36
37
38
ПИОНЕРСКИЙКАРТАsags-. ssss'33020Алмаз Вашахметов из рабочего посела Карабаш Бугульминского района Татарской АССР пишет нам, что вместе сдругими ребятами из 7 нласса «Г» школы № 2 хочет построить 50-кубовый карт , но нет чертежей.- Поэтому он просит редакцию опубликовать детальные чертежитакой машины. К просьбе Алмаза присоединяются 37 учеников из школы-восьмилетки деревни Тимофеевка Свердловской области, семиклассник Сергей Камардин из поселка Даниловна Кемеровской области и многие другие. Выполняя эту просьбу, публикуем материал, подготовленный мастером спорта СССР инженером М. Р. ТОДОРОВЫМ.А — к артв сборе; Б — п ереднее колесо в сборе; В — з адняя ось в сборе; Г — ш арнир рулевой тяги: 1 — д вигатель ; 2 — тяга привода переключ енияпередач ; 3 — р амав сборе; 4 — р улевая тяга; 5 — п оворотный кулак; 6 — ш кворень ; 7 — р ычагпереключенияпередач ; 8 — ц анговая шайба; 9 — т ормознойбарабан ; 10 — в ыпускная труба; 11 — з адняя ось; 12 — к орпусподшипниказадней оси; 13 — с ъемныйзадний отбойник; 14 — защ итныйкожух вокруг цепи главной передачи ; 15 — болт длярегулировкинатяжения цепи; 16 — бензобак; 17 — сиденье; 18 — р улевая сошка; 19 — педаль; 20 — п ластиныпереднейизадней опор двигателя ; 21 — с тупицазаднего колеса; 22 — ш понкаступицы колеса; 23 — п ередняяшина ; 24 — колесо, с остоящее из двух половин; 25 — ступица переднего колеса; 26 — г рязезащитнаяшайба ; 27 — п роушинапередней оси; 28 — в едомаязвездочка главной передачи ; 29 — п ланшайба ; 30 — п одшипникзадней оси; 31 — р аспорнаявтулка ; 32 — о порныйщит тормоза; 33 — т ормозная колодка; 34 — ш понка цанговой шайбы ; 35 — р езиноваявтулка .36 вГ—-\|——j <t>IOФ20' "24ФИ|1N sIЬ:Мiф!2->0,11»rl-~~"^~if^<*ия^. •*/«^,!f5=-F [V?1501г*Ч~—S J1г 1ИtViajW<yJ235t ^ | •l-^iИ1-f-,-«._ w,* ^JЭкспериментальная лаборатория микроавтомобилей (ЭЛМА) в курском Дворце пионеров на протяжении многих лет разрабатывает и совершенствует модели картов с двигателями класса 60 см 3 , на которых Федерацией автоспорта СССР разрешено выступать в соревнованиях школьникам от 9 до 16 лет. Предлагаемый здесь один из последних образцов таких машин, созданный в ЭЛМА, прост по конструкции и удобен в эксплуатации. Эластичная рама и задний мост открытого типа обеспечивают ему хорошую устойчивость и управляемость. Два карта этой модели прошли всестороннюю проверку на юношеских соревнованиях 1974 года. Как устроена машина? Ее важнейшие размеры даны на чертеже (рис. А). Весит карт без заправки и гонщика 48 кг. Рама является основным элементом карта. К ней крепятся все узлы и многие детали. Части рамы 3 — в основном из стальных хромансилевых(ЗОХГСА) труб наружным диаметром 20 мм и толщиной стенки 1,5 мм. Исключение составляют опоры подшипника рулевой колонки, перемычки переднего отбойника и опоры сиденья, которые сделаны из 18-миллиметровых труб. Опоры расположены на раме таким образом, что сиденье смещено в своей нижней точке влево от продольной оси карта на 80 мм. Кронштейны крепления задней оси изготовлены из листовой стали 20 тол-37 ПИОНЕРСКИЙКАРТщиной 1,5 мм. Пластины 20 крепления двигателя изготовлены из такой же стали, но толщиной 2,5 мм. Проушины 27 передней оси, к которым крепятся поворотные кулаки б передних колес, — сварные, коробчатого типа. Несущая часть проушин 27 сделана из листовой 4-миллиметровой стали, а косынки имеют толщину 1,5 мм. Оси отверстий проушин наклонены назад на 11 градусов и внутрь на 8 градусов. В передней части рамы приварены косынки с отверстиями для крепления пола, оси педалей и упор рулевой колонки, Все части рамы соединены газовой сваркой. Сваривать раму