СПРАВОЧНАЯКАК ОТЛИЧИТЬ ВИЛКИ«Получил через Посылторг разные вилки переключения передач для мотоцикла «ИЖ — Юпитер» и не знаю, какая из них левая, какая правая», — обращается в редакцию В. Быченко из Чечено-Ингушской АССР. Отвечают специалисты завода. В вилке переключения первой и третьей передач сделан срез на ступице, и расстояние от ее перьев до центра отверстия для штифта составляет 7,9± ±0,1 мм. В вилке переключения второй и четвертой передач среза на ступице нет, а расстояние до отверстия равно 12,9± ±0,1 мм.О СВЕЧЕ СИ-12РТА. Писецний из Одесской области просит рассказать о свече СИ-12РТ, которую он хочет применить на мотоцинле. Отвечают специалисты из НИИавтоприборов. Свеча СИ-12РТ предназначена для лодочных подвесных моторов «Вихрь», •«Нептун», «Прибой», «Привет» и выпускается заводами не автомобильной промышленности, чем объясняется ее отличная от принятой в автомобилестроении маркировка. Она расшифровывается так: СИ — свеча искровая, 12 — порядковый номер разработки, РТ — условное обозначение модификации. Эту свечу можно использовать на мотоциклах вместо свечей А6УС (СН202) и А7.5БС (СН430) — в скобках приведены заводские обозначения. СИ-12РТ несколько дороже мотоциклетных свечей, потому что изолятор ее изготовлен не из керамической массы уралит (буква «У» в обозначении), а из более совершенного материала — боркорунда по сложной технологии. Кстати, к той же группе изоляторов, что и боркорунд, относятся керамические материалы хилумин и синоксал, которые используются в свечах для «жигулей» и «москвичей» (буквы «X» и «С» в их обозначениях — А7.5ХС; А7.5СС).нить вулканизированной заплатой (о.'< этом — ниже). Иногда, чтобы проехать небольшое расстояние до дома, накачивают в камеру воду при помощи насоса. Это может выручить только при малом размере отверстия. В противном случае в покрышку вместо камеры набивают тряпки, сено и т. п. Все эти способы временного ремонта можно применять только для езды на дорогах с малой интенсивностью движения транспорта, где ваша низкая скорость (а это — непременное условие) не создаст помех и какой-либо опасности. если шина опять спустит. Более надежны резиновые заплаты. наложенные на клею. Для этой' цели служат мотоаптечки, выпускаемые промышленностью. При пользовании ими важно тщательное выполнение технологии, излоясенной в прилагаемой к аптечке инструкции, и применение свежего (незагустевшего) клея. Но все-таки, как показывает практика, такие заплаты в большинстве случаев держатся сравнительно недолго, отклеиваясь от камеры, когда она нагревается во время движения. Это следует учитывать тем. кто ездит по шоссе с большой скоростью или отправляется в дальнее путешествие. Самый надежный способ заделки отверстий или разрезов в камере — наложение заплат из сырой резины с последующей их вулканизацией. Делают это так. Место ремонта на камере обрабатывают теркой, крупной шкуркой или рашпилем, чтобы снять верхний слой и сделать поверхность шероховатой. Протирают зачищенное место и приготовленную заплату чистым бензином или ацетоном и после высыхания плотно соединяют их. Сверху для большей надежности можно нанести тонкий слой клея и наложить зачищенную заплату из тонкой обычной резины. Затем заплату через кусок бумаги или целлофана прижи : мают к камере специальной струбциной (она поступает в продажу), в которой предусмотрен нагрев электрической спиралью, горючей шашкой или бензином. В зависимости от состава сырой резины полная вулканизация происходит при температуре 110—130 градусов в течение 10—15 минут. Вулканизированная резина отличается от сырой большей твердостью и упругостью, что и служит признаками окончания процесса. При отсутствии специальных нагревающихся струбцин некоторые мотоциклисты применяют самодельные, которыми прижимают камеру к выпускной трубе двигателя. О том, что температура достаточна, можно судить по оплавлению крупинок сахарного песка, насыпанных на нужное место. Конечно, обеспечить высокое качество ремонта при таких условиях трудно.