26
27
Кто виноват?Сомневаешься — тормози!При авариях недостатка во взаимных упреках у участников происшествия обычно не бывает. Сгоряча каждый считает себя правым, а другого виноватым. Но вот страсти на дороге утихают, дело поступает в ГАИ или к следователю, и постепенно все встает на свои места, все получает должную оценку. Но и тут находятся водители, которые продолжают упорствовать: «Я, мол, безгрешен, во всем виноват другой». Вот это нежелание критически оценить свои поступки огорчает и тревожит. Авария, что ж, со всяким может случиться, к ак говорят, с кем не бывает. Но если человек не может признаться в собственных ошибках, нет уверенности, что урок пойдет ему впрок, нет надежды на то, что в следующий раз он в подобных ситуациях будет вести себя иначе. В профилактике же происшествий это решающий фактор.Летом прошлого года на 181-м км дороги Куйбышев—Уфа столкнулись два автомобиля:«Москвич—412» и ГАЗ — 5 1 . Водитель «Москвича» В. Р ыжов так описал обстоятельства происшествия. Впереди него в попутном направлении следовал автомобиль ГАЗ — 5 1 . Вдруг он принял вправо, съехал на обочину и продолжал двигаться вдоль дороги както странно, медленно, рывками. Сигналы поворотов на машине не горели. Наверное, водитель ищет место для остановки, подумал Рыжови увеличил скорость. Когда расстояние между автомобилями уменьшилось, грузовик снова стал возвращаться на проезжую часть. А так как для каждого из направлений она составляла всего 5 метров, через секунду полоса движения «Москвича» была почти перекрыта. Рыжов подал звуковой сигнал и одновременно начал принимать влево, ожидая, что водитель ГАЗ — 5 1 затормозит. Однако тот, наоборот, увеличил скорость и полностью преградил ему дорогу. Рыжов еще круче взял влево, но грузовик все наседал. В конце концов уже посреди левой стороны проезжей части «Москвич» врезался в левое переднее колесо грузовика, срикошетировал на обочину и, пройдя около 50 метров, остановился. А вот другой случай, рассказанный читателем журнала И. Голобородько из Орджоникидзе. На автомобиле «Жигули» он приближался по главной дороге к трехстороннему перекрестку. Когда до него осталось примерно 100 метров, слева на перекресток выехала «Победа», водитель которой, видимо, полагал, что успеет освободить дорогу до того, к ак подъедут «Жигули». Но только «Победа» успела повернуть налево, к ак «Жигули» оказались совсем рядом. К ак же оценил ситуацию Голобородько? Он, надо полагать, подумал.что «Победа» поедет в попутном направлении, и, чтобы не терять скорость, в зял левее. Правда, у «Победы» мигал указатель левого поворота. Но может быть, его просто забыли выключить? В общем, «Жигули» пошли на обгон. Но закончить его не пришлось. Через мгновенье Голобородько понял, что водитель «Победы» разворачивается. Почти в конце этого маневра, когда «Победа» была уже украя проезжей части, произошло столкновение. Попытка водителя «Жигулей» проскочить мимо разворачивающегося автомобиля по самой обочине (ширина дороги составляла 11,7 метра) не удалась. Всякий, кто знаком с Правилами дорожного движения, даже по этим кратким описаниям происшествий, конечно же, поймет, почему мы их объединили, что в них общего. Безусловно, водители ГАЗ — 5 1и «Победы» должны были перед началом маневра убедиться, что их действия не создадут помех для движения (пункты 3и 85 Правил), бесспорно, что они обязаны были уступить дорогу и не вынуждать водителей изменять направление движения или тормозить (пункт 9). Их вина в случившемся очевидна. Но роднит описанные аварии и другое — общие ошибки водителей, на стороне которых было преимущественное право проезда. Да, не удивляйтесь, они здесь тоже не без греха. Увы, встречаются водители, которые, имея преимущество, стремятся воспользоваться им не смотря ни на что и во что бы то ни стало. При этом они забывают о непреложности другого пункта Правил, обязывающего их к снижению скорости или остановке транспортного средства перед любым препятствием, которое водитель должен был и мог предвидеть. Если кто-то не выполняет Правила, это не значит, что другой также может их нарушать.