ружено подозрительное место или трещинка, — поставить новый шланг. Рулевое управление. За 100 000 мы заменили один комплект наконечников рулевых тяг и один маятниковый рычаг. Много это или нет? По-нашему, мало. С такими расходами вполне можно мириться. Колеса и шины. Ступицы как новые. Если систематически проверять смазку и не перетягивать подшипники, можно не сомневаться: они пройдут намного больше 100 000 километров. Не вызывали у нас нареканий и обода. Не лишне, может быть, напомнить, что диски колес «жигулей» нельзя подвергать «силовым приемам» при монтаже-демонтаже покрышек и ударам о бордюр тротуаров. Теперь о шинах. Стандартные, модели «И—170», предназначенные для «ноль-третьего», мы поставили на 52-й тысяче километров, когда получили машину. На 80-й тысяче заменили их покрышками новой экспериментальной модели • «И—200». Это не было вы— звано износом — просто хотелось оценить новую разработку НИИ шинной промышленности. До этого на одной из покрышек И—170 была отмечена трещина боковины. Новые шины — И—200 — прошли более 20 000 километров. Износ протектора составляет примерно 30% по глубине. Эти шины отлично «стоят» на дороге, эластичны, шум от них не превышает того, что был при старых. Крупные шашки рисунка протектора делают покрышки пригодными для шипования. Короче говоря, остается лишь пожелать скорейшего внедрения И—200 в производство. Кузов и салон. На 59-й тысяче вышел из строя рычаг, приводящий замок капота, — весьма частый дефект. Пришлось заменить деталь неудобной самоделкой из тросика с подобием рукоятки, за которую приходится с силой тянуть. Кстати, зачем понадобилась кустарщина? Дело в том, что заводская конструкция неразборна. Чтобы добраться до развальцованной оси рычага и заменить его, нужно разобрать, как говорится, полмашины. Коррозия. С этим бичом автомобилистов мы за два с лишним года эксплуатации машины практически не столкнулись. Замечены очаги ржавчины на переднем бампере, на декоративных колпаках дисков колес, на ободках фар. На кузове поражений практически нет. Очень незначительное было лишь снизу под уплотнителем лобового стекла. Крылья и другие «опасные» участки пока в целом не пострадали от коррозии. Неплохо, если учесть, что машина без зимних каникул эксплуатируется в большом городе и хранится на улице. В салоне все оборудование и детали еще долго будут служить. Советуем только по меньшей мере раз в год проводить генеральную уборку, а сиденья мыть пеной шампуня или стирального порошка. Какие же выводы сделали мы после 100 000 километров пробега? Эксплуатационные качества ВАЗ — 2103, в том числе такие важные, как надежность и долговечность, могут удовлетворить самого взыскательного автолюбителя.Десятки различных наименований приборов, приспособлений, сопутствующих товаров для авто- и мотолюбителей ежегодно появляются на прилавках магазинов. Трудно уследить за всем этим. Какие электроприборы выпускает в настоящее время промышленность, что они собой представляют? С такими вопросами обратились в редакцию Ю. Федоров из г. Орла, рижанин Н. Яновский, житель Пскова М. Николаев, другие читатели. Сегодня мы пригласили в наш «Клуб» специалистов из НИИавтоприборов. Они представят часть изделий, которые прошли проверку в институте и рекомендуются для массового использования. Хотим предупредить, что ни редакция, ни институт не располар цией о наличии их в продаже. По этому вопросу надо обращат организации.