36
37
В МИРЕ МОТОРОВПОДВЕСКА ФРАНТИШЕКА КРНАВЕКАНа современных кроссовых мотоциклах подвеска колес работает в исключительно сложных условиях. При прыжках машина приземляется, как правило, на заднее колесо, и пружины задней подвески нередко воспринимают толчки, по силе в несколько раз превышающие вес мотоцикла. Известно, что чем выше нагрузка на колесо, тем жестче следует делать его подвеску. Но такая подвеска, выгодная при прыжках, делает машину трудноуправляемой при движении с большой скоростью на участках с частыми небольшими неровностями. Как компромиссное решение применяют сравнительно мягкую подвеску с очень длинным ходом. Так было сделано на прошлогодних кроссовых моделях «Майко» и «Хускварна». Но здесь возникает другая проблема: при длинноходной подвеске в невыгодных условиях работают гидравлические амортизаторы — их жидкость быстро нагревается, и узел перестает правильно функционировать. Дополнительные бачки для жидкости на амортизаторах и внушительные ребра охлаждения, появившиеся в 1974 году, не дали нужного эффекта. Требовалось принципиально новое решение. Его нашел инженер из ЧССР Франтишек Крнавек, предложивший оригинальную гидропневматическую подвеску колес мотоцикла (рис. 1). В ней упругим элементом служит не пружина, а сжатый газ, например воздух. Особенность заключается в том, что чем выше сила, приложенная к штоку подвески, тем сильнее сжимается газ и тем выше жесткость упругого элемента. Иными словами, у этой подвески прогрессивная характеристика жесткости. Ф. Крнавек использовал давно известный принцип и создал свою очень простую и работоспособную конструкцию. По его патентам завод 43 изготовил заднюю подвеску для своих кроссовых мотоциклов. На одном из них и выступал в чемпионате мира 1974 года серебряный призер Я. Фальта. В том же году Я. Яниш, заводской гонщик-испытатель, опробовал на третьем этапе первенства мира переднюю телескопическую гидропневматическую вилку. И, наконец, в этом году обе новинки не только кашли применение на кроссовых мотоциклах 43, но и стали образцом для подражания («Хускварна», «Ямаха»). В пневмогидравлической подвеске кроссового 43 (рис. 2) — скользящиеКОРОТКОМотоциклетные заводы европейских социалистических стран (не считая СССР) в настоящее время выпускают мотоциклы и мопеды одиннадцати марок: «Бабетта» (ЧССР), «Балкан» (НРБ), ВСК (ПНР), «Колибри» (СФРЮ), «Комар» (ПНР), «Мобра» (СРР), МЦ (ГДР), «Паннония» (ВНР), «Симсон» (ГДР), 4 3 (ЧССР), ЯВА (ЧССР). Румынский завод УАП провел недавно модернизацию своей основной легковой модели «Дачия-1300». На ней установлены новый карбюратор, фартуки у задних колес. Облицовка радиатора сделана черной матовой. За 25 лет, начиная с 1950 года, завод «Татра» (ЧССР) экспортировал в Советский Союз 18 тысяч тяжелых грузовиков моделей «111», «138», «148».СТАРТУЕТ «ИНОХОДЕЦ•••К соревнованиям 1975 года на первенство ЧССР по автокроссу чемпион республики Кржестьян построил багги со всеми ведущими колесами и двумя двигателями «Вартбург» общей мощностью 150 л. с.Четыре европейские фирмы — Д АФ (Голландия), «Волво» (Швеция), «Магирус» (ФРГ) и «Савием» (Франция) — разработали совместный типаж унифицированных тяжелых магистральных грузовиков. Такой альянс, по расчету фирм, должен помочь им устоять в конкурентной борьбе.Длина «Пейсера > лишь немногим больше (на 0,23 м), чем у нашего ВАЗ — 2103. н составляет 4,35 м. а ширина — 2,0 м. Третья дверь в задней стенке кузова делает машину универсальной по применению. На последней женевской выставке концерн «Америкен Моторс Корпорейшн» познакомил посетителей со своей сверхкомпактной моделью «Пейсер» («Иноходец»). Интерес к малогабаритным и экономичным автомобилям в США сейчас заметно вырос. Из общего количества не проданных в 1974 году машин львиная, доля пришлась на громоздкие «броненосцы». А компактные модели «Шевроле-вега», «Форд-пинто»-, «АМК-гремлин» имели более или менее устойчивый сбыт. Вот почему четвертая по величине в США автомобильная фирма (350 тысяч машин