Второй разподрядпрезидиумФеде рации автомобильного спорта СССР вносит имя гонщика-дкольцевика» Ю рия Тер енецкогов список десяти лучших спортсменов года. М еждутем не многие знают, что занимается Юрий «кольцом» всего лишь четыре сезона. З а это время он дважды стал чемпионом страны, завоевал две серебряныеи одну бронзо вую медали . Ч емже объяснить столь стремительный взлет квершинамма стерства! С этого вопроса и началась беседасмастером спорта СССРЮрием ТЕРЕНЕЦКИМ.Автомотоспорти его мастераВторое призваниеМосквы Владимир Иванович Карнеев пригласил меня выступитьв Элисте, где открывали новый трек. У меня сохранил асьфотография той поры . Не могу без улыбки на нее смотреть. Я еще не был готов к тому, чтобы проходить поворот с заносом заднего колеса, с пробуксовкой . Ехал как на кроссе. Но ужечерез год спомощью моего большого друга Валентина Моисеева я вполне овладел этим приемом. — П охоже , ч то вначале вынеотлича л исьпостоянствомв спорте? — Совсем нет. П рекрасно , когда с перв ыхшаговпопадаешь на ту единственную для тебя тропинку, к оторая выведет на широкую дорогу. Но не всегда просто бывает это сделать . И часто многое не зависит от спортсмена . Возможно, я бы не рассталсясгаревыми гонками. Но ведь не секрет, что в Москве пока нет гаревого трека . Зато есть ледяные дорожки . Я и здесь попробовал свои силы. Одним словом, думаю, моя спорт ивнаябиография не пример для всех. Но уверенв одном — надо искать свое место в спорте, и скать активно, пробов ать себя вразных видах соревнований . А если уж нашел, почувствовал, что именно здесь твое место, отдай себя всего безостатка . — Значит, ш оссейно - к ольцевые автог онки — в ашокончательный выбор? — Пожалуй, ш оссейно - к ольцевые гонки это именно то, что я искал, к чему стремился . Недаром они считаются класс ическим видом автоспорта : в них наиболее ярко выражена основная его суть — с корость . Кольцевые гонки — это экзамен на мастерство по самому высокому счету. Ведь на каждом повороте, а их, к акправило , немало на трас се, за какой-то десятоксекундгонщикуприходитсятормозить , п ереключать передачи, выжимать сцепление , прибавл ять или сбрасывать «газ». И одновременно следить засоперниками , контрол ировать по приборам работу двигателя иделать все это безошибочно, молниеносно. И всегдаживешьожиданием — а что там, за поворотом? Борьба, победа! И то идругое всегда прекрасно . — Ю рий , вы инженер . Помогает ли увл ечениеавтоспортомвашей работе? — Здесь, я думаю, мне очень повезло. Инженером яработаю ровно столько времени, с колькозанимаюсь «кольцом». А получилось все вот как . Я был тренером мотокоманды института, когда мы приобрели для секциинесколько гоночных машин «Эстония —15». Очень заинт ересовались ими. Р ешили подготовить ксоревнованиям . Впервые ястартовал на скоростном кольце в Риге на трассе « Б икерниеки » . З анял шестое место. Для начала, неплохо. Но самым приятным для меня итогом этой гонки было пригл ашение на автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Я срадостью согласился и стал работать инженером-испытателем в отделе главного конструктора. З десья взглянул на спорт новыми глазами , увидел его с той стороны, о существовании которой раньше никогда не задумывался . Ведь для многих автогонки — это просто эффектное зрелище. И далеко не все знают, к ак много дают они дляразвитиятехники . Вряд ли испытательный полигон в состоянии соперничать со скоростной трассой по интенсивности нагрузок, к оторые выдерж ивают здесь все узлыимеханизмы автомобиля. И часто, пройдя экзамен на гоночной машине , т ехнические новинки «вживляются» в конструкцию серийного автомобиля. Так было сдисковыми торм озами . р аздельным их приводом, двухвальным распределительным механизмом итак будет, уверен, с еще многими усов ершенствованиями . И мне повезло