Ярмарка электротоваровПриборы и устройства, о которых идет речь, производятся различными предприятиями и поступают в продажу. Конструкции их проверены Научно-исследовательским институтом автомобильного электрооборудования и автоприборов и могут быть без опаски взяты на вооружение автолюбителями, а часть их — и мотолюбителями. Здесь приведены сведения о назначении, наименовании, технические характеристики и цены так, как они даются заводами-изготовителями. Восемнадцать изделий из тридцати пяти иллюстрированы фотографиями, которые пронумерованы в соответствии с текстом. Схемы подключения и правила эксплуатации каждого устройства входят в его комплект. Несмотря на простоту конструкции большей части приборов и устройств, изготовление их собственными силами, а также изменение электрической схемы недопустимы и могут вызвать нежелательные последствия. I. Приборы электронной системы зажигания Общее назначение: установка в электрической схеме зажигания автомобилей с целью повысить стабильность электрической искры, увеличить срок службы контактов прерывателя, улучшить пуск двигателя в холодное время года. В конструкциях использован принцип накопления энергии в конденсаторе, заряженном примерно до 300 В, и последующего его разряда на первичную обмотку катушки зажигания. Приборы электронного зажигания мо-16 гут устанавливаться на автомобилях ВАЗ —2101. ВАЗ —2103, «Москвич —412», ЗАЗ —966, ЗАЗ —968, а также на другие модели с батарейной системой зажигания напряжением 12 В. 1. Тиристорный коммутатор УЗТ-01 Краткая характеристика : номинальное напряжение питания — 12 В; п отребляемый ток на холостых оборотах и при пуске двигателя — не более 0,5 А; потребляемый ток при частоте искрообразования 220 импульс ов / с ек . — не более 1,9 А; масса (вес) — не более 0,8 кг; прибор комплектуется проводом и розеткой для возможности пользования электробритвой (220 В) в салоне автомобиля. 2. Прибор электронного зажигания ПЭЗ-1 Краткая характеристика : номинальное напряжение питания — 12 В; ток, п роходящийчерез контакты прерывателя , — не более 0,15 А; потребл яемый ток при 6000 об/мин коленчатого вала — не более 1,5 А; габарит — 165х 100X55 мм; масса — не более 1,1 кг. Позволяет переключить без демонтажа схемы электронное зажигание на обычное («классическое») при помощи вставки. Имеет вывод для пользования электробритвой номинальнымнапряжением 127 В. Исключает возможность пуска двигателя посторонним лицом. 3. Блок электронного зажигания ИТ2 Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; п отребляемый ток: на малых оборотах двигателя — 1,2—2,0 А, на Максим альных оборотах двигателя — не более 5 А; н апряжение на розетке для подключения электробритвы — 127 В; габарит без кронштейна — 180X60X116 мм; масса — 1,5 кг. II. Противоугонные устройства Общее назначение : предотвращение угона автомобилей, а также проникновен ия посторонних лиц в салон, багажник, подкапотное пространство. Для этой цели служат блокирующие устройства из вуковая сигнализация. Схемы устройств и подключения их различны (указаны в паспортах-инструкциях заводов-изготовителей). Гарантийные сроки — не менее 12 месяцев со дня покупки в магазине. 4. Сторож автомобиля СА-1 Принцип работы: чувствительный элемент прибора при помощи регулировочного винта настраивается на определенный уровень колебаний. Краткая характеристика : н апряжение питания — 6 — 12 В; при легком толчке автомобиля чувствительный элемент дает не менее 10 звуковых и световых (фары) сигналов; требования по влажности и температуре окружающего воздуха не ограничиваются; подключение по однопроводной системе; масса — не более 80 г; габарит — не более 105Х 65X19 мм; цена — 5 руб. 50 коп. 5. Устройство тревожной сигнализации УТС-2 Предназначено для сигнализации о проникновении посторонних лиц в автомобиль (включает звуковой сигнал машины). Может быть использовано для контроля за положением дверей, капота. багажника при движении (сигнализирует об открытии). Краткая характеристика : номинальное напряжение питания — 12 В; ток, потребляемый врежиме «ожидания»,— не более 0,01 А; в ремя подачи выходного сигнала после нарушения охранных цепей — от 5 до 15 сек.; габарит — 96X72X31 мм; масса (без проводов) — не более 250 г; цена — 9 руб. 6. Электронный сторож ЭСА-1 Автоматически включает звуковой сигнал автомобиля при попытке постороннего лица проникнуть в салон, снять агрегаты, сдвинуть автомобиль с места. Может быть установлен на мотоцикле, мотороллере, мопеде, на дверях гаража, в других местах. Краткая