Трехлетний Петя много раз ездил с родителями в семейном «Запорожце». В поездках он любил стоять на заднем сиденье, глядя на стремительно убегающую назад ленту дороги. Однажды отец, ведя автомобиль со скоростью около 80 км/час, при обгоне допустил небольшой просчет и вынужден был довольно резко затормозить. И тут случилось непредвиденное. Мальчик, как ракета, перелетел через спинку переднего сиденья и ударился о лобовое стекло. Взрослые пассажиры при этом происшествии не пострадали, а вот ребенок был ранен и получил сильные ушибы всего тела. ...Пятилетняя Наташа всегда радовалась путешествиям с родителями в недавно купленных «Жигулях». Сидела она обычно на коленях у мамы рядом с водителем. В тот раз папа, как всегда, вел машину ос - - - о жно , скорость была небольшой, и -ичто, казалось бы, не предвещало беды. Внезапно на проезжей части появился пьяный. Чтобы избежать наезда, отец резко повернул руль, в результате чего «Жигули» врезались в столб. Взрослые в автомобиле отделались буквально легким испугом, а девочка от удара оказалась прижатой матерью к передней панели салона, отчего у нее возникли множественные переломы ребер, повредившие даже легочную ткань. Для спасения ее жизни потребовались немалые усилия врачей. Примеры достаточно красноречиво свидетельствуют об опасностях, которые подстерегают маленьких пассажиров автомобиля. В то же время водители порой относятся к этим опасностям просто беспечно. Нередко в проезжающих автомобилях мы видим ребенка, стоящего прямо за лобовым стеклом, Без сомнения, любому водителю известно, что такое сила инерции. Каждый объяснит, почему при разгоне (большое ускорение)тело придавливает к сиденью, а при резком внезапном торможении (большое замедление) тянет по ходу движения. Но почему-то об этих явлениях, обусловленных законом инерции, водители часто забывают, перевозя в автомобилях детей. А ведь сила инерции может до стигать значительных величин. Так, при наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/час, на неподвижное препятствие (например, дерево) на него воздействуют силы, превышающие вес машины примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая тоже в 20 раз больше их собственного веса. Скорость 50 км/час сегодня вообще не кажется нам высокой. Но мало кому на ум приходит сопоставление, показывающее, что такой скорости достигает тело человека, упавшего с высоты трехэтаж-НА АОРОГАХ ВСЕГОГДР. В настоящее время в республике 5,5 миллиона автомобилей. Чтобы содержать их в исправном состоянии, создана широкая сеть станций обслуживания. В последнее время все большее распространение получает так называемая регенерация важных деталей автомобиля. Отработав свой срок, они попадают в одну из 250 специализированных ремонтных мастерских, где получают новую жизнь. Восстановленные таким образом детали составляют сейчас около 20 процентов всех запчастей, используемых автотранспортом республики. ЮГОСЛАВИЯ. Завершено первое исследование движения пешеходных потоков в Белграде. Наиболее важной его характеристикой является скорость. По данным исследования, у взрослых пе24 шеходов она составила 4,8 — 6,0 км/час, у детей в возрасте от шести до десяти лет — 6,6 км/час. Установлено также, что на переходах, имеющих специальную пешеходную фазу, сигналам светофора подчиняются почти 77 процентов пешеходов. АНГЛИЯ. Около 70% происшествий в городах совершается в зоне перекрестков, а также вблизи пешеходных переходов. Обследование состояния дорожного покрытия во многих городах показало, что коэффициент сцепления на этих участках порой составляет половину нормальной величины. Для повышения безопасности движения рекомендуется применять в зоне перекрестков и пешеходных переходов специальные покрытия на основе бокситов и эпоксидно-резиновых компонентов, которые обеспечивают коэффициент сцепления 0,7 — 0,9. Внедрение таких покрытий в 37 городах привело к сокращению дорожных происшествий на 26%. ИСПАНИЯ. Специалисты по проблемам организации движения, сталкиваясь со все возрастающими трудностями, вызванными увеличением количества автомобилей в городах, предлагают ряд мер для развития общественного транспорта. Для повышения скорости передвижения горожан автобусные маршруты по проекту заменят существующие трамвайные, для них будут выделены специальные полосы. В городах проводится работа по обследованию пассажиропотоков. I '--"—' - ' I'll 1ПHi и.автомобиле<r;.r.,rСамые безопасные способы перевозни маленьких пассажиров в автомобиле.