лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 24—29На полпути к бедеСтоит ли снова писать о пользе ремней безопасности? Вроде бы, всем все ясно. И не только в теории, но и на самой что ни есть практике. Тому немало живых примеров. Живых в прямом смысле слова. Десятки тысяч людей, попавших в аварии на дорогах всех стран, оказались целы и невредимы — ремни безопасности уберегли их от того, что на языке медиков называют «летальным исходом». В прошлом году, когда у нас приступили к выпуску ремней, журнал поместил статью «Десять доводов за ремни безопасности» (1974, № 1). Однако ис той лоры много воды утекло, и «а сегодня из десяти один довод приобрел самый весомый, обязательный характер. В Правилах дорожного движения появилась новая запись: «Водитель обязан... перед началом движения на транспортном средстве, оснащенном ремнями безопасности, пристегнуть себя и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями...» (пункт 12). С этого года все сходящие с конвейеров легковые автомобили уже оснащаются ремнями безопасности. Казалось, дело только за этим. Что жемы видим? Ремни есть, но пользуются ими считанные единицы. Как будто они сродни радиоприемнику в автомобиле или прикуривателю: хочувключу, хочу — нет. Отчего такое происходит? В поисках ответа на этот вопрос сотрудники журнала и отправились на улицы столицы. Наши, если можно так сказать, корреспондентские «посты ГАИ» были установлены на двух самых оживленных столичных магистралях, как раз далеко не благополучных в смысле безопасности движения, — Садовом кольце и Московской кольцевой автомобильной дороге. Выходя на дежурство, м ы предполагали, что в общей массе машин на наши* дорогах процент оснащенных ремнями будет еще ничтожно малым. Оказалось не совсем так. Не знаем, как в друпих городах, но в Москве уже сегодня, п о нашим наблюдениям, каждый десятый легковой автомобиль снабжен ими. Про24неслась мимо одна машина, третья, д е сятая... Новенькие «жигули», «москвичи», «запорожцы». Невооруженным глазом видно: ремни висят на стойках, вроде бы для красоты. Не выдерживаем — и останавливаем одного из водителей. Знакомимся. Борис Иванович Андрейчиков. Новичок, «права» получил всего два года назад. А в руках — быстроходные «Жигули» (84-28 МКЦ). — Борис Иванович, вы не верите в ремни безопасности? — Нет, отчего же ! — А почему не пристегиваетесь? — Если откровенно, никак не .привыкну, забываю, знаете ли... Он тут же щелкает замком ремня и уезжает, наверное, чрезвычайно до волыный тем, что все ограничилось легкими упреками, хотя рядом с журналистами находился, естественно, и настоящий автоинспектор. Наш следующий собеседник Н. Берестов (ВАЗ—2101 43-73 МКЭ) из «обстрелянных», за рулем уже 12 лет. Только что вернулся из дальнего автомобильного путешествия и, когда речь заходит о ремнях безопасности, с чувством некоторой гордости сообщает, что перед поездкой а отпуск сам купил их в магазине, установил на автомобиль и... И все, дальше ничего не последовало, ремми так и остались в неприкосновенности, в качестве этакой детали интерьера. Почему? Он считает, что обязательными они будут с нового года. На каком основании? Пожимает плечами: кто-то говорил. А он-то, он готов хоть сейчас. Как «готов», читатели могут увидеть на снимке. Ю. Новиков из Подмосковья (ВАЗ—2103 39-04 ЮБЭ) вообще держит ремни в... багажнике. Тоже ждет команды. Чьей? Говорит, в ГАИ сказали, что объявят, когда применение ремней .станет обязательным. Почему собственное благополучие станет ему ближе лишь после административных указаний, понять трудно. Ленинградец Ю. Астафьев (ВАЗ—2103 38-27 ЛЕЭ) просто-напросто удивлен: а разве в Правилах дорожного движения есть такое требование? Узнав, что все- таки есть, приводит другой довод: «Мы только отъехали от ВДНХ, а зачем в городе ремни?» Между тем разговор происходил уже на кольцевой дороге в десяти километрах от выставки. Здесь же мы встретили и москвича Р. Сабоджана (ВАЗ—2103 11-07 АВТ). — Почему не пользуетесь ремнями безопасности? — А я пристегиваюсь, когда далеко еду... — А сколько это — далеко? — Ну километров сто или двести. — Стало быть, вы полагаете, что несчастный случай ближе, чем на 100 километров от вас, притаиться не может? — Наукой и практикой вообще не доказана еще эффективность ремней, да и пользоваться ими не очень удобно. (Впоследствии, узнав, что собеседникижурналисты, первый «довод» он сразу снял). — В чем именно неудобство? — Смотрите: снимать ремень надо одной рукой , застегивать — другой... — Ничего не скажешь: «серьезные» возражения. Но, наверно, хватит отрицательных примеров. Были и другие. Признаться, увидев первого водителя «в ремнях», мы подумали: «Этот на себе испытал, каково в аварии без