32
33
ОДИННАДЦАТЬЗнакомство с предварительными итогами анкеты, опубликованной в апрельском номере журнала, с многочисленными письмами, присланными с анкетой, показало, что в последние годы резко возрос интерес читателей «За рулем» к автомобильному и мотоциклетному спорту. Идя навстречу их пожеланиям, мы с этого номера начинаем подробное освещение финальных соревнований VI летней Спартакиады народов СССР, посвященной 30-летию Победы. В ее программе одиннадцать решающих поединков мастеров автомобильных и мотоциклетных видов спорта. Итак, вводим заголовок «ОДИННАДЦАТЬ ФИНАЛОВ». На этих страницах речь идет о первых из них.МОТОКРОССЗнаменитая трасса в окрестностях Кишинева помнит немало мотоциклетных стартов. Здесь проходили этапы личных и командных чемпионатов мира, многочисленные всесоюзные соревнования. Но такое крупное по своему масштабу событие местные любители спорта наблюдали, пожалуй, впервые. В Кишинев прибыло более двухсот лучших кроссменов страны — посланцы всех союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. В каждом из тринадцати заездов, проведенных за два дня, участвовало 4045 гонщиков — пожалуй, это рекордное число для наших всесоюзных кроссов. Финальным стартам предшествовали показательные выступления парашютистов. парад спортсменов и. конечно, музыка и цветы — цветы участникам, тренерам, гостям соревнований. А затем представители всех спортивных делегаций возложили цветы к мемориальному комплексу, воздвигнутому в честь советских воинов, отдавших жизнь за освобождение Молдавии. Еще до начала финалов можно было предполагать, что соперничество команд н гонщиков будет острым и бескомпромиссным. Но действительность превзошла все ожидания. Чуть ли не в каждом заезде победители определялись буквально на последних метрах дистанции. А после финиша одни тренеры радостно вскидывали руки вверх, приветствуясвоего удачливого воспитанника, другие сокрушенно хватались за голову и понуро шли в закрытый парк, чтобы по душам поговорить с тем, кто подвел команду. не оправдал надежд. Немало горьких слов, вероятно, выслушал в свой адрес молодой армейский гонщик из Москвы Анатолий Овчинников. Заявленный в классе 175 см 3 как командный, зачетный участник, он, казалось, принесет в копилку своего коллектива максимум очков. И действительно, Анатолий выглядел явно предпочтительней всех остальных претендентов. Тем не менее, он преподал наглядный урок, как можно проиграть беспроигрышную гонку. Имея за два круга до финиша огромный запас прочности — отрыв более чем в 30 секунд от ближайшего преследователя, Овчинников, однако. продолжал с таким рвением наращивать темп, что в итоге разбил заднее колесо и закончил дистанцию лишь седьмым. В третьем заезде, выиграв старт и сразу же далеко уйдя от остальных участников, он снова увлекся и вылетел на повороте за пределы трассы. Потом была погоня, столь же мужественная и упорная, сколь и бесплодная. И всеми этими ошибками молодого и безусловно талантливого, но неопытного гонщика умело воспользовался ленинградец Павел Рулев. Он и стал первым лауреатом Спартакиады и одновременно чемпионом страны. Видимо, нелицеприятный разговор подействовал на Овчинникова. На следующий день, уже в заездах на машинах 250 см3, он не рвался вперед без оглядки ив упорной борьбе с тем же Рулевым и очень опытным гонщиком из команды Украины Владимиром Кавиновым взял реванш. Правда, для Анатолия это была чисто престижная гонка, поскольку в классе 250 см 3 он выступал «личником». Рулев же, занявший второе место, принес своей команде весомые 70 очков. Ох. уж эти очки. Сколько подсчетов, сколько разборов различных вариантов в распределении командных мест было