22
23
JlЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 22—29Наши читатели активны. Они живо отнликаются на выступ\вей1И^журнаяаГ в» сказывают суждения, мнения и предложения по его публикациям. ОечвЙЯЗ^'ноХть в редакционной почте представляют письма, в которых читатели делятся своим богатым водительским опытом, предлагая его на вооружение коллегамЛ0д»шм-»(з авторов таких советов является многоопытный автомобилист-ветеран Александр Евгеньевич Горшков. Он уже несколько раз выступал в журнале с рекомендациями по езде в сложных условиях. А вот еще один его материал, в котором читатель подытоживает свой опыт и размышления на волнующую многих тему.НАДО ПОНИМАТЬ«Пешеходов надо любить. В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь... И м разрешают переходить улицу только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. • В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда». Эти ставшие афористичными слова написаны И. Ильфом и Е. Петровым почти полвека назад. Тогда они были явным преувеличением, а сейчас не столь уж далеки от действительности. Многократно возросли транспортные потоки, соответственно увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий. И пострадавшими часто оказываются пешеходы. Как водитель, я всем сердцем за порядок на дорогах и не оправдываю пешеходов, нарушающих правила. Знаю немало случаев, когда они страдают по собственной недисциплинированности и оплошности. И все-таки всякий раз больно режет нередко произносимая в таких случаях фраза «сам виноват». И всякий раз думаю: все ли мы , водители, делаем для того, чтобы предотвратить несчастье. Всегда, когда это технически возможно, водитель должен быть готов уступить пешеходу, находящемуся в критическом положении. Уступить по благородному долгу сильного: слишком уж неравное соотношение — мощная машина и хрупкий человек. Уступить по долгу хорошо знающего перед рискующим жизнью из-за неосведомленности, оплошности или по другим причинам. Сколько их, больных, глуховатых, слабых зрением и сколько престарелых и малолетних. Задача водителя как раз и заключается в том, чтобы заблаговременно заметить таких людей. Умение своевременно почувствовать опасность в поведении пеш ехода — очень важное, на мой взгляд, качество в профессии шофера. В чем же оно состоит, на какие признаки должен реагировать водитель? Вот некоторые наблюдения, основанные на большой шоферской практике и выверенные статистикой. Статистика говорит, что от наездов относительно чаще страдают крайние возрастные группы населения: дети и старики. Следовательно, они требуют к себе повышенного внимания. Около трех четвертей из числа пострадавших детей составляют мальчики в возрасте от 7 до 12 лет. Причем в момент происшествия в опасной близости к дороге они, как правило, бывают не в одиночку, а вместе с другими ребятами. Это и объясняет причину их опасного поведения: только в компании начинаются шалости, беготня, бравирование друг перед другом. Отсюда вывод: неорганизованную группу мальчишек вблизи проезжей части следует рассматривать как сигнал о серьезной опасности. Нужно знать и всегда учитывать конкретные формы опасного поведения детей на дорогах. Замечено, что оказавшиеся на проезжей части малыши 56-летнего возраста, если они одни, заслышав шум или сигнал приближающегося автомобиля, всегда бегут к дому, часто наперерез машине, не обращая внимания на ее опасную близость, даже не видя ее. Малейший промах водителя в оценке такой обстановки ведет к непоправимым последствиям. Подобным образом ведут себя и дети, отошедшие от взрослых, только бегут они не кдо ­ му, а к взрослым. Таких малышей мож ­ но отличить по их растерянности, ищущему взгляду. Нередко они находят взрослых и бросаются к ним в самый неподходящий момент. Если возникла одна из подобных ситуаций, следует заранее снизить скорость и быть готовым к немедленной остановке. К сожалению, нередко дети затевают игры на проезжей части и оказываются настолько увлеченными своим занятием, что, как правило, совершенно не обращают внимания на приближающиеся машины. Известен случай, когда дети, игравшие в «догонялки», с разбега налетели на автомобиль, своевременно остановленный опытным водителем. Так же ведут себя дети, когда за ними го ­ нятся. Испуганный ребенок бежит изо всех сил, оглядывается только на преследователя и ничего не замечает перед собой. Мяч, вылетевший на проезж ую часть из подворотни, — вернейший признак реальной опасности. Когда за ним опрометью бросятся малолетние футболисты, они не остановятся, даже если через несколько мгновений вместе с мячом окажутся под колесами. Заметив вылетающий на проезжую часть мяч, надо сразу же тормозить. Всегда привлекают внимание детей уличные происшествия. Ребята стремительно бегут туда, где что-то случилось, не реагируя на все остальное, не замечая опасностей на проезжей части. Так же не реагируют на дорожную ситуацию дети с тяжелой для себя ношей. Водитель и тут должен быть настороже. Следует помнить, что