такой страховки». Ничего подобного. Водитель первого клэоса Ш. Урманчеев за рулем 45 лет и даже ни одного предупреждения в талоне! Откуда же такая вера в ремни безопасности? — На себе, к счастью, не испытал. Но, считаю, р аз ввели такое правило, значит для нашего же блага. Я уже привык к ремням, да с ними как-то и удобнее. В потоке транспорта всякое может случиться, иногда и тормознешь резко — а ничего, ремни держат на месте... Еще один «сторонник ремней» — автолюбитель из Риги А. Тюханов («Москвич—412» 37-16 ЛАЧ). В Москве проезд ом , направляется с семьей на юг, в отпуск. Похоже, наш вопрос даже удивляет его: — У нас в Латвии все пристегиваются, если, конечно, на машине есть ремни, я — не исключение. — Может, ГАИ опрашивает строго? — Да нет, просто результат, я думаю, широкой пропаганды. Республиканские газеты и телевидение очень часто выступали по этому вопросу. — Некоторые из тех, с кем мы беседовали, утверждают, что в ремнях ездить, мол, неудобно: сковывают движения. Вы вот человек не маленького роста, как вам, не тесно в ремнях? — Я думаю, такие возражения от непривычки, незнания. Посоветовал бы каждому побыстрее «освоить» ремни, не дожидаясь, когда от мер убеждения перейдут к принуждению. Если ремни и сиденье отрегулированы правильно, водитель имеет необходимую для управления машиной свободу. Посмотрите, я легко дотягиваюсь даже до вещевого ящика, а не только до кнопок или приборов перед собой. На этом мы решили прервать наши дорожные интервью. Собеседники начинали повторяться, а положение дел рисовалось достаточно четким. Д олжны заметить, что в этом репортаже оно даже приукрашено: соотношение «сторон» в наших интервью 5 : 2, тогда как на дороге лишь в одном из каждых 10 автомобилей, оборудованных ремнями, они были приведены в рабочее состояние.Что же сказать в заключение? Возвращаясь с редакционного задания, мы побывали в Управлении Госавтоинспекции МВД СССР и поделились своими впечатлениями с заместителем начальника Сергеем Никоновичем Зайчиковым. Его комментарий, на наш взгляд, лучшее послесловие к этому материалу. — Некоторые просто не разобрались в вопросе, — начал полковник Зайчиков. — Новое требование Правил пока не касается водителей автомобилей выпуска тех лет, когда ремни безопасности на них еще не устанавливались. О машинах же, где ремни уже есть, и речи быть не может: их водители и пассажиры обязаны пристегиваться уже сегодня, а не ожидать каких-то особых указаний на этот счет. Какие еще нужны указания, когда этого требуют Правила дорожного движения. Как будет со старыми автомобилями? Приказом МВД СССР определены сроки оборудования ремнями безопасности автомобилей выпуска 1970—1974 гг. Они учитывают все факторы, в том числе возможности производства ремней. Эта работа должна быть закончена в течение ближайших пяти лет. В Армении, Азербайджане и Эстонии, например, до конца 1976 года, в Грузии, Белоруссии, Киргизии и Латвии — до конца 1977-го, на Украине — в 1978—1979 годах и т. д. Эффективность ремней не вызывает сомнений. Наряду с другими средствами пассивной безопасности они гарантируют водителям и пассажирам жизнь даже при тяжелых авариях в среднем в 60 случаях из 100. И напрасно некоторые автомобилисты думают, что при движении в городских условиях ремни не так уж и нужны: скорости, мол, невысокие. Мне довелось однажды присутствовать на полигоне НАМИ при испытаниях автомобиля на безопасность конструкции. Видели бы маловеры, что происходило с машиной и ее экипажем (роль его выполняли специальные манекены), когда автомобиль с ходу врезался в бетонный куб. М ежду тем по международным стандартам в таких испытаниях автомобиль разгоняют всего лишь до 48 км/час. Как видите, не такая уж большая скорость. Д ажев населенных пунктах мы сплошь и рядом ездим быстрее. Вот вам и ответ на подобные соображения. Доводы жео том, что ремни якобы лишают водителя свободы, не выдерживают критики. Об этом говорит хотя бы зарубежный опыт, где уже не один год езда без ремней запрещена. Прямо скажу: тот, кто пренебрегает новым требованием Правил, всегда на полпути к беде. Для него даже не очень серьезное столкновение может оказаться по своим последствиям весьма тяжелым, если не смертельным. Стоит ли испытывать судьбу? И еще я хотел бы обратить внимание на сказанное рижанином А. Тюхановым о действенности пропаганды. Он глубоко прав. В самом деле, хотя требование обязательного использования ремней безопасности с этого года стало законом, видимо, агитацию за них прекращать нельзя. У радио, прессы, кино и телевидения здесь не только большие возможности, но и немалый долг. — Что ж, просим рассматривать этот материал как частичное покрытие долга. Интервью вел Г. ЗИНГЕР Фото С. Ветрова 25