сделано тренерами за эти два дня. А финиш каждого заезда вносил поправки в, казалось, совершенно верные прогнозы. После выступления мужчин на машинах классов 175 и 350 см 3 лидером стал коллектив Молдавии: трое его участников оказались в шестерках сильнейших. Но всерьез этот успех не воспринимали. поскольку у хозяев трассы не было сильного состава в кубатурах 250 и 500 см3. И именно эти классы были коньком команд Российской Федерации, Ленинграда и Москвы. Ожесточенная схватка закончилась боевой ничьей: после завершения всей программы соревнований гонщики России и москвичи набрали одинаковую сумму очков — 625. Судейской коллегии пришлось прибегнуть к подсчету личных призовых мест, завоеванных гонщиками обеих команд. И здесь чаша весов склонилась в пользу коллектива РСФСР, за который выступали победители и призеры республиканской Спартакиады.32 ФИНАЛОВНесмотря на обилие сюрпризов, в конечном итоге никаких неожиданностей в распределении призовых мест во всех классах не произошло. Главные награды получили гонщики, либо состоящие в рядах сборной команды сейчас, либо являвшиеся таковыми в недавнем прошлом. Вообще-то в этом нет ничего удивительного: все они тренируются или тренировались у лучших специалистов (сказывается хорошая школа), имеют больше возможности выступать с сильными соперниками. Однако это постоянство должно насторожить тренеров. В данном случае оно не признак силы (об этом говорят скромные результаты советских гонщиков на этапах нынешних чемпионатов мира), а скорее свидетельство застоя, малого резерва талантов. Можно, конечно, аплодировать спортивному долголетию Виктора Арбекова. Вячеслава Краснощекова, Евгения Петушкова, других ветеранов, оказавшихся и на этот раз в первых рядах. Но все-таки их результаты — скорее упрек молодым гонщикам и большому отряду тренеров. В этом смысле несколько обнадеживающими выглядят результаты Юрия Адамянца и Владимира Марова (РСФСР), Николая Злобина (Молдавия), В. Галусташвили (Грузия), В. Мешалкина (Москва), попавших в шестерки сильнейших. Перечень, как видим, небольшой. Вот почему с такой надеждой тренеры, специалисты мотоспорта следили за заездами юношей в классе 175 см3 — завтрашним днем нашего кросса. Здесь сразу же бросалось в глаза различие в уровне подготовки юных гонщиков. Добрая треть участников с трудом справлялась со сложной трассой. И все-таки, думается, смотрины не прошли впустую. Несколько ребят — Александр Харитонов (Ленинград), Николай Чванов (Грузия), Александр Чернобылов (РСФСР) и Петр Изотов (Молдавия) уже обладают собственным почерком езды, тактически грамотно распределяют силы. Вероятно, уже в ближайшем будущем мы не раз услышим эти фамилии.Б. Л ОГИНОВ г. К ишиневМОТОЦИКЛЕТНОЕ МНОГОБОРЬЕНаверное, ни один вид военно-прикладных соревнований не удостаивался в по следние годы такого количества критических замечаний, как мотоциклетное многоборье. Нарекания вызывали плохая организация, нечеткое судейство, разметка трассы и многое другое, связанное с устройством и проведением этих очень сложных состязаний. Не был исключением и финал V Всесоюзной спартакиады, состоявшийся пять лет назад в Алма-Ате. Тогда из-за неурядиц соревнования оказались даже под угрозой срыва. И вот снова Алма-Ата. Снова финальная встреча сильнейших многоборцев, но на этот раз по программе VI летней Спартакиады народов СССР. Сразу отметим: организация соревнований была, без преувеличения, идеальной. Таково мнение всех — участников, тренеров, гостей. Начать с того, что спортсмены были размещены в прекрасном общежитии на территории Казахского института земледелия. К их услугам столовая, клуб. где каждый день демонстрировались