подача малышам сигнала не уменьшает, а чаще всего увеличивает опасность. Хочу упомянуть еще об одном очень опасном детском развлечении, когда предметом игры становятся проезжающие машины. Чтобы показать свое «геройство», мальчики, а иногда и девочки перебегают дорогу очень близко перед приближающимися автомобилями. Нацеливающихся на эту «забаву» детей можно заметить издалека. В случае просчета ребенка и малейшем замешательстве водителя тут возможны весьма печальные последствия. Очень часты несчастные случаи с детьми на перекрестках. К сожалению, взрослые, пешеходы сами далеко не всегда соблюдают правила движения, переходят улицу при красном сигнале светофора и останавливаются лишь с приближением машин. Дети, в особенности группы мальчишек, в таких случаях продолжают бежать. Известен случай, когда в подобной ситуации один из троих ребят успел перебежать дорогу, а второй остановился, пропуская приблизившийся автомобиль, бежавший следом третий не заметил опасности, налетел на второго и оба упали перед колесами. К счастью, предусмотрительный водитель был готов к этой неожиданности и сумел остановиться.22 Не меньше неприятностей доставляют водителям престарелые пешеходы. У многих из них понижен слух, ослаблено зрение. У них, как правило, ослаблены и навыки ориентировки, замедлена реакция. Они движутся медленнее других, несколько сгорблены, некоторые идут, опираясь на трость. По этим признакам престарелых легко заметить среди остальных пешеходов. Несчастные случаи с престарелыми пешеходами чаще всего происходят на перекрестках. Обычно они при переходе улицы руководствуются не сигналами светофоров, а действиями других пешеходов: все идут — и они идут. Но, увидев приближающуюся машину, другие пешеходы останавливаются или быстро перебегают перед ней, а престарелые продолжают свой путь, не замечая опасности. Группы престарелых, в особенности женщины, увидев подъезжающий автомобиль или услышав сигнал водителя, растерянно и несогласованно расходятся или пытаются бежать в разные стороны, а иногда тащат друг друга в противоположных направлениях и перекрывают дорогу. Заметив престарелых, надо быть очень внимательным, проезжать подальше от них и быть готовым к немедленной остановке. М ного аварий и несчастных случаев с людьми происходит по причине самых невероятных и всегда неожиданных действий пьяных пешеходов. Из общего числа пострадавших пешеходов в крупных городах почти половину составляют пьяные. Хотя они нелепо и грубо нарушают правила движения, водитель не имеет права жестоко относиться к их судьбе. Долг водителя любыми средствами спасти человека, в том числе и -пьяного (разумеется, если это не грозит жизни других). В массе пешеходов пьяного довольно легко заметить по неуверенной походке, жестикуляции, безвольно опущенной голове, по разговору самого с собой. Несколько пьяных нередко ходят в обнимку, неожиданно и часто останавливаются и яростно спорят в самых неподходящих местах. Заметив на дороге такого пешехода, следует сократить скорость и постараться его пропустить. Если же пьяный увидел и пропускает вас, то проезжайте от него подальше: он может неожиданно возобновить движение или, потеряв равновесие, упасть под колеса. Ремонтные работы на дорогах стесняют движение и резко ограничивают прое зжую часть. Вынужденная задержка нервирует водителей, но как раз здесь и надо проявить выдержку. Нельзя пытаться проскочить такой участок, как только показалось, что рабочие отошли чуть в стороны и вроде бы образовался свободный проход. Дело в том, что длительное пребывание на дороге в зоне ремонта притупляет бдительность и осторожность рабочих, ухудшает их ориентировку в изменениях обстановки движения. Ремонтники и даже работники милиции на проезжей части постепенно перестают замечать шум движения, а временами и сигналы водителей. С ними происходит то же, что с Любым человеком, который, например, входит в комнату, где громко тикают часы или дребезжит электросчетчик. Сначала это тикание и дребезжание раздражает, однако вскоре их перестают замечать. Учитывая эту человеческую особенность, следует всегда с осторожностьюобъезжать рабочих, убирающих или ремонтирующих дорогу. Довольно трудно отличить в веренице людей задумавшегося о своем, отрешенного пешехода. И все же таких надо научиться замечать как можно раньше, поскольку встречаются довольно часто пешеходы, полностью ушедшие в свои мысли или переживания. Они идут иногда тихо, иногда торопливо, не поворачивая головы, не меняя направления. Если все остальные как-то реагируют на приближение автомобиля, то «отключившийся» человек как шел, так и идет. Ошибочно полагать, что его мож ­ но вернуть к окружающей действительности подачей звукового сигнала. Опыт показывает, это, как правило, заканчивается печально. Обычно сигнал, если его услышали, вызывает у «отрешенного» пешехода испуг и совершенно неожиданные для водителя действия, создающие аварийную обстановку. Нередко при подобных обстоятельствах возникает так