Тюри, маленький эстонский городок, ж ивет чисто и размеренно. Дома в основном одно-двухэтажные, светлые, с остроконечными нрышами . Вокруг них зеленая изгородь кустов, в которой нолышутся на ветру ароматные грозди необычно ранней в этом году сирени . Так имв последние дни мая увидели город участники второго Всесоюзного конкур са профессионального мастерства водителей системы «Союзсельхозтехника», съехавшиеся сюда из всех республик. На этом конкурсе , посвященном 30-лет ию Победы над фашистской Германией, одни водители оспаривали первенство вгруппе абсолютных чемпионов (сюда вош ли победители республиканскихи зональных соревнований), д ругие — в груп пе молодых. Возможно, любителей спортивной статистикииописаний всех перипетий напряженной борьбы разочарует наш рассказ. Но, хотя в основе конкурса лежал автоспорт и хватало в эти дни драматических событий, радостей и разочарований, главным для нас был вопрос: к аков сегодня водитель, чей автомобиль работает на сельских трассах? Ответ на него должны были дать три дня соревнований.День первыйКазалось, все предусмотрели, все рассчитали организаторы нонкурса и его хозяева. Но в одном они были невластны: природа, видимо решив внести свою лепту в испытание водителей, обрушила на Тюрив это утро сначала дождь, а потом настоящий снегопад. Поверх зеленого ковра лег белый, а снег все шели шел...Первый этап конкурса — проверка тео ретическихзнаний . Здесь все как на экз аменах : билеты (в каждом десять вопросов), строгие судьи — э кзаменаторы , возбужденная суета в «предбаннине» и, конечно, волнение. Большинство участников удачно преодолело рифы теории. Самые малые потери уукраинских водителей, которые выступали тремя зональными командами. И так , основа мастерства — теоретичес кие знания? — П ожалуй , да, — соглашается представитель « У крсельхозтехники » Николай Иванович Завертаев. — Хотя кое-где полагают, что шоферу, работающему в сельской местности, они не такнужны , к акгорожанину . Неверное мнение. Без знаниятонкостей Правил дорожного движ ения , без постижениятехническихи эксплуатационных секретов — о каком профессионализме может идти речь? Т ан мы считаем , и поэтому в республине теоретическая подготовка всегда в центре внимания. Ежегодно водители «Укрсельх озтехники » , а их 75 тысяч, проходят переподготовку. Это очень помогает, особенно на уборочной, когда четкаяи безаварийная работа автотранспорта многое решает . Вся страна узнала в прошлом году о миллиарде пудов украинского хлеба. Половину этого урожая вывезли наши водители. Многие из них отмечены за свой труд высокими наградами . Да ив этом году работы предстоит немало. Поэтому конкурсы мастерства, которые прошлив 25 областях, мы рассматриваем как этап подготовки к страде. Ведь уборочная — н аше общее, н аше главное дело.к руг — ф иниш . Судья называл время и расход бензина. Но по тому, к ак бледнели ребята, садясь в кабину, м ожно было понять, что все это совсем не просто. Огорченно отошел в сторону Пятрас Бразджионис из Литвы ( « М ожно было бы и лучше...»), расстроен Виталий Агрба из Сухуми («Ехал быстро, а бензина вон сколько «съел»), улыбался неизменно спокойный эстонец Вальди Роози («Нормально»). А самое хорошее настроение было у Павла Ташпулатова из Узбекис т ана — л учший результат. Павлу 21 год, из них три он за рулем. Ж иветвФерган ской области. — К акя стал шофером? Сейчас и не вспомню, с чего началось. Может, я всегда этого хотел? В общем, пришел в автомотоклуб ДОСААФ, получил «права». Потом армия. К стати , связь с ДОСААФ до сих пор крепкая . У меня ведь 1-й разряд по автокроссу, р аньше мотонроссом занимался. Автоспорт здорово помогает в работе, а профессиональные конкурсы — тем более. Могу сказать , что яуже подсмотрел у соперников, чему стоит научиться. Что сказатьо работе7 Возим грузы для колхозов и совхозов. Самая горячая пора — когда хлопок пойдет. Тогда только успевай оборачиваться. Его у нас знаете сколько! Ей богу, в то время даже снится. Хлопок, он ведь только на вес легкий , а так — г руз тяжелый... Вторым именинникомв этот день у молодых водителей