фильмы, устраивались вечера дружбы, концерты. И еще одно новшество — пресс-центр выпускал специальные бюллетени, фотогазету, в которых сообщались последние новости, поступавшие с трассы. Торжественное открытие соревнований состоялось на одной из центральных площадей столицы Казахстана. Участников. представлявших пятнадцать союзных республик и город Москву, приветствовал председатель оргкомитета • — председатель Алма-Атинского облисполкома С. Елагин. Красочная колонна спортсменов проехала по улицам города, а затем направилась к Вечному огню возле памятника героям-панфиловцам. Здесь были возложены венки и цветы. А рано утром на следующий день отправились на трассу первые из 130 участников. Вся пятидневная дистанция превысила 1400 километров. Помимо дорожных испытаний (точного прохождения дистанции с отметками на контрольных пун.стах времени) спортсмены должны были помериться силами в стрельбе, гранатометании, двух скоростных подъемах, ускорениях на шоссе ив двух кроссах. По итогам первых трех дней выводились командные результаты, а претенденты на медали в личном первенстве стартовали еще дважды. Борьбу осложняла не только жара, стоявшая в эти дни в Казахстане, но и густая пыль — она плотной завесой окутала трассу, и порой с трудом можно было найти разметку, показывающую направление движения. Однако саму трассу сверхсложной назвать нельзя. Пожалуй, лишь два этапа — третьего и четвертого дней были по-настоящему трудными. В этих условиях акцент как в командной борьбе, так ив личном соперничестве переместился на «допы» — дополнительные испытания (кроссы. стрельба, гранатометание и др.). После первого дня лидерство захватили гонщики Латвии, Эстонии. Российской Федерации и Узбекистана. К сожалению, почти сразу же всяких надежд на успех лишилась сильная команда Украины — многократная победительница всесоюзных чемпионатов. Один из ее членов — Е. Королев из-за неисправности мотоцикла вынужден был сойти с трассы, а это стало увеличивать груз штрафных очков каждый день на 100. Вскоре такая же участь постигла москвичей: по той же причине прекратил гонку ветеран мотоциклетных соревнований заслуженный мастер спорта В. Пылаев. Несмотря на плотность результатов в лидирующей группе, положению гонщиков из Прибалтики ничего не угрожало. И кто знает, как распределились бы в итоге места, если бы не одно происшествие. Дело в том, что у главного судьи соревнований В. Беликова и членов техРезультаты финала VI Спартакиады народов СССР (в классах 175 и 350 см 3с параллельным зачетом чемпионата страны) Личный зачет. Класс 175 см 3 . Юноши: 1. А. Харитонов (Ленинград); 2. Н. Чванов (Грузинская ССР); 3. А. Чернобылов (РСФСР); 4. П. Изотов (Молдавская ССР); 5. В. Федосеев (Ленинград); 6. А. Листов 3 (Москва). Класс 175 см . Мужчины. 1. П. Рулев (Ленинград); 2. Ю. Егоров (РСФСР); 3. А. Овчинников (Москва); 4. Е. Петушков (Молдавская ССР); 5. В. Маров (РСФСР); 6. В. Галусташвили (Грузинская ССР). Класс 250 см3: А. Овчинников; 2. П. Рулев; 3. В. Кавинов (Украинская ССР); 4. Ю. Адамянц (РСФСР); 5. А. Ефимов (Москва); 6. Ю. Семко (Украинская ССР). Класс 3 350 см : 1. С. Набиулин (Молдавская ССР); 2. В. Худяков (Ленинград); 3. В. Арбеков (Москва); 4. В. Бобыгло (Молдавская ССР); 5. В. Краснощекое (Украинская ССР); 6. Н. 3 Злобин (Молдавская ССР). Класс 500 см : 1. В. Худяков; 2. В. Корнеев (РСФСР); 3. Н. Ефимов (Москва); 4. А. Грайф (РСФСР); 5. С. Опатович (Ленинград); 6. В. Мешалкин (Москва). Командный зачет: 1. РСФСР — 625 очков; 2. Москва — 625; 3. Ленинград — 590; 4. Грузинская ССР — 584; 5. Молдавская ССР — 575; 6. Латвийская ССР — 520 очков. Результаты чемпионата СССР (по трем этапам — Тбилиси, Рустави, Кишинев) Класс 250 см 3 : 1. В. Кавинов (Украинская ССР); 2. П. Рулев (Ленинград); 3. Ю. Худяков (Москва). Класс 500 см 3 : 1. Н. Ефимов (Москва); 2. В. Худяков (Ленинград); 3. А. Бочков (Ленинград).