нужно после того, как будут изготовлены и собраны вместе с колесами задний мост и поворотные узлы. Примерка их на слегка прихваченную сваркой раму позволит проверить равенство колеи передних и задних колес, равенство базы левой и правой сторон машины, ее симметрию (равенство линий, соединяющих центры пятен контакта диагонально расположенных колес) и дорожный просвет. Поворотные узлы передних колес. Левый и правый поворотные узлы различаются лишь расположением поворотного рычага на поворотном кулаке б. Последний соединен с проушиной 27 шкворнем в таким образом, что при отсутствии диаметральных и осевых зазоров легко поворачивается вокруг оси шкворня. Когда поворотные кулаки б соединены с рамой, их цапфы в положении прямолинейного движения должны быть строго горизонтальны. Таким образом удается получить нулевой угол развала передних колес, оптимальный для данной конструкции. На цапфе поворотного кулака (рис. Б) установлена ступица 26 с шариковыми подшипниками № 201 и 202, закрытыми грязезащитными шайбами 26. К ступице четырьмя болтами М8 с гайками прикреплены диски колеса 24. Головки этих болтов приварены к внутренней стороне ступицы 26 электросваркой. Оба диска колеса центрируются при сборке буртиком ступицы, Диски изготовлены из мягкой листовой стали при помощи токарного станка выдавливанием роликом на оправке. На наружных дисках просверлены отверстия для вентилей камер. Все колеса оснащены шинами модели «В—25А» воронежского завода. Задний мост (рис. В) выполнен с открытой осью 11, установленной на трех подшипниках № 204, которые вставлены в корпуса 12, выточенные из алюминиевого сплава Д16Т. Задняя ось 11 — одна из наиболее нагруженных деталей карта — изготовлена из высокопрочной стали 18ХНВА без термообработки. Ступицы 21 посажены на оси конусно и фиксируются шпонками 22. Ведомая цепная звездочка 28 для главной передачи, используемая от велосипеда «Школьник», приклепана к планшайбе 29, которая соединена с задней осью при помощи цанговой шайбы 8. Такое крепление позволяет совместить плоскости ведомой и ведущей звездочек перемещением планшайбы вдоль задней оси. Аналогичным образом закреплен на оси 11 тормозной барабан 9. Тормозные колодки 33 и опорный щит 32 тормоза взяты от мотоцикла М—105. На наружной поверхности щита отфрезерована плоскость и просверлены два отверстия для его крепления. Опорный щит соединен болтами с кронштейном рамы через распорные втулки 31, длина которых выбирается по месту. С открытой стороны корпусов подшипники 30 защищены от грязи жестяными шайбами (на чертеже не показаны). Усилие на рычаг тормоза передается от педали посредством гибкого троса мотоциклетного типа. Органы управления. К ним относятс я : рулевое управление, рычаг переключения передач и педали. Рулевая колонка изготовлена из трубы диаметром 20 мм. К ней приварена сошка 18 руля. Колонка вращается в двух стальных скользящих подшипниках. Ее фиксация в продольном направлении обеспечивается двумя шайбами, приваренными к трубе колонки с обеих сторон верхнего подшипника. Верхний торец этой трубы оканчивается приваренной шайбой, с которой тремя болтами Мб соединено рулевое колесо. Оно состоит из тонкостенной стальной трубы, согнутой в кольцо, и трех плоских спиц. Сошка 18 руля шарнирно соединена с поворотными кулаками б двумя рулевыми тягами 4. В рулевой трапеции карта использованы резино-металлические шарниры, устройство которых показано на рис. Г. Такие шарниры не имеют люфтов, сглаживают толчки от колес на руль и хорошо работают при изменении углов в сочленениях. Втулки 35 изготовлены из обрезков резиновых шлангов подходящего размера. Угол