характеристика : номинальное напряжение питания — 12 В; длительность включения звукового сигнала при кратковременном изменении первоначального положения автомобиля(толчок) — от 2 до 6 сек.; при длительном изменении первоначального положения автомобиля — до его восстановления; габарит в рабочем состоянии — 195X140X40 мм; масса — не более 350 г; цена — 20 руб. 7. Противоугонное устройство рижского машиностроительного и инструментального завода Автоматически включает звуковой сигнал автомобиля при открытии дверей, поднятии капота или крышки багажника, при изменении положения автомобиля (сотрясение, наклон, перемещение). а также отключает систему зажигания . Состоит из электронного блока и инерционного датчика. Краткая характеристика : н апряжение питания — 12 В; минимальный угол наклона автомобиля, при котором срабатывает инерционный датч ик . — 2° 30'; потребляемый ток в состоянии готовности — 3 мА; потребляемый ток во включенном состоянии — 200 мА; габарит: электронного блока — 100Х50Х ХЗО мм, инерционного датчика — 50Х Х20Х20 мм; масса: блока — 400 г, датчика — 40 г. 8. Автосторож «Саргис» Устанавливается в салоне или багажном отделении автомобиля. Чувствительный элемент под действием колебаний. в ызванных изменением положения автомобиля, з амыкает (размыкает) цепь питания. Краткая характеристика : номинальное питание — 12 В; потребляемый ток — не более 20 мА; масса — не более 500 г; габарит — 120X75X45 мм; цена — 13 руб. 9. Реле анкумуляторное дистанционное РАД-1 Этот прибор, к аки другие отключатели «массы» (см. номера 15 —19), также позволяет предохранить автомобиль от угона. Краткая характеристика : время срабатывания — 0,05 сек.; ресурс — 10 000 циклов; масса — не болееЗОП г- . . , , , . , innvfii7 III. Звуковые сигнализаторы указателей поворота и других устройств Общее назначение : о повещают водителя автомобиляовключении светового указателя поворота, предупреждают о включенном ручном тормозе, дублируют световые сигналы . 10. Звуковой сигнализатор ЗСП Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; п отребляемыйток ' — не более 5 мА; г абарит — не более 110X55X25 мм; масса — не более 170 г. 11. Звуковой сигнализатор работы указателей поворота «Сигнал-1» Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; п отребляемый ток — не более 60 мА; частота звуковогосигнала — 4001800 Гц; г абарит — не более 96X56X36 мм; масса — не более 250 г; цена — 5 руб. 80 коп. 12. У ниверсальныйсигнализатор УС-1 Помимо общего назначениязвуковыхсигнализаторовуказателей поворота пред упреждаетовключенномручном тормозе (для автомобиля «Жигули»), об отсутствии давлениямасла (для автомобиля «Запорожец»). Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; п отребляемый ток впериод подачи сигнала — не более 40 мА; масса — н е более 160 г; цена — 5 руб. 90 коп. 13. З вуковойсигнализатор «Сигнал-6» Помимо общего назначениясигнализа торов предназначен : для дублированияпрерывистымзвуком сигналов, подаваемых контрольными лампами показания давления масла, р аботы ручного тормоза, з арядкиаккумуляторнойбатареи , повышения температуры охлаждающей гкидкости более 95 — 98°С, р аботы отопителя автомобилей ЗАЗ, а также сигнализ ирует об открытиидверей . Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; к оличестводублируемых сигналов — 6; потребляемая мощность — не более 0,12 Вт; г абарит — 140X75X35 мм; масса — не более 300 г; цена — 10 руб. 14. Сигнализатор ручного тормоза СРТ-1 Предупреждает водителя о включенном ручном тормозе . Р аботает только при включенномзажигании . Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; ч астотамиганиясигнальной ламп ы — 60—120 в мин.; м асса — не более 300 г. IV. Отключатели «массы» Общее назначение : о тключают аккумул яторнуюбатареюавтомобиля на времядлительнойстоянки , чтобы предохранитьавтомобиль От возможноговозгоранияв случае неисправности электросети или электрооборудования, а батарею — от разрядки из-за токов утечки или случайно оставленныхвключенными потребителей электроэнергии . 