нической комиссии, наблюдавших скоростные испытания, возник вопрос: а не используют ли в классе мотоциклов 3 175 см кроссовые, более мощные 125-кубовые 43. большую партию которых поставило спортивным организациям чехословацкое внешнеторговое объединение «Мотоков». Тщательная проверка после второго дня соревнований привела к тому, что семь участников из-за нарушения Положения оказались в роли зрителей. Больше всего пострадали команды Латвии, Литвы и Эстонии, которые сразу же откатились во второй десяток. После этого события лидерами стали спортсмены РСФСР, за ними вплотную шли представители Казахстана и Грузии. Вот как может обернуться нечеткое обращение с Правилами соревнований. несоблюдение их формулировок. Незнание может служить лишь объяснением, не оправданием. А спортивные судьи. честь им и хвала, строго руководствовались спортивным законом. Острейшая борьба закончилась буквально на финише драматически для команды Российской Федерации. Опоздание на пункт KB одного из юношей (неисправность машины) лишило ее. казалось, уже верной победы. С лучшим результатом финишировали хозяева трассы. Не менее интересно развивались события за первенство в личном зачете. Достаточно сказать, что судьба первых мест в классах 175 и 250 см 3 решилась в заключительном мотокроссе — случай, крайне редкий в соревнованиях всесоюзного масштаба. В группе 250-кубовых мотоциклов победу праздновал Г. Шулик (РСФСР), который после нескольких неудачных для него сезонов вернул себе звание сильнейшего в стране. Вторым здесь был дебютант столь крупных соревнований студент Московского института физической культуры И. Артюх. Любопытно распределились места в классе 350 см3. Успех литовского гонщика Э. Рамонаса. конечно, никого не удивил — это его уже третья подряд золотая медаль. А рядом с «им на пьедестал почета поднялся ветеран С. Чирцев (РСФСР). Вместе они стояли на пьедестале предыдущей, пятой Спартакиады по военно-техническим видам спорта. Уже говорилось об отличной организации финальных соревнований. На высоте оказались и участники-многоборцы. Все мотоциклы были хорошо подготовлены. Ну а сходы, какая же многодневка обходится без них? Все это вместе взятое сделали старты в Алма-Ате заметным событием в спортивной жизни.Ю. ИВАНОВ, мастер спорта г. Алма-АтаРезультаты финала VI летней Спартакиады народов СССР по мотомногоборью и чемпионата страны. 1. Е. Узаскин (Украинская ССР); 2. В. Фисенко (РСФСР); 3. Бриедис-Вейденбергс (Латвийская ССР); 4. В. Балахонов (Узбекская ССР); 5. А. Лагутенко (Белорусская ССР); 6. С. Попеня (Украинская ССР). Мужчины. К ласс 125 см3: 1. В. Пронин (РСФСР); 2. А. Хлебников; 3. В. Коробов (оба — Москва); 4. В. Терещенко (Молдавская ССР); 5. Л. Макарян (Армянская ССР). К ласс 175 сма: 1. Я. Энглитис (Латвийская ССР); 2. Ю. Манчинский (РСФСР); 3. Ю. Богодаров (Москва); 4. А. Братищенко (Узбекская ССР); 5. А. Козлов (Москва); 6. Э. Писарчик (Белорусская ССР). К ласс 250 см3: 1. Г. Шулик (РСФСР); 2. И. Артюх (Москва); 3. Г. Антипов (Казахская ССР); 4. В. Сидоренко; 5. Н. Критин (оба — Украинская ССР); 6. А. Озоле (Латвийская ССР). К ласс 350 см3: 1. Э. Рамонас (Литовская ССР); 2. В. Брунис (Латвийская ССР); 3. С. Чирцев (РСФСР); 4. В. Антонишин; 5. В. Берестовой (оба — Казахская ССР); 6. А. Угольник (Белорусская ССР). Командный зачет: 1. Казахская ССР; 2. РСФСР; 3. Грузинская ССР; 4. Белорусская ССР; 5. Киргизская ССР; 6. Узбекская ССР.Л ичный зачет. Ю ноши . К ласс 175 см3 :33