был Иван Воробей из Латвии , который выиграл в своей груп пе соревнования по перевозке грузов. Он, к стати , и самый молодой участник конкурса — ему всего 20 лет, а выглядит и того моложе. Рассказывать о себе втакие годы трудновато. — Ну, к акаятам биография, • честно? Ж ивув городе Валка, т амившколу ДОСААФ пошел, стал водителем. Я техн ику очень люблю. А интересного у меня что? М ожет , то, что я первый автомобиль только вармии получил? На «гражданке» т аки не успел — со свежими «правами» у шелслужить . Т ам сначала сказали : «Отремонтируй машину!» Отремонтировал. Тогда и посадили за руль ЗИЛа . Демобилизовался осенью прошлого года, вернулся домой, и дали мне ГАЗ — 53. Вожу удобрения, торф. Когда республиканский конкурс был, ни на что особенно не рассчитывал. Опыта-то никакого . И вдруг оказалось, что занял первое место среди молодежи и поеду на всесоюзный. Здесь, конечно, посложней, но и интересней. А знаете , я боль-За нашу СоветскуюРодину!День второйСегодня один из сложнейших и, можно сказать , самый «профессиональный» вид соревнований — перевозка груза . Заблаговременно, н акануне были розданы «легенды» с описанием маршрутов . Со стартав городе Рапла водители следовали на склад минеральных удобрений и, з агрузив автомобиль, разъезжались по дорогам, ведущим в совхозы и нолхозы района. Надо было пройти строго по графику 50 — 60 километров и безук оризненно оформить путевые докумен ты. С утра на маршрутыушли чемпионы республик, а молодежь оспаривала первенство вэкономичном вождении. В неш не все подчинено простой схеме: старт —За рулём9 ф Сентябрь # 1975Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издаетсяс 1928 года У1fPf'С егодня они, как и тысячи их товарищей , шоферов «Союзсельхозтехники», возят зернои свеклу, картофель икукурузу — все, что взрастили земля и труд земледельца. О том, как профессиональное мастерство способствует успехам в спорте, а спорт помогает работать ударно . рассказывает наш корреспондентв колхозе грузчиком и подружился с шоферами, особенно с ветераном Ионасом Пикунасом. Он понемногу и приучил меня к автомобилю, учил ездить. Как-то председатель увидел наши занятия и спрашивает, не хочу ли я «права» получить. «Хочу», — отвечаю. Послали меня в Каунас в клуб ДОСААФ. С тех пор пятнадцать лет за рулем. У меня нынче ЗИЛ — 554. 120 тысяч километров прошел — и все как новый. А до этого 280 тысяч километров без ремонта на ЗИЛ—555 наездил. Вот вы сказали, что я, мол, «ас» своего дела. Да нет, просто любить надо автомобиль. Когда в кабину заглянешь, сразу видйо, как водитель работает, как ездит. Взять хотя бы нашего молодого — Бразджиониса. Стаж-то у него всего два года, а какой шофер! Он у нас первым стал автопоезда в дальние рейсы водить. И машину Пятрас как свои пять пальцев знает, недаром раньше слесарем был. Здесь он занял в своей группе третье место, очень хороший результат. Теперь грозится на следующем конкурсе меня обыграть. А что, он упорный, может. Какие планы? Домой поедем, отдохнем немного — и за руль. У нас самая работа начинается: запчастями село обеспечить перед уборкой, удобрения возить, строительные грузы. А осенью убирать овощи, свеклу, картофель. Словом, скучать некогда... С кем ни беседовал яв те дни, разговор неизменно переходил от коллизий конкурса к работе. И не тольно потому, что здесь проверялось профессиональное умение шоферов, а потому, что любят ребята свое дело, живут им. Виктор Тарасов из Карелии, например, закончил беседу так: «Знаете, я говорить не особенно мастер. Приезжайте к нам, посмотрите, как мы работаем, и все сразу поймете...» «Унрсельхозтехнини». Один из этих кубков принимал Латий. Владимир носит титул двукратного чемпиона республики. — А здесь вот не повезло. В самый последний момент проиграл и остался только третьим. Обидно, чего скрывать. Но зато кубок «За рулем» наш. Для меня это тем радостней, что водителем я стал в ДОСААФ, да и товарищи мои тоже. А конкурс в этом году был очень напряженным, шоферы из большинства республик здорово подготовились. Наши тоже сильно прибавили. Это ив работе видно, особенно