&*$\ %A&В таких положениях дети легко могут получить травмы при неожиданной остановке литомобилп.*'%»*А*!ЯйАвария. Вер целы, а вот ребенок... Взгляните на стекло, и вы поймето, что с ним случилось и почему. ного дома. Последствия подобного несчастного случая нетрудно себе представить. Многочисленными исследованиями и многолетней практикой доказано спасительное действие ремней безопасности при резком изменении скорости автомобиля. Они надежно защищают от травм взрослых. Однако для детей пока ремней безопасности нет, а поэтому определенные меры предосторожности, когда в автомобиле находится ребенок, должны принимать сами водители. Мы рекомендовали бы придерживаться здесь следующих правил. Первое, и, на наш взгляд, самое главное условие — при езде с детьми избегать высоких скоростей. И не уповайте на то, что вы безукоризненно водите автомобиль. Где гарантии, что правила не будут нарушены другими участниками движения или в каком-то автомобиле внезапно не возникнут технические неисправности. Дальше. Перевозить детей следует только на заднем сиденье. Кроме тех доводов, что были высказаны выше, в защиту этой рекомендации говорят и такие соображения. Дети на переднем сиденье, оставленные без присмотра, могут безотчетно мешать управлению автомобилем, дотрагиваясь до различных кнопок, рычагов, хватаясь за руль и руки водителя. Так что пусть они будут от органов управления подальше, то есть на заднем сиденье. И пусть обязательно сидят: при резком торможении или столкновении с препятствием опасность быть выброшенным вперед будет намного меньше. Желательно, чтобы ребенка в автомобиле сопровождал взрослый пассажир. Ведь за ним во время езды нужен постоянный присмотр, а водитель, естественно, не может уделять ему внимание. Определенные трудности возникают также в связи с тем, что дети в силу возрастно-психологических особенностей не могут длительное время пребывать в одном положении. Кроме того, многие из них подвержены укачиванию. Поэтому во время поездки ребенка следует отвлекать игрой, разговором, пением. Это позволит реже делать остановки. Хотя вообще без них не обойтись: ребенку надо побегать, размяться, развеяться от монотонности поездки. Пусть время в пути несколько увеличится, однако для всех едущих это вполне терпимо. Когда речь идет о малышах, все опасные моменты, которые могут угрожать им в автомобиле, мы, взрослые, всегда должны принимать в расчет. И. ЯЗВИНСКИЙ, судебномедицинский эксперт р. МинскСША. Сбщая протяженность дорожной сети Лос-Анджелеса составляет 1000 км. В центре города с улицами общей протяженностью 67 км оборудована система автоматизированного регулирования движения. Центральный пункт системы при помощи телевизионной аппаратуры выявляет причины образования заторов и принимает оперативные меры, а также обеспечивает направление к месту происшествия автомобилей медицинской помощи. Пункт обслуживает пять человек. США. Около половины дорожных происшествий, случающихся в стране в темное время суток, связаны с недостаточной видимостью. В этот период происходит большое число съездов автомобилей с дороги, что свидетельствует о неудовлетворительной зрительной ориентацииводителей относительно края проезжей части. В связи с этим ставится вопрос о совершенствовании средств зрительной ориентации — направляющих устройств. разметки и т. п. УГАНДА. Правительство начало кампанию по борьбе с водителями-лихачами, постоянно нарушающими правила движения. Особую вину за рост дорожных происшествий и числа пострадавших в них угандийские власти возлагают на водителей такси, которые не только часто превышают скорость, но и ухитряются сажать в машину до 12—15 человек, что ведет к тяжелым авариям. Полиции дано распоряжение усилить контроль. ФРГ. Исследования интервалов между автомобилями на магистралях выявили, что в некоторых случаях они находятся за гранью допустимого, когда наезд может привести к «цепной» аварии. Как показал опыт, обучение водителей почти не помогает в предотвращении происшествий такого рода. Поэтому разрабатывается специальное устройство, которое должно предупреждать водителя о недопустимо малом интервале. ШВЕЙЦАРИЯ. В последние годы большое распространение на дорогах нашла краевая разметка, которая, как установлено, значительно повышает безопасность движения в условиях недостаточной видимости. Она обеспечивает и безопасность пешеходов, движущихся по обочинам в ночное время. Однако, по мнению специалистов, при ширине дороги менее 6 метров краевую разметку применять не стоит. 25