НАБОЛГАРИЯ. В три раза за последние 10 лет возросло в республике число автомо. билей. Их парк составляет сейчас более 340 тысяч машин. ГДР. В стране большое внимание уделяется комплексному развитию транспортных систем. Схемы транспортного обслуживания, с учетом перспектив автомобилизации, разрабатываются сейчас не только для больших, но и для малых городов. Новые, более сложные задачи решают сейчас строители дорог. В соответствии с намеченными планами в первую очередь предполагается сооружение новых автомагистралей, связывающих республику с Польшей и Чехословакией. ПОЛЬША. В этом году автобусным транспортом будет перевезено около 2160 миллионов пассажиров. В стране действуют 10 042 маршрута, по которым курсируют 103 тысячи автобусов. Эти маршруты соединяют между собой 182 автовокзала и 206 станций (совмещенных с железнодорожными вокзалами); на них 44 тысячи придорожных остановок. ЧССР. Продолжается строительство скоростной автострады Восток — Запад, которая пересечет всю страну. Уже сданы в эксплуатацию отдельные ее участки общей протяженностью около 100 километров. В настоящее время работы ведутся на трассе между городами Брно и Велке Мезиржичи. Наиболее трудоемким делом на этом участке будет монтаж стального автомобильного моста длиной в 135 метров. В конструкции моста предусмотрены специальные амор26 тизационные устройства, которые примут на себя удары частых и сильных в этом районе ветров. Полностью скоростную автостраду Восток — Запад намечается ввести в строй в 1980 году. АВСТРАЛИЯ. В 1974 году в результате дорожных катастроф погибло 3566 человек. Об этом говорится в сообщении бюро переписи и статистики. Наибольшее число смертных случаев зарегистрировано в штатах Новый Южный Уэльс и Виктория. АВСТРИЯ. За последние годы объем пассажироперевозок, осуществляемых индивидуальным автотранспортом, возрос в 1,5 раза. Однако за это время и расходы на эксплуатацию автомобиля в семейных бюджетах выросли вдвое. Прогнозы градостроителей показывают, что к 1985 году на 1000 жителей в стране будет приходиться 342 автомобиля, а объем перевозок индивидуального транспорта увеличится приблизительно еще в2 раза. АНГЛИЯ. Специалисты из автомобильной ассоциации в течение трех лет наблюдали за процессами ржавления 30 тысяч автомобилей в разных графствах. Быстрее всего ржавление происходило на востоке страны ив графстве Кент — наиболее сухих областях Англии. Медленнее ржавели автомобили в прибрежных районах с обильными осадками. Как полагают, в более сухих областях дождь не смывает пыль и грязь с автомобилей, что ускоряет коррозию металлов. БРАЗИЛИЯ. Здесь очень велико число дорожных происшествий со смертельным исходом. Ежегодно на дорогах страны, где насчитывается 5 миллионов машин, в результате автомобильных катастроф гибнет в среднем 30 тысяч человек. ИСПАНИЯ. Здесь запатентована новая система контроля за скоростью автомобилей. Она состоит из набора лампочек различного цвета, сблокированных со спидометром. Лампочки могут быть установлены спереди или сзади под номерным знаком автомобиля. Когда скорость не превышает 40 км/час, они не горят. При скорости от 40 до 60 зажигается белая. 60—90 — желтая, после 90 км/час вспыхивает оранжевая лампочка, после 110 — ярко-голубая и когда скорость свыше 130 — красная. Предусмотрены лампы-дублеры на приборной панели у водителя. Таким образом, и он и полицейский инспектор могут иметь точную информацию о скорости. ИТАЛИЯ. Анализ дорожных происшествий выявил неудовлетворительное положение дел со срочной медицинской помощью пострадавшим. Около половины жертв несчастных случаев на дорогах умирает до прибытия «скорой» к месту происшествия, многие погибают во время транспортировки. Специалисты считают необходимым провести в стране широкий комплекс мероприятий по строительству пунктов оказания медицинской помощи и оборудованию автомагистралей специальной аппаратурой, позволяющей