на уборочной, когда возить хлеб приходится день и ночь. Сам я уже восемь лет участвую в уборочных. Вот когда все имеет значение — как автомобиль содержал, как себя настроил, словом, мелочей нет. Поэтому я начинаю готовиться к страде задолго. Машину до винтика проверяю, вспоминаю удачи и промахи прошлых лет. Молодые ребята совета просят — помогаю. Убрать зерно без потерь — кровное дело водителя. Ведь хлеб украинский на всю страну славится. В этой славе и наша доля есть... Отбушевали конкурсные страсти, от гремел оркестр в честь победителей, разъехались по домам участники. В их багаже не только кубки , призы и грамоты. Самый ценный груз — новые знания, опыт недавних соперников. Сегодня водители «Союзсельхозтехники» ведут свои автомобили по дорогам страны. В кузовах — пшеница с полей России, Украины и Казахстана, узбекский хлопок, белорусский картофель, кавказские фрукты. Если спросить у шофера, каное испытание для него самое главное, он ответит: «Работа». В. СТАРЧЕВСКИЙ, спецкор «За рулем» Эстонская ССР, г. Тюри Одно из десяти упражнений скоростного маневрирования . Снять кольцо со стойки — дело, к азалось бы. простое. Но добавьте сюда скорость и волнение... В фонтанебрызг мчатся по дну карьера автомобили. На трассе — абсолютный чемпионконкурса Андрюс Герве. Торжественное закрытие конкурса. Победители соревнований в группе мол одых водителей, стоя на пьедестале почета, не скрывают своей радости. Слева направо : Иван Воробей. Вальди Роозии Пятрас Бразджионис . Фото В. Прохорова3AHEMше всего перевозки боялся. Может быть, поэтому и выиграл ее — настрой был. И еще вот что. Хорошо, что конкурс приближен к «боевым» условиям. Поэтому мы не тольно демонстрируем свое мастерство, но и развиваем его. Взять тот же пробег с грузом. Да я дома почти каждый день такие пробеги делаю, а всетаки нашел для себя интересное в том, как работают на маршрутах другие ребята, особенно из Средней Азии. И не только у молодых, но ив группе чемпионов... Уборочная? В этом году первый раз буду в ней участвовать. Постараюсь вспомнить и использовать все, что дал конкурс. Не правда ли, схожи биографии этих молодых водителей? ДОСААФ, армия, работа. Совпадение? Нет! Примерно 90 процентов участников конкурса пришли к своей профессии через школы и клубы ДОСААФ, мастерство их шлифовала армейская служба. И сильно в каждом желание совершенствовать свое умение. Желание, которое и привело их на конкурс.День третийОн был самым зрелищным. И подъем на холм, и скоростное маневрирование проходили от начала до конца на глазах у зрителей. Это придавало соревнованиям особый азарт. Да и погода решила хоть чуть-чуть побаловать всех солнечными лучами. «Подъем на холм» — название в известной мере условное. Прежде чем подняться на гребень карьера, где пролегала трасса, приходилось спускаться на самое его дно, преодолевать водные преграды и уже затем взбираться наверх. В общем, это настоящий кросс. Трасса оказалась коварной. Не раз глохли двигатели, когда машины застревали в яме с водой, и тогда на помощь приходил трактор. А выиграл этот этап в группе чемпионов Андрюс Герве из Литвы. Он же отличился на «фигурке». Двойная победа обернулась тройной — Герве стал абсолютным чемпионом. — Честно говоря, это жена «виновата», что я победил. Когда провожала (мы живем в колхозе «Скряуджай»), сказала: «Без первого места не приезжай!» Рубашку новую в чемодан положила: «Наденешь, — говорит, — когда чемпионом станешь». Куда тут денешься? Но если серьезно, то думаю, что многие участники в мастерстве мне не уступают. А водителем я почти случайно стал. Работал 1 *День четвертый и последнийНа торжественное закрытие конкурса пришел «весь город». Сменяли друг друга на пьедестале почета победители: Андрюс Герве, Александр Федяев из «Киргизсельхозтехники», Владимир Латий с Украины — в группе чемпионов, Вальди Роози, Иван Воробей, Пятрас Бразджионис — у молодых, а в командном зачете — «тандемы» из Литвы, Латвии и Эстонии. Три кубка журнала «За рулем» — за них боролись 11 зональных команд России, Украины, Белоруссии и Казахстана — завоевали представители