лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29Пионерский автоградНазвание это не встретишь на географических картах, но такой город существует. Со своими жителями, домами, улицами, дорожными знаками и светофорами, своим городским транспортом — трамваем, автобусом, автомобилями. Правда, пионерский автоград — город в миниатюре: территория — восемь гектаров, а протяженность улиц — около трех километров. Так что ему вполне хватило места в парке культуры и отдыха завода «Ростсельмаш», где он и вырос в прошлом году. Для чего же создан этот город в городе? Для ребячьих игр? Для игр тоже. Идут занятия по изучению Правил дорожного движения. Но главным образом для того, чтобы маленькие ростовчане, подрастая И готовясь к вступлению в большую жизнь, на практике в доходчивой, подчас игровой форме знакомились с основами автодела и правилами поведения на дорогах, без которых человеку в наш автомобильный век, как поется в популярной песенке, просто некуда деться. Кроме того, Автоград стал центром трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников и учебно-спортивной базой, где пионерские и комсомольские организации школ занимаются технической подготовкой, военно-патриотическим воспитанием учащихся. Хотите совершить небольшую экскурсию по Автограду? Тогда в дорогу, а схема на вкладке этого номера журнала будет нам путеводителем. Светофор зажег сигнал «Идите» (к слову, движение регулируется на всех главных пересечениях дорог Автограда, Госавтоинспекция установила здесь больше 20 пешеходных и транспортных светофоров), и мы вступаем на «зебру» пешеходного перехода. Как и другие объекты, помимо своего прямого назначения, он является и учебной площадкой, где маленькие пешеходы привыкают понимать сигналы регулирования движения, правильно переходить улицу. Здесь они впоследствии и сдают экзамены. Сообщу, что за неполных полтора года по 10-чесовой программе у нас прошли «университеты» около 14 тысяч школьников 1—8-х классов. По пешеходному переходу можно попасть сразу к главному зданию, а котором разместился центр управления движением, вообще всей жизнью Автограда (позиция 4 на схеме). Но давайте сначала свернем влево, к трамвайной остановке и воспользуемся этим видом транспорта. Протяженность трамвайного маршрута (позиция 3) — 2 километра, и мы сможем объехать и осмотреть все основные элементы нашего учебно-спортивного комплекса. Изящный вагон трамвая, построенный заводом «Ростсельмаш», как вы догадываетесь, тоже учебный класс, а «плата за проезд» — знание правил для пассажиров, которые тут же и преподаются.Вот наш трамвай весело бежит мимо площадки для стоянки автотранспорта (позиция 9), и того, который «прописан» в Автограде (микроавтобус с четырьмя вагончиками и три новых «Волги», полученные от управления «Севкавтранс»), и того, на котором приезжают многочисленные гости из Ростова и других го родов страны, Настоящие машины, понятно, для тех, кто постарше. Для малышей — велосипеды и педальные автомобили. Через минуту-другую справа открывается взору огромный Ан-10 (позиция 5), навечно приземлившийся на зеленом газоне Автограда. Это подарок Аэрофлота. В самолете у нас оборудован кинолекторий «Светофор». Здесь демонстрируются фильмы по безопасности движения, проводятся беседы и лекции, работают кружки космонавтики, радиодела и другие. Всего в детском городке ^ р аз личных кружков, в которых занимаются 350 ребят. Впереди крутой поворот, о котором, как и положено, водителей предупреждают соответствующие дорожные знаки. Мы огибаем большое тренировочное поле (позиция 1), где проходят практические занятия по вождению автомобиля, спортивные соревнования. Немного дальше есть и малое тренировочное поле (позиция 2). На этих площадках проводятся не только городские, но и республиканские соревнования школьников по автомобильному многоборью, скоростному маневрированию. Автоспорт у нас в почете. Промелькнул знак, предупреждающий о железнодорожном переезде. Детская железная дорога (позиция 10) не принадлежит Автограду, но соседство с ней было задумано по проекту, чтобы юные водители испытали себя в любой обстановке движения. Последний поворот — и мы снова в точке, откуда начали нашу поездку. Теперь можно посетить и центр управления движением, оборудованный селекторной и радиосвязью. Здесь же классы по изучению устройства автомобиля и Правил дорожного движения, методический кабинет, медпункт. Учебные классы оснащены по последнему слову техники электрифицированными стендами и тренажерами, автоматической справочной установкой, деталями машин в разрезах и многим другим. Здесь в основном занимаются учащиеся 9—10-х классов. На объекты, о которых я хочу сказать в заключение, мы сегодня попасть еще не можем : они строятся. Но пройдет время, и в Автограде будет свой кордодром (позиция 8), плавательный бассейн (позиция' 6) и штаб юных инспекторов движения (позиция 7). А дружина юных помощников ГАИ уже сегодня насчитывает около 180 человек. Юные инспекторы дежурят на трассе, принимают экзамены по правилам движения, проводят на эту тему пионерские сборы, беседы, игры, и не только в самом Автограде, но и во многих школах, детских садах города. Осталось сказать, что всю эту работу координирует педагогический совет, а методическое руководство осуществляют отдел народного образования Первомайского района Ростова-на-Дону и ГАИ области. Н. ГУЛЕНИН, директор Автограда г. Ростов-на-Дону22