в прошлом году) рискнула выйти на рынок с новой компактной моделью. Габариты «Иноходца» невелики: длина — 4350 мм, база — 2540 мм. Ему надо мало места для стоянки (важное обстоятельство для американских городов), он очень маневрен ив то же время достаточно просторен для четырех человек. Чтобы облегчить вход на заднее сиденье, правая дверь сделана на 102 мм шире левой. Кроме того, обе двери заходят на крышу, благодаря чему при входе и выходе пассажиров не создается неудобств, ощущаемых в двухдверных кузовах. Хорошая обзорность «Иноходца» достигнута за счет боковых стекол и сильно опущенного подоконного пояса, а скругленные обводы машины позволили на 12 процентов снизить (по сравнению с большинством моделей) аэродинамические потери, а следовательно, и расход топлива (10,3 л/100 км). Широкая центральная стойка, по утверждению фирмы, играет роль своеобразной дуги безопасности. Кузов «АМК-пейсера» сделан универсальным — трехдверный гибрид седана и комби. При необходимости задние сиденья могут быть сложены, и тогда пространство для багажа достигает 0,28 м3. Под полом багажного отсека размещается запасное колесо. Оборудование кузова включает стеклоочиститель, омыватель и отопитель стекла задней, третьей двери. У новой модели не только оригинальный внешний вид, компактные размеры и разные по ширине двери. Это первый за последние годы американский легковой автомобиль с реечным рулевым механизмом. Среди других особенностей «Пейсера» — дисковые тормоза передних колес, радиальные шины размером 6,95 —14, транзисторная система зажигания. Вес машины — 1400 кг. Новая модель оснащается шестицилиндровым двигателем в двух вариантах — 3802 см3, 100 л. с. и 4228 см 3 , 110 л. с. и двумя разновидностями трансмиссии — либо трехступенчатой с переключением на руле, либо автоматической гидромеханической. Сумеет ли «Иноходец» задать темп в погоне за покупателем, покажет время.Ежегодно в Англии из-за коррозии и прогара заменяют выхлопные трубы на 7 миллионах автомобилей, что приносит убытки в 100 миллионов фунтов стерлингов. Более дорогие, чем обычные, выпускные трубы из нержавеющей стали применяют только на автомобилях «Роллс-ройс».•••Итальянская фирма «Абарт» изготовляет комплекты деталей для повышения скоростных показателей серийных легковых ФИАТов. Комплект «Абарт-226» позволяет увеличить рабочий объем модели «126» с 595 до 812 см ' и поднять мощность с 26 до 36 л. с.В г. Атланта (США) с аукциона продан бронированный лимузин «Кадиллак» модели 1928 года, изготовленный по специальному заказу гангстера Аль Капоне.Фирма «Аувертер» (ФРГ) построила в г. Уумаси (Гана) завод по производству автобусов марки «Неоплан». Рис. 1. Гидропневматическая подвеска 43 для заднего колеса. Бросается в глаза отсутствие пружины.Рис. 2. Устройство узла подвески: 1 — клапан для накачки воздуха; 2 — стальной верхний цилиндр; 3 — уплотнительные манжеты; 4 — клапан амортизатора; 5 — амортизационная жидкость; 6 — дюралюминиевый нижний цилиндр с охлаждающими ребрами; 7 — шток с поршнем; 8 — резиновая защитная гармошка; 9 — верхняя полость со сжатым воздухом.один относительно другого цилиндры 2и 6. С днищем цилиндра 6 связан шток 7, выполненный заодно с поршнем. В полости 9 над поршнем находится воздух 2 под давлением 2,5 — 3,0 кг/см . Пространство под поршнем, заполненное амортизационной жидкостью, разделено на две камеры обоймой с клапаном 4. По каналу в штоке 7 часть масла поступает в надпоршневое пространство и создает гидравлическое уплотнение поршня. При наезде на неровности цилиндры 2и6 перемещаются, и воздух, сжимаемый в полости 9, играет роль пружины. Жидкость. перетекая через клапан 4, поглощает энергию колебаний нижнего цилиндра 6. Таким образом, здесь в одном узле объединены упругий элемент и амортизатор. Сечение штока 7 сделано переменным, чтобы получить желаемый процесс амортизации. Новый узел задней подвески 43 может быть установлен взамен прежнего пружинного. Максимальный ход составляет 90 мм; диаметр узла в наиболее широком месте — 90 мм. В 1975 году новая задняя подвеска устанавливается не только на «фирменных», но и на серийных (то есть поступающих в клубы) кроссовых мотоциклах 43.