свести к минимуму время вызова врача. По нашему мнению, предполагать, что ГАЗ — 5 1и «Победа» станут препятствием на левой стороне проезжей части, куда водители «Москвича» и «Жигулей» выезжали для объезда или обгона, были все основания. Оба они столкнулись с явными отступлениями от Правил, а характер дальнейших действий нарушителей им был далеко не ясен. В таких ситуациях продолжать отстаивать свое право первоочередности было опасно. Если сомневаешься, если не можешь понять, как будет развиваться ситуация дальше,— снижай скорость или тормози. К этому выводу мы и хотели бы привлечь внимание всех читателей. А теперь о некоторых технических, что ли, обстоятельствах этих происшествий. Владелец «Москвича» В. Рыжов сетует на то, что водитель ГАЗ—51 не остановился, когда он подал ему сигнал, а, наоборот, увеличил скорость. Ну, во-первых, в Правилах дорожного движения нет требования экстренно тормозить, услышав звуковой сигнал другого водителя. Во-вторых, поняв после сигнала, что он делает что-то не так, кому-то мешает, водитель ГАЗ—51 мог принять решение быстрее освободить правую сторону дороги для проезда «Москвича». По крайней мере, не следовало исключать такую возможность. Кстати, сам факт подачи звукового сигнала говорит о том, что Рыжов предвидел, что ГАЗ — 5 1 может стать ему препятствием. Почему же он стал маневрировать, выезжать на полосу встречного движения, а не принимал меры к снижению скорости, которая, как сам признает, составляла 90100 км/час? К сожалению, из-за противоречия в документах и недостаточной полноты данных трудно судить о том, можно ли было ему предотвратить столкновение торможением без маневрирования. При рассмотрении же обстоятельств столкновения «Жигулей» и «Победы» это утверждать молшо. По расчетам самого Голобородько, с момента, когда «Победа» начала вторую фазу разворота, до столкновения прошло 3,5 — 4 секунды. За это время «Жигули» при скорости около 60 км/час, как утверждает водитель, преодолели расстояние около 58—67 метров. А остановочный путь технически исправного автомобиля «Жигули» на мокрой (во время происшествия проезжая часть была мокрой) асфальтированной дороге горизонтального профиля со скорости 60 км/час — около 52 м. И уж конечно достаточно было снизить скорость, скажем, до 20 км/час, чтобы проехать позади «Победы», поскольку к моменту столкновения правая половина дороги была уже свободна. Упоминание о маневре вправо не случайно. Пункт 92 Правил дорожного движения гласит, что- обгон нерельсового транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению, должен производиться с правой стороны. Таким образом, если уж водители «Москвича» и «Жигулей» приняли решение обгонять, то делать это следовало справа и, конечно, с соответствующим снижением скорости. Все сказанное, поверьте, не ставило цели выгородить водителей ГАЗ—51 и «Победы», снять с них обвинение в нарушениях Правил дорожного движения. Мы хотели лишь подчеркнуть, что в данных дорожных ситуациях и другие водители действовали не лучшим образом, принимали решение, не разобравшись в обстановке до конца. старший научный ВНИИ судебных В. ЯНИН сотрудник экспертизНа первый взгляд здесь все, вроде бы, в порядке. Впереди действительно извилистая дорога, а регламентированная скорость 40 км час, вероятно, отвечает сложившимся условиям движения. Но вглядитесь в снимок попристальнее, и вы легко обнаружите, что некоторые средства информации не наставляют, а как раз дезориентируют водителей. Начнем с предупреждающего знака. Если верить ому, то водители входят на извилистый участок с левым поворотом. На самом же деле все наоборот. Судл по обстановке и рассуждая логически, приходишь к выводу, что зона ограничения снорости должна начинаться сразу за запрещающим знаком. Но по новому ГОСТу табличка «600 м» таного вида означает совсем другое. Она говорит о том, что на первых 600 метрах снижать снорость вовсе не обязательно, ибо ограничение скорости вступит в силу, только когда водитель пройдет это расстояние. Вот как, оказывается, «просто* вконец запутать водителей, что называется, на ровном месте.