюминиевого сплава и обогрев заднего стекла. Трансмиссия «Куад-Трак»: 1 — вал от двигателя; 2 — многорядная бесшумная пластинчатая цепь; 3 — фланец переднего карданного вала; 4 — самоблокирующий дифференциал; 5 — фланец заднего карданного вала; 6 — раздаточная коробка. ние передачи крутящего момента на другую. Избавиться от такого нежелательного явления помогает устройство автоматической блокировки межосевого дифференциала. Система сложная, дорогая, но, по утверждению фирмы, себя оправдывающая. Если мы заглянем вту графу публикуемой здесь таблицы, где приведены размеры шин , то увидим, что подавляющее большинство джипов снабжается 15- и 16-дюймовыми покрышками. Только благодаря столь внушительным колесам и шинам удается получить приемлемый для автомобиля повышенной проходимости дорожный просвет — 190 — 200 мм. Так, у всех машин 1975 года фирмы «Джип» клиренс — 203 мм (для сравнения укажем, что - у нашего УАЗ —469Б он равен 220 мм). При колесах с 13-дюймовыми шинами дорожный просвет увеличивают применением колесных редукторов, к ак это сделано на ЛуАЗ —969 и «Штейр-хафлингер». На УАЗ—469 эта мера позволила получить клиренс в 300 мм. Подвеска колес у современных джипов довольно разнообразна, и сегодня еще нет категорической оценки, какой вариТехническиеЕЙв V7\B)ант лучше. Традиционная схема зависимой подвески с неразрезными мостами и продольными полуэллиптичесними рессорами применяется как для передних, так и для задних колес на «Джипе-вэгонир», УАЗ—469 и «Ланд-ровере». В то же время у «Шевроле-блейзер» и «Рейнджровера» — зависимая пружинная Подвеска всех колес. Еще дальше пошли конструкторы АРО-240 и «Интернейшнлскаута». Задняя подвеска у них осталась зависимой рессорной, а вот передняя сделана независимой: у первого — пружинной, а у последнего — торсионной. Известны и модели с независимой подвеской всех колес: ЛуАЗ—969, «Штейр-хафлингер», «ФИАТ-компаньола». Между прочим, «ФИАТ-компаньола» — один из немногих джипов с несущим открытым кузовом. Как правило, современные автомобили этого типа имеют мощную раму лонжеронного типа. Несколько слов о двигателях. Моторы с воздушным охлаждением у джипов — редкость («Штейр-хафлингер», «Сузуки», ЛуАЗ — 969). В большинстве же случаев охлаждение водяное. Две фирмы — «Ровер» и «Тойота» оснащают свои модели дизелями.современныхОсобое положение занимают американские джипы , на которых ставят шести- и восьмицилиндровые двигатели рабочим объемом от 2786 до 6573 см 3 , имеющие мощность от 82 до 238 л. с. Естественно, что при столь сильных двигателях автоматическая гидродинамическая трансмиссия оказывается довольно практичной. Ее применяют, например, в качестве стандартного оборудования на моделях «Джип-вэгонир» и «Форд-бронко». Таким образом, водитель «Джипавэгонир» с этой трансмиссией и приводом «Куад-Трак» освобождается от манипулирования тремя рычагами: переключения передач, включения привода на передние колеса и включения понижающей передачи. Почти 35 лет насчитывает история джипов. За эти годы они прочно заняли свое место в хозяйстве и на военной службе, стали привычным транспортным средством. Они работают в Сибири и Сахаре, на Аляске и на островах Океании и зарекомендовали себя повсюду кан действительно «машины универсального назначения». Л. ШУГУРОВ, инженерпорядке)характеристикид жипов (в алфавитномЧисло и раМодель ем (см3) цилиндровМощность, л. с.Число передачБаза, ммДлина, ммРазмер шин, дюймы 7,50—16 6,00—16 7,00—15 6,50 — 16 6,50—16 7,00—15 8 , 2 5 — 15 6,00 — 16 7,50—16 6,00 — 13 7,00—15 7,00—16 7.00—15 7.00 — 1 5 8,00 — 16 6.00—16 5,75—13 7,00 — 16 7,00—16 8,40—15 7,00 — 1 5 7,00—15 6,50 — 16 6,50—15 7,00—15 7,00—15 6,50—13 6,00 — 1 6Число дверейСнаряженный вес. кгСкорость, км/часАРО-240 (СРР) «Дайхатсу Ф10Л» (Япония) « Д жип - в эгонир » (США) «Джип-КЖ5» (США) « Д жип - К Жб » (США) « Д жип - ч ероки » (США) « И нтернейшнл - с каут » (США) «Ланд-ровер-88-4» (Англия) «Ланд-ровер-109-6» (Англия) Л уАЗ — 9 69 (СССР) «Мицубиси-Д34» (Япония) «Ниссан-патроль» (Япония) « П лимут - т рэйл - д астер » (США) « П лимут - т рэйл - д астер » (США) «Рейндж-ровер» (Англия) «Сузуки-джимни» (Япония) «Тейлхол-родео-4» (Франция) «Тойота-бандейранте» (Бразилия) «Тойота-ландкруйзер» (Япония) У АЗ — 4 69Б (СССР) «Форд-бронко-6» (США) «Форд-бронко-8» (США) «ФИАТ-компаньола» (Италия) « Ц рвенаЗастава - А К151 » (СФРЮ) « Ш евроле - б лейзер » (США) « Ш евроле - д жимми » (США) « Ш тейр - П ух - х афлингер » (США) «Эбро-коммандо» (Испания)4—2512 4—958 8 — 6573 6—3803 8—4979 8—5896 .8—5643 4—2286 6—2625 4—887 4—2315 6—3956 8—5210 8—6555 8—3528 2—359 4—845 6—3400 6—3878 4 — 2445 6—2786 8—4942 4—1995 4—1901 8 — 5657 6—4093 2 — 643 4—219980 58 238 101 152 198 151 70 86 30 95 130 155 230 130 27 34 78 123 72 82 140 80 63 175 110 27 654 8434434446634444888444443482330 2025 2770 2130 2640 2770 3020 2230 2770 1800 2640 2200 2690 2690 2540 1930 2400 2280 2700 2380 2340 2340 2300 2250 2640 2640 1800 25703960 3485 4660 3530 4040 4660 4750 3620 4440 3270 4290 3770 4690 4690 4470 2990 3660 3870 4670 4020 3860 3860 3770 3560 4570 4570 3140 | 42705—2 6—3 75 4—2 4—2 5—3 6—3 5—3 85 4—3 5—3 5—3 5—3 53 5—3 4—2 4—3 43 6—5 75 5—3 5—3 4—3 4—2 5—3 5—3 4—4 5—21600 1325 1730 1110 1140 1730 1650 1523 1750 820 1520 16001700 600 640 1650 1920 1540 1500 1500 1570 1390 1G00 1620 650 1360— —110 100 170 120 140 160 140 105 115 75 115 125 120 160 150 100 100 120 135 110 120 130 115 116 140 125 75 11535