именно в том смысле , что на заводе я заним аюсьв основном совершенствованиемконструкции автомобильного двигателя , а в спорте — проверяю замыслы нашего коллектива . И, конечно, б ольшое счастье работать на АЗЛК, с лавном своими замечательными трудовыми и спортивными традициями . — Последний вопрос . Чем знаменате лен для вас нынешнийсезон , ч еговыждете от него? — Ф инальныестарты VI Спартакиады народов СССР. Это грандиозное спортивное событие. Как автомобилист я буду впервыестартоватьв подобных состязаниях. Конечно, я всегда помню об олимпийском принципе : главное — не побеждать, а участвовать . И признаю его мудрость. Но все же... Очень хочется стать чемпионом Спартакиады .— В первыеястартовалв шоссейнок ольцевыхгонкахчетыре года назад. А знакомство мое с автомобилем состоялось намного раньше . Р осяв «автомобильной» с емье . Отец работал водителеми спытателемеще на заводе АМО. Участвовал в одном из первыхавтомобильных пробегов по Средней Азии. Мама тоже работала на этом заводе. Перед войной отецокончилтанковуюшколуис первого до последнего дня отвоевал танки стом. Вернулся сорденами боевого Красного Знамении Красной Звезды , со многими медалями . Б ыло мне тогда пять лет. Отец посчитал, что насталовремяприобщить меня к автомобилю. До педалей я тогда, конечно. не доставал . Но, сидя у отца на кол енях , мог « к рутитьбаранку » . Юношес киеправая получил в четырнадцать лет вкружке Дома пионеров . Б лиже поз накомилсясдвигателем года три спустя, когда целый сезон проработал мотористом на спасательной станции ДОСААФ. — Ю рий , после школывыпоступилив Московский авиационный институт, хотя, Назалось бы , п рямаядорога вам в автодорожный... — Мой выбор не был случайным . Дав айте вспомним, когда это происходило. 1959 год. З апущеныпервыевмире иск усственныеспутники Земли, о жидание первого полета человекав космос... Наверное, тогда авиационныйинститут был самымпопулярныму молодежи, с амыммодным что ли. Но дело, конечно, не тольков этом. Я поступил на факультетдвигателейлетательныхаппаратов . Как видите, и здесьменяпрежде всего интер есовал мотор. МАИ замечателен тем, что здесь с первого курсастудентаприобщаютк производству. По сей день помню, к ак туго приходилось . К половине восьмого спешил на завод, а потом, после трудового дня — на лекции . С благодарностью вспоминаю то время : ведь именно тогда начинался мой путьв спорт. Я освоил специальноститокаря , с верловщика , слес аря . Считаю, что без всего этого не мож етбытьхорошего спортсмена-автомобилиста. Да и просто вжизнитакие знания, н авыки необходимы. Когда умер отец, я перешелс дневного отделения института на вечернее . Стал работать здесь же, в институте — вел практиче с киезанятия со студентами . — И все-таки кажется невероятным, ч товсеголишь за четыре года вам удал ось , н ачав , ч тоназывается , с нуля , добиться званий призера и чемпиона на первенствах столь высокого ранга... — Я начиналчетыре года назад не с нуля. Сначала был мотокросс . Это в шес тидесятом . В ыступление на первенствеинститутаипервая победа. Увлекся игонялсяцелыхшесть лет. Результаты? П ризовые места на первенстве Москвы. В эти шесть лет япрошелхорошую школу. Именно вмотокроссеявпервые ощутил радость от управлениямашиной на высокойскорости . Кросс требуетфизиче ской силы, он жеиразвиваетэту силу. В школеячислилсявслабенькихи даж е был освобожден от физкультуры . Мот окросс «вылечил» м еня . — И так , а втогонкампредшествовал мотокросс? — Не только . В концешестидесятых годов я входил в состав сборной Москвы по спидвею . И это не случайныйэпизодв моей спортивнойбиографии . Спидвей, если можнотаквыразиться , моя вторая любовь, и, пожалуй, более сильная , чем первая. В 1967 году тренер сборнойВела беседу С. С МИРНОВАЮ. Т еренецкий на рижском«кольце».Ф ото Э. П ярнаметса 27