10
11
В начале пятилетки журнал опубликовал ряд материалов о перспективах строительства и реконструкции автомобильных дорог в нашей стране. Хотелось бы узнать, как эти планы выполняются, в частности, в Российсной Федерации. г. Саратов О. ПУШНОВГ. БОРОДИН, заместитель министра строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР Давно уже привычной, традиционной приметой наших городов и поселков стало обилие новостроек. Ажурные башенные краны — непременная деталь городского пейзажа. Страна возводит жилые дома и заводы, театры и магазины, уверенно шагая по пути экономического и культурного прогресса. В последние годы таким же привычным становится строительное оживление и на загородных дорогах. Возводят земляное полотно на новых трассах бульдозеры и скреперы, трудятся на сооружении покрытий асфальто- и бетоноукладчики и другая современная дорожностроительная техника. После них остаются широкие ленты новых автомагистралей, возникают мосты и эстакады, молодеют и совершенствуются реконструируемые дороги. Значение автомобильных дорог для необъятных просторов России трудно переоценить. Их техническое состояние, протяженность и разветвленность прямо влияют на выполнение программы развития народного хозяйства страны. Понимая всю важность осуществления этой задачи, дорожнини России широко развернули социалистическое соревнование за успешное выполнение заданий девятой пятилетки и вступили в завершающий ее год с достаточно внушительными показателями. За четыре последних года было построено и введено в действие 33,7 тысячи километров дорог с твердым покрытием, причем 8,9 тысячи километров сдано в эксплуатацию в минувшем году — на 760 километров больше планового задания. Свыше 3,8 тысячи километров из введенных в эксплуатацию в прошедшем году новых дорог построены с усовершенствованными асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями. Это в основном магистральные дороги, соединяющие промышленные и административные центры. Среди них — дороги Ростов — Ставрополь (356 км), Шадринск — Курган (151 километр), Киров — Советск (183 нилометра), участок между Краснослободском, Саранском и примыканием к автомобильной дороге Москва — Куйбышев (172 километра) и ряд других, имеющих важное народнохозяйственное значение. Успешно продолжаются работы по реконструкции дорог Челябинск — Курган, ОмскНовосибирск, КрасноярскКанск, Иркутск — Улан-Удэ, Улан-Удэ — Чита. Здесь введены в эксплуатацию участки с асфальтобетонным покрытием общей протяженностью свыше 300 километров. Сдан в эксплуатацию головной участок автомагистрали, соединяющей Волжский автозавод с областным центром Куйбышевом; строится такая же магистраль Набережные Челны — Казань, дающая выход Камскому автозаводу на основную сеть дорог общегосударственного значения. Построенные в прошлом году дороги с твердым покрытием дополнительно обеспечили надежную транспортную связь 40 районных центров с областными и краевыми и 850 центральных усадеб колхозов и совхозов с районными центрами. Лидируют в выполнении социалистических обязательств дорожники Саратовской, Вологодской и Новосибирскойобластей, Краснодарского края и Чувашской АССР, коллективы Северо-Западного управления автомобильных дорог и управления дороги Новосибирск — Красноярск. Однако есть и отстающие. В минувшем году не выполнили планов производственные управления по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Калмыцкой АССР, Хабаровского края, Кировской и Курской областей. Здесь сказалось отсутствие заделов. Дорожностроительная техника в разгар сезона использовалась тут лишь в одну смену, каменные материалы не были заблаговременно заготовлены и подвезены к месту работ. Теперь эти упущения навёрстываются. Министерство и подведомственные ему дорожные организации продолжают уделять большое внимание и существующей сети дорог, улучшению их технического состояния и благоустройству, созданию безопасных условий движения, эффективность и объем работ в большой мере обусловлены уровнем их механизации. С удовлетворением можно сказать, что парн механизмов дорожно-эксплуатационных организаций существенно пополнился. Только в прошлом году мы получили свыше тысячи новых машин и ме-V-;^М&*^10 ханизмов для уборки и зимнего содержания дорог, разметки проезжей части, планировки обочин, скашивания травы, распределения щебня при поверхностной обработне, для организации дорожно-патрульной службы. Я назвал лишь несколько образцов из солидной номенклатуры современной техники и оборудования, поступающего на вооружение дорожников. Читателей «За рулем», конечно, интересует, что делается для совершенствования дорог и их обустройства. И в этом деле заметен прогресс. Предприятия треста «Росремдормаш» изготовили для дорожных хозяйств 450 тысяч новых дорожных знаков и указателей со светоотражающей поверхностью, современные металлические ограждения из гнутого профиля (их устанавливают на опасных для движения участках дорог), автоматические счетчики, учитывающие интенсивность движения. До 1971 года дорожные организации изготовляли щитки дорожных знаков лишь с применением обычных красок, мало эффективных в ночное время. По настоянию дорожников ВНИИ и ростовский химический завод им. Октябрьской революции разработали технологию и начали производство отечественной светоотражающей пленки со слоем микрошариков размером 40 — 60 микрон из абсолютно чистого стекла. Она позврляет водителям хорошо видеть знаки ночью на расстоянии 300—400 метров. В нынешнем году установка таких знаков будет завершена на основных дорогах общегосударственного и республиканского значения. На высоких насыпях, крутых кривых, косогорных участках дорог до последнего времени устанавливались ограждения в основном в виде надолб и железобетонного криволинейного бруса. Сейчас предприятия нашего министерства освоили производство гнутого металлического профиля, и дорожники постепенно переходят на установку ограждений из металла этого профиля и отработавших тросов. Они экономичнее железобетонных конструкций по стоимости и расходу металла, а главное — надежнее как средство