схождения передних колес, при котором карт хорошо «держит дорогу», равен нулю. Этот угол регулируется изменением длины рулевой тяги 4 — для этого ее ввинчивают в наконечник или вывинчивают. Двигатель расположен с правой стороны, и отдельные его части могут мешать переключению передач правой рукой. Поэтому рычаг переключения 7 установлен слева от водителя. Он укреплен в двух шарнирах, приваренных к раме, и соединен с двигателем тягой 2. Педали 19 сделаны из отрезков трубок, конец каждой из которых загнут под прямым углом. Кроме простоты, достаточной жесткости и малого веса такая конструкция позволяет проложить тросы управления в стороне от ступней водителя. Педали имеют ограничители обратного хода. Во избежание поломки карбюратора у педали акселератора ограничен и прямой ход. Сиденье 17 — из листа мягкого дюралюминия толщиной 2 мм. Предварительно из плотной бумаги делают выкройку в соответствии с приведеннымина чертеже размерами. По выкройке размечают металлический лист и из него вырезают заготовку, которую нужно изогнуть так, чтобы края разрезов в заготовке сошлись. Затем их соединяют газовой сваркой. В образовавшиеся отверстия вставляют заглушки и проваривают вкруговую. После сварки сиденье доводят до нужной формы деревянным или капроновым молотком. Чтобы увеличить жесткость, его края по всему периметру (штриховая линия на чертеже) отгибают на оправке или закатывают в край стальную 4-миллиметровую проволоку. Соединять части сиденья можно и при помощи заклепок, делая швы внахлест. Для этого на выкройке надо предусмотреть припуск металла. На готовое сиденье следует сшить чехол из кожзаменителя, к которому изнутри приклеить лист поролона толщиной 68 мм. Бензобак 16 емкостью 3 литра сварен из листового железа толщиной 1 мм. По поверхности сопряжения с сиденьем он повторяет форму его спинки. В крышке бака просверлено дренажное отверстие, а в днище — установлен топливный кран. Топливо из бака подается к карбюратору самотеком. На карте использован двигатель ЯВА-20 с трехступенчатой коробкой передач (можно установить также мотор Ш — 5 2 или Ш — 5 5с двухступенчатой коробкой — ред.), который монтируют на двух опорах. Болт 15, вращающийся в резьбовой втулке задней опоры, служит для натяжения цепи, достигаемого путем смещения двигателя вдоль рамы. Цепь сверху закрыта защитным алюминиевым кожухом 14, доходящим до половины диаметра ведомой шестерни. Выпускная труба 10 цельносварная из мягкой листовой стали толщиной 0,8 мм. Сзади карт защищен отбойником 13 из трубы диаметром 20 мм. Отбойник прикреплен к раме в трех точках: к двум кронштейнам заднего моста и специальному ушку, приваренному к правому кронштейну заднего моста. Пол сделан из листа дюралюминия Д16 толщиной 1 мм на всю ширину рамы и прикреплен к косынкам в передней ее части шестью болтами Мб. Он закрывает пространство от педалей до поперечины рамы, на которой расположены опоры подшипника рулевой колонки. Перед сборкой подшипники ступиц передних колес, подшипники заднего моста, шкворневые соединения и подшипники рулевой колонки смазывают солидолом. Все резьбовые соединения рулевого управления и крепления колес после сборки шплинтуют. Между цилиндром двигателя и сиденьем нужно поставить алюминиевый щиток для предохранения водителя от ожогов, а на переднем и заднем отбойниках закрепить алюминиевые диски диаметром 250 мм для нанесения номеров. Карт такой конструкции, к ак уже говорилось, сравнительно прост в изготовлении. Постройка его под силу станции юных техников или мастерских при Дворце пионеров. Разумеется, руководить этим делом должен квалифицированный специалист.38