«ФИАТ-131-МИРАФИОРИ»На смену модели «124», производство которой было начато в 1966 году, пришел новый автомобиль ФИАТ-131. Причем впервые за последние годы к цифровому индексу ФИАТа добавлено имя собственное — «Мирафиори» (в честь самого болыцого завода компании). Новая машина выпускается с тремя вариантами кузовов: двух-, четырех- и пятидверным (универсал). Кузов «ФИАТ-131-мирафиори» отличается от прежнего и внешностью, и ббльшими габаритами — он на 120 мм длиннее при той же почти высоте, — большей площадью остекления, и, что самое главное, значительно большей прочностью и жесткостью. Салон со всех сторон ограничен коробчатыми брусьями, причем продольные, размещенные в дверях, защищают пассажиров от боковых ударов при авариях. Передние и задние энергопоглощающие бамперы сделаны в соответствии с американским стандартом, который требует, чтобы при лобовых столкновениях со скоростью около 8 км/час не повреждались световые приборы или другие элементы безопасности. Естественно, что выполнение этих требований привело к некоторому утяжелению машины. Бензобак перенесен в самое безопасное место в кузове, над задней осью. Днище кузова тщательно обрабатывается. противокоррозионными составами, включая нанесение слоя полихлорвинила. «ФИАТ-131-мирафиори» выпускается с четырехцилиндровыми двигателями рабочим объемом 1300 или 1600 см3. Распределительный вал установлен не в головке цилиндров, как можно было ожидать, а в блоке, и приводится он зубчатым ремнем. Коробка передач четырехили пятиступенчатая, а за дополнительную плату устанавливают гидромеханическую трехступенчатую трансмиссию производства «Дженерал Моторс». Передняя пружинная подвеска — типа «Мак-Ферсон». Здесь нет привычного верхнего рычага. Пружина и соосный с ней амортизатор опираются на нижний рычаг, а стойка поворачивается относительно штока амортизатора как вокруг шкворня. Задняя подвеска сделана пружинной с пятью рычагами (подобно подвеске ВАЗ — 2101), но амортизаторы смонтированы не рядом, а внутри пружин. В соответствии с нынешними тенденциями рулевой механизм реечный; число оборотов рулевого колеса — 3,5 от упора до упора. На передних колесах установлены дисковые, на задних — барабанные тормоза. Автомобили выпускаются в Двух вариантах — в обычном исполнении и «Люкс» («Спечиале»), — имеющих ряд новшеств, например щит электрораспределения под панелью приборов на стороне пассажира и регулируемая верхняя часть рулевой колонки, благодаря чему можно изменять наклон рулевого колеса. На «Спечиале» для подсвета приборов использованы светопроводы, а регулировочный механизм ручного тормоза встроен непосредственно в рукоятку его рычага. По заказу за дополнительную плату на «Мирафиори» могут устанавливаться кондиционер воздуха, магниевые колеса и самоблокирующий дифференциал. подголовники сидений, обогреваемое заднее стекло. Техническая характеристика (в скобках отличающиеся данные для варианта с двигателем 1300 см>). Рабочий объем — 1585 (1297) см3; диаметр цилиндра — 84 (76) мм; ход поршня — 71,5 мм; степень сжатия — 9,2; мощность — 75 (65) л. с ; число об/мин — 5400. Передаточное число главной передачи — 3,9 (4,1). Размер шин 155 — 13 (для универсала — 165 —13). Длина — 4250 мм; ширина — 1632 мм; высота — 1395 мм; база — 2490 мм; колея — 1372 мм (спереди) и 1315 мм (сзади). Вес в снаряженном состоянии — 1030 (950) кг. Скорость — 160 (150) км/час; время разгона с места до 100 км/час — 12,8 (16,2) сек. Контрольный расход топлива — 9,6 (8,9) л/100 км. В исполнении «Спечиале» машины ФИАТ-131 оснащаются четырьмя круглыми фарами, а в обычном исполнении — двумя прямоугольными. Устройство энергопоглощающего бампера, который за дополнительную плату монтируется спереди и сзади. Он подается на 70 мм и возвращается в прежнее положение. Бампер покрыт 20-миллиметровым слоем резины..