предупреждения аварий. Капитальный ремонт дорог ведется планомерно, из месяца в месяц. Чтобы дать представление относительно объемов этой работы, приведу две цифры. Они относятся к 1974 году. Заданием намечено было отремонтировать 12,1 тысячи километров дорог с твердым покрытием, фактически же ремонтники дали 14,4 тысячи. Успешно выполнен и согласованный на местах с органами ГАИ МВД СССР годовой план мероприятий по повышению условий безопасности движения, и в первую очередь на тех дорогах, по которым регулярно ходят автобусы. Обустройству этих дорог вообще было уделено особое внимание. На магистралях прибавилось 7 тысяч новых павильонов и благоустроенных площадок на автобусных остановках. Построено 695 километров тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах. Установлено 225 километров удерживающих ограждений капитального типа на высоких насыпях, крутых кривых и других опасных участках. Нанесена разметка на проезжей части 28,6 тысячи километров дорог с асфальтобетонным покрытием. Эта цифра могла быть и больше, но работы сдерживаются недостаточным производством специальных красителей — нитроэпоксидных эмалей и термопластиков. Свыше сотни нилометров участков дорог, пересекающих сельские населенные пункты, оборудованы электроосвещением. На подъемах и спусках 4400 километров магистралей проведена специальная поверхностная обработка покрытия, значительно повысившая коэффициент сцепления и сократившая длину тормозного пути. Шире стали внедряться более прогрессивные химические способы борьбы с гололедом. Таковы основные данные о техническом совершенствовании автомобильных дорог. Заслуживают внимания и организационные меры, которые принимают дорожные органы. С удовлетворениемБлизится к завершению строительство автомагистрали Москва — Волгоград. Фронт дорожных работ проходит сейчас по Тамбовской области, где и сделаны эти снимки. На верхнем — укрепление обочин на пересечении в двух уровнях, на нижнем — площадка для стоянки и отдыха (возле мотеля «Русь» под Мичуринском) на одном из введенных в строй участков магистрали. Фото А. Ганюшина8.iua<*iiii,.можно сообщить, что положено начало созданию дорожно-патрульной службы, оснащенной специальными автофургонами, окрашенными в оранжевый цвет. В них имеется комплект дорожных знаков, красок, инструменты для бригады рабочих, емкость с водой, медицинская аптечка и носилки, устройство для буксировки неисправных легковых автомобилей и радиостанция. На этих фургонах бригада из пятишести рабочих регулярно патрулирует на закрепленном за ней 50 — 60-километровом участке и принимает все необходимые меры по его текущему ремонту и содержанию участка. Помимо этого служба в прошлом году свыше полутора тысяч раз приходила на помощь проезжающим: устраняла неисправности у застрявших в пути легковых машин и занималась их буксировкой, оказывала первую помощь пострадавшим в авариях и отвозила их в ближайшие медицинские пункты. Пока такая служба действует на 12 тысячах километров дорог общегосударственного значения. Но это только начало. Министерство принимает меры к расширению этой службы и распространению на другие дороги. Успешное выполнение планов по ремонту и содержанию дорог, улучшение качества этих работ благоприятно сказывается на безопасности движения и деятельности транспортных организаций. Снизилось количество дорожных происшествий, прямо или косвенно связанных с неудовлетворительным состоянием дорог, уменьшилось число пострадавших в этих происшествиях, хотя интенсивность движения только за последний год возросла на 12 —14 процентов. А вот данные по автотранспорту общего пользования: аварийность сократилась на 0,5 процента, и одновременно снизилась на 0,6 процента себестоимость перевозок грузов. В этом есть и результаты труда дорожников-эксплуатационников. Однако мы далеки от самоуспокоенности. В феврале на расширенном заседании коллегии министерства и ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог были подвергнуты справедливой критике недостатки, намечены меры к их устранению. Надо еще много сделать, в частности чтобы поднять уровень содержания дорог. Особого внимания требуют оперативная ликвидация выбоин и других деформаций, возникающих на проезжей части, обеспечение своевременной очистки дорог от грязи осенью и от снега зимой, быстрая ликвидация гололеда. Дорожники Российской Федерации широко развернули социалистическое соревнование за досрочное выполнение заданий 1975 года и приняли встречные планы по увеличению объемов работ. В этом году должно быть введено в эксплуатацию 9245 километров новых дорог с твердыми покрытиями — это на 460 километров больше народнохозяйственного плана. Задание девятой пятилетки по вводу в действие автомобильных дорог с твердым покрытием решено выполнить к 58-й годовщине Великого Октября. Что конкретно имеется в виду? Вот что. Завершить строительство дорог Саратов — Волгоград (кстати, эта задача была успешно решена накануне праздника 1 Мая), Волгоград — Элиста (на участке Садовое—Элиста — 166 километров), Архангельск—Емец (179 километров), Саратов — Пенза (на участке Саратов — граница Пензенской области — 110 километров), Барнаул —Семипалатинск (на участке Калманка — Алейск — 71 километр), Челябинск — Курган (287 километров), Москва — Загорск (60 нилометров); построить обходы городов: Смоленска (24 километра), Краснодара (32 километра), Новгорода (25 километров), Орла (26 километров), Новочеркасска. (37 километров); капитально отремонтировать 14,8 тысячи километров существующих автомобильных дорог с твердым покрытием, что на 400 километров больше годового задания. Кроме этого, дорожники решили помочь селу в строительстве внутрихозяйственных дорог, токов, площадок и других сооружений. Ориентировочная стоимость намеченных работ составляет 93 миллиона рублей. Помимо того, предстоит выполнить на 94 миллиона рублей работ по инженерному оборудованию и обустройству автомобильных дорог для повышения безопасности движения. Воодушевление и трудовой подъем, с которым дорожники Российской Федерации идут навстречу XXV съезду партии, — залог успеха.11