15. П рерыватель Краткая характеристика: п ропускаемый ток — до 50 А; м асса — не более 150 г. 16. Отключатель «массы» с шунтирую щ им устройством «ОМ-ШП» Помимо общего предназначения позвол яетблагодаряшунтирующему устройству обеспечить при отключенной «массе» п итаниемаломощныхпотребителей ( г абаритныефонарии др.). Краткая характеристика: п ропускаемый ток при длительном реж име — до 30 А; в течение 30 сек . — до 400 А; г абарит — 120X75X55 мм; м асса — в местес проводом не более 1,2 кг; цена — 6 руб. 17. О тключатель «массы» Краткая характеристика: т окопроводящиедеталиизготовлены из латуни и покрыты никелем; надежность работы — п рикратковременном токе до 200 А; цена — 2 руб. 50 коп. 18. В ыключатель «массы» ВМ-1 Краткая характеристика: п ропускаемый ток при длительном реж име — до 50 А; г абарит — 50X45X24 мм; масса — 400 г; цена — 4 руб. 19. В ыключательаварийный противоп ожарный ( с ерийныйвыпускс IV квартала 1975 года) П редназначен для автоматического отк люченияаккумуляторнойбатареи автом обиля «Запорожец» п ристолкновении его спрепятствием , когда возможно пов реждение проводов, з амыкание электрической цепи и возникновение пожара. Позволяет также отключить аккумулят орнуюбатарею при длительнойстоянке . Краткая характеристика: м аксимальный ток, в ыдерживаемый вык лючателем , — 200 А; масса — не более 170 г; г абарит — 75X47X70 мм; р есурс — 20 000 км пробега; цена — 7 руб. V. Преобразователи напряжения Назначение : с лужатдляпитания разл ичныхпотребителей (в основном элект робритвнапряжением 127 и 220 В) внутри салоналегковыхавтомобилей отечес твенногопроизводства от аккумулятор ной батареи . 20. П реобразовательнапряжения ПН-01 Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; н оминальноевыходноенапряже ние — 127 В; м ощность на выходе — не более 7,5. Вт; п отребляемый ток — н е бол ее 1,7 А; г абарит — 120X54X35 мм; масс а — 310 г; цена — 7 руб. 50 коп. 21. П реобразователь напряжения «Юпитер» Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; н оминальноенапряжение на выходе (при частоте 50 Гц) — 127 В; номин альнаямощность на выходе — 10 Вт; м асса — не более 600 г; г абарит — 110Х 100x50 мм; цена — 12 руб. 22. П реобразовательнапряжения «Инвертор» Предназначен для питания электробытовой аппаратуры напряжением 220/127 Всчастотой 50 Гц имаксималь ной потребляемоймощностью 80 Вт, а также для подзарядки автомобильных аккумуляторныхбатарей от сети переменного тока 220 В. П редусмотрена ступ енчатаярегулировка тока подзарядки . Имеет встроенныйстабилизаторнапря ж ения , п озволяющийиспользовать «Инв ертор » к акисточникпостоянного тока для различнойтранзисторнойаппарату р ыноминальнымнапряжением 12 Випостоянным током потребления не более 150 мА. Краткая характеристика: г абарит — 200X260X165 мм; масса — 6,5 кг; цена — 25 руб. 23. Устройство выпрямительное зарядно-разрядное ЗРУ 12/6-6 Прибор переносный, предназначен для зарядки 6- и 12-вольтовых кислотных бат арейавтомобилейимотоциклов . Позвол яетпроводитьтренировочныеи контрольные зарядно-разрядные циклы. Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — от сети переменного тока 220 В; номин альноенапряжение на выводных клемм ах — 6 и 12 В; м аксимальныйзаряд ный ток — 6 А; максимальная мощность — 75 Вт; м асса — не более 6,3 кг; г абарит — 257X185X130 мм; цена — 23 руб. VII. Устройства сигнализации аварийной остановки Общее назначение : в ыставляются водит елямиавтомобилейимотоцикловс коляской в соответствии с требованиями Правил дорожногодвижения (пункт 101). 24. Фонарь « М аяк » Помимо основного назначения ( р ежим «Маяк») м ожетслужитькак индивидуа льныйсветильник ( р ежим «Фара»), Комплектуется запасной лампой. Краткая характеристика: п итание от пятиэлементовтипа «373»; в режиме «Маяк» подает стабильные повторяющиеся красные световые вспышки; в режиме «Фара» о беспечиваетосвещен ность не менее 12 люкс на расстоянии1мвкругедиаметром 0,15 м; г абарит — 100X140X210 мм; масса (без батарей) — не более 950 г; цена — 12 руб. П римечание . С 1975 года предполагает ся выпускфонарясвозможностью питан ия от аккумуляторнойбатареи автомобиля. 