называемая зеркальная ситуация. Она случается обычно у неопытных водителей. Не желая замедлять движения, шофер решает объехать пешехода, например, справа, думая, что тот после его сигнала поскорее освободит ему путь. Но «отключившийся» пешеход, услышав внезапный для него сигнал, бросается назад, как раз туда, куда направил свой автомобиль незадачливый водитель. Тогда шофер принимает влево, а пешеход, поняв свою ошибку, устремляется вперед. Действия водителя и пешехода повторяются как отражение в зеркале. Так оба и мечутся из стороны в сторону, пока дело не кончится наездом. Надо знать, что из зеркальной ситуации есть только один безаварийный выход — немедленная остановка автомобиля. Особого внимания к себе требуют слепые. Они всегда идут с тростью и поднимают ее при переходе дороги. Слепой о дорожной обстановке имеет смутное представление. На перекрестке, где повороты не ограничиваются, слепой не может даже и понять, в каком направлении открыто движение. Заметив слепого, обязательно его пропустите, даже если для этого придется остановиться. Помните, что за безопасность слепого всю полноту ответственности несет водитель. Довольно часто жертвами транспортных происшествий становятся приезжие из местностей со сравнительно слабой интенсивностью движения. Попадая впервые в большой город, они теряются и часто идут через дорогу где попало, ибо не привыкли пользоваться пешеходными переходами. Их можно отличить по нерешительности. Они долго собираются перейти улицу: то сходят с тротуара, то возвращаются назад и наконец устремляются через проезжую часть бегом. Таких неподготовленных участников движения чаще всего можно встретить вблизи железнодорожных и автобусных вокзалов, где они собираются целыми группами, у торговых центров. Самое опасное — рассекать такую группу, в особенности если в ней есть дети. В сельской местности на проезжей части нередко вечерами гуляет молодежь. В таких случаях водителю обязательно нужно снизить скорость и смотреть на гуляющую публику «в оба», чтобы видеть, не толкнули ли кого-нибудь в сторону вашего автомобиля. Надеяться, чтовсе быстро уйдут с вашего пути, ни в коем случае нельзя. Гуляющие знают, что водитель наезда не сделает, и, бывает, подчеркивают эту убежденность нарочито медлительными действиями. В заключение хочется обратить внимание водителей но условия, в которых чаще всего происходят наезды на пешеходов. Наибольшее число таких происшествий случается на перекрестках и вблизи остановок общественного транспорта. При проезде перекрестков и трамвайных остановок пешеходы лучше видны, и опасных среди них заметить легче, чем при проезде мимо автобусов и троллейбусов, стоящих на остановке. Сойдя с автобуса, не все пассажиры идут к пешеходному переходу, некоторые начинают переходить улицу тут же у остановки. Многие из них переходят проезжую часть впереди автобуса или троллейбуса. Зная, что машина, которая их привезла, долго стоять не будет, они торопятся, а некоторые бегут. Заметить таких недисциплинированных пешеходов заранее очень трудно. И чтобы появление бегущего пешехода не оказалось внезапным, а положение не стало безвыходным, проезжать мимо стоящих автобусов и троллейбусов нужно подальше, с небольшой скоростью и готовностью к экстренной остановке. Наезды на пешеходов связаны ис погодными условиями. Например, в дождливые, слякотные дни число их снижается, в особенности это характерно для крайних возрастных групп—детей и стариков, которые предпочитают в плохую погоду побыть дома. А вот в погожие солнечные дни ребята высыпают на улицу, выбираются из дома старики, и число наездов возрастает. В безоблачный день утром и вечером солнце над горизонтом может слепить и водителей и пешеходов. Это обязывает водителя чище протирать лобовое стекло, при езде против солнца сокращать скорость и быть особенно внимательным, Если же солнце светит вам в спину, не рассчитывайте, что пешеход увидит вас издали. Известны характерные особенности зимы, ведущие к наездам. Сильный морозный ветер, метель заставляют пешеходов пригибаться, отворачиваться, и одно из направлений движения в это время ими не просматривается. Поэтому, если едете с попутным ветром, не полагайтесь на пешехода, он может вас не заметить. Пропустите его. В гололедицу взаимоотношения с пешеходами еще более усложняются. Трудно предугадать, где и кто из них может поскользнуться и упасть. И все же надо пытаться это предусматривать. Знаю случай, когда водитель заблаговременно остановился, заметив женщину, бегущую наперерез его автомобилю, и поняв, что она не видит машины. Женщина в последний момент поскользнулась и упала, подкатившись под автомобиль. Ее спасла предусмотрительность водителя. Итак, постараемся внимательно присматриваться к пешеходам, научимся хорошо понимать их поведение и выработаем привычку в случае необходимости немедленно принимать меры для предотвращения несчастья. Суть водительского мастерства ив этом. А. ГОРШКОВ, шофер первого класса Тульская область, г. Щекино23