В помощь организациям ДОСААФДля разборочносборочных работВ мартовском, майском и июльском номерах нашего журнала за этот год под рубрикой «В помощь организациям ДОСААФ» были напечатаны плакаты «Комплексный класс», «Класс лабораторно-практических занятий», «Класс безопасности движения», выполненные нашим корреспондентом О. Шорохом после детального ознакомления с организацией учебной работы в таганрогской образцовой автошколе ДОСААФ. На этот раз мы предлагаем вниманию учебных организаций, занимающихся подготовкой шоферов-профессионалов, схему не класса в целом, а рабочего места (назовем его учебной секцией) для разборочно-сборочных работ, где могут разместиться пять-шесть обучающихся. Такими секциями (разработка преподавателя Р. Я. Кипниса) оборудован класс разборочно-сборочных работ профтехучилища N8 20 в г. Дмитрове (Московская область). Разработка демонстрировалась на ВДНХ и получила высокую оценку. Учебная секция представляет собой трехъярусную конструкцию из четырех поворотных | 1 , 2, 9, 10) и одного откидного (6) столов и сдвоенного неподвижного стеллажа (4). Поворотные столы располагаются в два яруса и могут поворачиваться вокруг вертикальных стоек (5). У откидного стола (6) горизонтальная ось вращения (3); он снабжен карманом (11), в котором размещается двигатель. На неподвижном стеллаже (третий ярус) лежат легкие детали и приборы — карбюраторы, насосы, генераторы, реле идр . На поворотных столах второго яруса располагаются узлы и агрегаты «средней тяжести»—аккумуляторы, карданные соединения, блоки цилиндров, колеса идр . Столы нижнего яруса (1 и 10) несут на себе передние и задние мо сты, закрепленные на поворотных стойках. В зависимости от темы занятий в рабочее положение устанавливается тот или иной стол, а на поворотном крон штейне (7) закрепляется соответствующая инструктивная карта (8). Необходимый набор карт хранится в шкафчике (12) под стеллажом (4), В классе вдоль стен устанавливается пять-шесть таких секций. Это обеспечивает полную загруженность группы в 30—35 человек и примерно вдвое сокращает необходимую «жилую» площадь. Как видно из чертежей, конструкцию можно сделать в условиях автошколы ДОСААФ или учебного автокомбината усилиями преподавателей и курсантов.РЕКОМЕНДАЦИЯ НЕПРИЕМЛЕМА«Недавно в брошюре «200 советов автолюбителям» мне встретилась рекомендация ангарского нефтехимкомбината, согласно которой из цилиндров двигателя, не разбирая его, можно удалить нагар, — пишет В. Глобин из Стерлитамака. — Для этого в ци линдры горячего двигателя на 50 — 80% от их объема заливается смесь, состоящая из 20 — 30% моторного масла, 50—60% ксилола и 20 — 30% эфира, После этого нужно повернуть на несколько оборотов вручную коленчатый вал и оставить машину на 12 — 16 часов. Потом двигатель следует пустить и дать ему поработать на средних оборотах, пока не прекратится дымление. У меня «Жигули». Могу ли я пользоваться этой рекоменда цией?» — спрашивает автолюбитель. Для ответа редакция обратилась на Волжский автозавод. Вот что нам сообщили. Применение такой смеси для удаления нагара без разборки двигателя неизбежно приведет к течи масла через резиновые уплотнения коленчатого вала, поскольку состав вызывает интенсивное старение резиновых изделий и сальники теряют эластичность, растрескиваются. Таким образом, рекомендация неприемлема. В то же время такой смесью, но подогретой до 40 — 50° можно пользоваться для удаления нагара с поршней и других деталей, если их снять с двигателя.РЕМОНТИРУЕМ КАМЕРУМотолюбители В. Кравчинский и К. Семухин из Новгородской области просят рассказать о том, как в пути лучше отремонтировать проколотую камеру Для быстрой (временной!) заделки небольшого отверстия в камере мотоциклисты применяют несколько способов. Наиболее популярны из них два. Первый. В отверстие вставляют головку короткого винта диаметром 4—6 мм с шайбой и на выступающий конец навертывают гайку с шайбой,, удерживая плоскогубцами стержень винта от проворачивания. На гайку сверху кладут несколько слоев изоляционной ленты, чтобы она не повредила покрышку. Второй. Участок камеры в месте прокола перегибают (складывают), а сверху надевают согнутую пополам шайбу толщиной 0,5 — 1,0 мм и диаметром 1015 мм (в крайнем случае — копеечную монету), которую затем плотно обжимают плоскогубцами. Разумеется, при первой возможности, во избежание дальнейшего повреждения камеры, винт или шайбу следует заме20