25. Фонарь светосигнальный трехцветный Предназначен в качестве светосигнального устройстваииндивидуального светильника. Краткая характеристика: э лементтипа «373»; н оминальноенапря ж ениепитания — 3 В; ч астотамигания — 90 импульсовв минуту; п родолжитель ность непрерывнойработыфонаря : в реж имемигания — до 15 часов, в режимеосвещения — до 15 часов; г абарит — длина 260 мм. д иаметр 60 мм; масса — 180 г; ц ена — 8 руб.26. Сигнал «Спара» Краткая характеристика: питание автономное — элемент «3336А»; цена — 6 руб.типаVII. Устройства и приборы для обслуживания электрооборудования автомобилей, создания удобств водителю и пассажирам 27. Выпрямитель ВАМ-75 Предназначен для зарядки аккумулят орныхбатарей6и 12 В от сети переменного тока. ' ' Краткая характеристика: ' •' номинальное напряжение питания — 127 или 220 В; м аксимальный ток заря да — не более 6 А; п отребляемая мощность — не более 150 Вт; ц ена — 23 руб. 28. Автотестер Служит для проверкисостояния элект рооборудованияводителем по характер ным электрическимпараметрам . Прибор обеспечивает: и змерение напряжения постоянного тока в пределах 0 —15 Вспогрешностью не более 1,5%, н апряженияпеременного тока в предел ах0 —15 Вспогрешностьюне более 4%, угла замкнутогосостоянияконтактовчетырехкулачковыхпрерывателейс пог решностьюне более 1°; определение момента зажигания по индикаторной лампе ; и змерениенапряженияна отдельных элементах аккумуляторных батарей без нагрузкии под нагрузкой ; п роверкуработыгенератора (с регулятором ) . Завод гарантируетнадежностьработыавтотестеравтечение2 лет со дня прод ажии3 года со дня выпуска . Габарит 180x95X70 мм; м асса — 1 кг; цена — 17 руб. 29. Э лектрополировщик автомобильный ЭПА-12 Предназначен для полировки окрашенных наружных поверхностей. Краткая характеристика: н оминальноенапряжениепитания (постоянного тока) — 12 В; потребляемый ток — не более 2 А; с коростьвращениядиска — не менее 400 об / м ин ; г абарит — 220X160X145 мм; м асса — не более 1 кг. 30. Вентилятор автомобильный низковольтный ШПР331 « К алуга » Краткая характеристика: номинальное напряжение питания — 12 В; с коростьвращения — 2000 об / м ин ; п роизводительность — не менее 2,5 м'/мин; потребляемая мощность — 16 Вт; м асса — 0,8 кг; цена — 6 руб. 10 коп. 31. Вентилятор автомобильный «Авторалли» Осевой вентиляторсручным изменен иемнаправленияпотока воздуха в вертикальной и горизонтальной плоскостях и изменяемой производительностью. К источнику питания подключается через штеккерное гнездо. Краткая характеристика: н оминальноенапряжениепитания (пос тоянного тока) — 12 В; потребляемая мощность — не более 6 Вт; м асса — не' более 0,6 кг; цена — 15 руб. 32. Обогреватель заднегостекла Краткая характеристика: п итание от электрическойсистемы автомобиля; н оминальнаяпотребляемая мощность принапряжениипитания 12 В — не более 50 Вт; м асса — н е более 200 г; цена — 5 руб. 33. Л ампа переносная с магнитом ЛПМ-1 Предназначенадляосвещенияпри обс луживаниииремонтеавтомобиля . Постоянный магнит удерживает лампу в удобном положении на любойстальной конструкции. Краткая характеристика: н оминальноенапряжение — 12 В (постоя нное или переменное ) ; потребляемый ток — не более 1,5 А; цена — 2 руб. 50 коп.VIII. Светотехнические приборы34. Ф арапротивотуманная ФПН-5 Краткая характеристика: применяемая лампа А 12—50+21 (А 12—50+40); н оминальноенапряжениепитания — 12 В; потребляемая мощность — 41,6 Вт; д иаметр — 158 мм; выс ота (с кронштейном ) — 180 мм; м асса — не более 0,95 кг; ц ена — 16 руб. С 1976 года должнабытьзаменена бол еесовершенной моделью ФПТ-5А. 35. Ф арапротивотуманнаяФПТ тип лампыА 12 — 50+40; н оминальное нап ряжениепитания — 12 В; г абарит — 150Х125Х100+5 мм; м асса — 0,75±0,15 кг; ц ена — 10 руб. 30 коп.18