ИТАЛИЯ. Несмотря на все усилия градостроителей, транспортные проблемы в Риме не ослабевают. Уже и новые магистрали захлебываются от потоков автомобилей. Чтобы как-то выйти из положения, в центральном районе выделяется ряд улиц исключительно для пешеходов, другие превращены в зоны с ограниченным движением машин. Прогнозы показывают, что вряд ли удастся решить проблему в ближайшие годы, так как существующая маршрутная сеть обществен» ного транспорта развита слабо. США. Здесь разработано сигнальное устройство, которое не позволяет водителю заснуть во время езды. Приспособление состоит из дополнительной педали и электрической схемы, подключающей ее к звуковому сигналу автомобиля. После включения системы водитель должен постоянно нажимать левой ногой на эту педаль. Уменьшение давления во время дремоты вызывает сигналы тревоги, которые будят водителя. США. Грузовые автомобили, как выяснили специалисты федерального министерства транспорта, при скорости 80 км/час и выше расходуют 50 процентов бензина на преодоление сопротивления воздуха. Когда при опытах грузовик с прямоугольной кабиной снабдили обтекателем, на скоростях 85 — 95 км/час сопротивление воздуха уменьшилось на 30 процентов, а потребление топлива — на 15 процентов.ФРАНЦИЯ. Специалисты предложили оригинальный и, как указывают, точный метод сравнения поверхности проезжей части в отношении скольжения и заносов. Сосуд, перевернутый отверстием вниз, ставят на асфальт и через другое отверстие наполняют водой. Скорость вытекания воды принимается за меру шероховатости: ведь занос автомобиля как раз и зависит от скорости удаления слоя воды между колесом и поверхностью дороги. ФРАНЦИЯ. Остроумную новинку предложили автотуристам — индивидуальный «паром» для переправы автомобиля через реку или какое-нибудь другое водное препятствие. Он представляет собой четыре лодки-поплавка из стекловолокна длиной 2ми весом 11,3 кг каждая. Они свободно помещаются на крыше легкового автомобиля. ФРГ. В целях борьбы с ростом детского травматизма здесь предполагают запретить с 1976 года перевозку детей в возрасте до 10 лет на передних сиденьях легковых автомобилей. ШВЕЦИЯ. В настоящее время в стране каждая семья имеет велосипед. Специалисты считают, что в условиях энергетического кризиса и увеличения стоимости бензина велосипед может стать широко распространенным видом транспорта, в том числе и для поездок на работу. Поэтому дорожники предполагают в бли-ясайшее время начать строительство общегородских систем велодорожек, полностью изолированных от автомобильных дорог.ШВЕЦИЯ. Во многих городах на самых оживленных перекрестках уличное движение регулируется при помощи вычислительных машин. ЭВМ управляют сигналами светофоров на основании информации, поступающей от укрытых в проезжей части улиц датчиков. Попадающие в компьютер сведения о количестве и скорости проезжающих по определенным трассам автомобилей позволяют установить наилучший режим транспортных потоков. Как подсчитали, система, позволила время ожидания машин на перекрестках уменьшить на 25 процентов, а число остановок — на 19 процентов. ЯПОНИЯ. Национальное полицейское управление Японии ввело новые правила, по которым за езду без шлемов мотоциклисты будут наказываться более строго, вплоть до лишения водительских прав. Дело в том, что только за пять месяцев 1975 года на дорогах страны погибло 655 водителей мотоциклов. Анализ пока- ' зал, что 503 из них скончались от травм головы, при этом 379 водителей не имели защитных шлемов. , ЯПОНИЯ. Из каждого миллиона жителей 104 погибли и 5919 получили травмы на дорогах в 1974 году, а общее число погибших в результате дорожных происшествий составило за год 11 432. Это на 21,4 процента меньше, чем в 1973 году. . Снижение смертности, как полагают, связано с усилением мер по безопасности движения и сокращением движения транспорта из-за экономического спада в стране. 27