Страничка мотоциклистаРемонтируем двигательЧто нужно для безотказной работы мотоцикла? Прежде всего хорошо действующий двигатель. Это наиболее сложный агрегат, и неудивительно поэтому, что при его ремонте возникает большая часть вопросов, с которыми обращаются в редакцию владельцы тяжелых мотоциклов. О двигателях «Днепр» (МТ—8 и МТ—9) рассказывалось в июльском номере журнала за 1972 год, а сегодня мы публикуем материал для тех, кто собирается ремонтировать мотор мотоциклов «Урал» М—62, М—63, М—66, М—67. Методика определения и устранения неисправностей, изложенная здесь, пригодна для всех мотоциклетных двигателей, ей могут воспользоваться владельцы минских, ковровских, ижевских н других мотоциклов. Необходимость в ремонте возникает обычно, когда ухудшается работа двигателя на разных режимах, увеличивается расход масла (более 0,3 л на 100 км) и бензина (более 7л на 100 км), падает максимальная скорость (ниже 85 км/час), появляются посторонние, ранее не замечавшиеся шумы и перегрев. Наибольшую трудность представляет определение состояния двигателя по шумам и стукам, причину которых в большинстве случаев может определить механик ремонтной мастерской. Лишь когда эти стуки ярко выражены из-за существенного износа сопряженных деталей, поставить диагноз под силу более или менее опытному водителю, для чего ему надо руководствоваться определенной методикой. Двигатель прослушивают при помощи стетоскопа (роль его может выполнять деревянная палочка или отвертка), один конец которого прикладывают к уху, а другой — к разным частям двигателя. Чрезмерный зазор в соединении поршневого пальца с верхней головкой шатуна проявляется резким четким металлическим стуком в области цилиндра на прогретом двигателе, работающем под нагрузкой, когда резко увеличивают число оборотов коленчатого вала. Если стук исчезает при установке более позднего зажигания, мотоцикл можно эксплуатировать с такой регулировкой. В противном случае необходимо очистить головку цилиндра от нагара и определить фактический зазор между пальцем и отверстием в головке шатуна, который не должен превышать 0,03 мм. Износ пальца и втулки допускается до 0,015 мм от предельных размеров, приведенных в табл. 1 для соответствующих цветовых индексов. Непригодную втулку заменяют новой (ее номер 720123А по каталогу), сверлят в ней отверстия диаметром 3 мм по отверстиям в шатуне, зачеканивают пазы, к ак это было сделано на старойвтулке, а затем обрабатывают внутреннее отверстие разверткой до диаметра 20,993 — 21,005 мм. В зависимости от фактически полученного размера подбирают палец (согласно той же табл. 1). Когда его цветовая маркировка не совпадает с маркировкой старого пальца, приходится ставить новый поршень соответствующего размера. Допустимо использовать старый поршень, если размер нового пальца отличается на одну группу в сторону увеличения (белый вместо красного, зеленый вместо белого, черный вместо зеленого). Примерно при тех же условиях и так же, к аки предыдущий дефект, проявляется зазор между пальцем и бобышкой поршня. Однако стук в этом случае более глухой и прослушивается на сильно нагретом двигателе. Допустимый вследствие износа зазор в этом соединении — 0,01 мм. Новые палец и поршень следует комплектовать из одной группы (см. табл. 1), и только в крайнем случае — из смежных. Зазор между поршнем и цилиндром дает знать о себе «сухим» металлическим стуком на холодном двигателе при холостых оборотах коленчатого вала, усиливающимся при их изменеТаблица 1Цветовой индекс Красный Белый Зеленый ЧерныйД иаметрпальца , мм 20,998—20,995 20,995 — 20,992 20,992 — 20,989 20,989—20,986Диаметр отверстий вверхней головке шатуна , мм 21,005 — 21,002 21,002 — 20.999 20,999 — 20,996 20,996 — 20,993Диаметр отверстий в бобышках поршня, мм 20,991—20,988 20,988 — 20,985 20,985 — 20,982 20,982 — 20,979Таблица 2 Размерный индекс группыРазмер цилиндра и поршняДиаметр цилиндра, ммД иаметрпоршня , ммНомер поршня по каталогуНормальный1 2312312312378,00 — 78,01 78,01—78,02 78,02—78,03 78.20 — 78,21 78.21 — 78,22 78.22 — 78,23 78,50 — 78,51 78,51—78.52 78,52 — 78,53 79,00—79,01 79,01—79,02 79,02 — 79,0377,91—77,92 77.92 — 77,93 77.93 — 77,94 78,11—78.12 78.12 — 78,13 78.13 — 78,14 78,41—78,42 78.42 — 78,43 78.43 — 78,44 78,91—78,92 78.92 — 78,93 78.93 — 78,9462012371-й ремонтный 2-й ремонтный 3-й ремонтный6201237 — Р 16201237 — Р 28201237 — Р ЗРазмерный индекс группы выбит на фланце цилиндра и на днище поршня. Многие владельцы мотоциклов с двухцилиндровым двухтактным двигателем, каким являются «ИЖ—Юпитер» и ЯВА350, просят рассказать, отчего зависит «синхронность» работы цилиндров и как ее добиться. Предоставляем слово инженеру Э. В. КОНОПУ.О равномерности работы цилиндров обычно судят, сопоставляя характер выхлопа и состояние свеч вних . Если из одного глушителя газы выходят более частыми ичеткими порциями, чем из другого, — значит в первом из них рабочий процесс протекает более равномерно. К ак правило, свеча в нем оказывается сухой, а в отстающем цилиндре — замасленной или покрытой копотью. Т акаякартинав большей или меньшей степени характерна для всех двухцилиндровых двигателей с одним карбюратором. В чем здесь дело? Известно, что работа двигателя (каждого его цилиндра) зависит от состава смеси и искры, восп ламеняющей ее. Приготовление смеси начинается в (карбюраторе, продолжается во впускном тракте 'и кривошипнойка мере, а заканчивается в цилиндре к моменту воспламенения. Т аким образом, качество смеои зависит в основном от герметичности пути, по которому она проходит, и от количества ее, которое находится в цилиндре. Из-за негерметичности, в озникающей вследствие неплотного соединения деталей (повреждены прокладки под цилиндром, головкой, патрубком карбюратора), в смесь попадает обедняющий ее посторонний воздух. Количество же смеси зависит от проходного сечения канала и от того, насколько отработавшие газы освобождают цилиндр. Несовпадение контуров окон в прокладках, цилиндре и картере, наличие нагара в системе выпуска,О равномерной работе цилиндров30