Навстречу XXV съезду КПССПять лет назад в Ярославле, с моторного заврда начиналась автоэкспедиция по автомобильным заводам на Волге, организованная редакцией «За рулем» к столетию со дня рождения В. И. Л енина . С тех пор многое здесь изменилось. И не удивительно: тогда мы были на пороге девятой пятилетки — теперь она завершается. У входа в управление, рядом с вывеской «Ордена Ленина моторный завод» появилась новая: «Производственное объединение «Автодизель». Когда идешь па территории завода, бросается в глаза ряд новых корпусов справа от центрального проезда. Это современные цехис автом атическимилиниями , н овейшим оборудованием и часто новой продукцией-. Светлая просторная площадь перед заводом хорошо видна из кабинета генерального директора . На ней стоят «икарусы», предназначенные для гостей. Сейчас на заводе принимают делегацию фирмы «Даймлер-Бенц». Мой собеседник, руководитель «Автодизеля» А. М. Д ОБРЫНИНкратко , точно ив то же время как-то неторопливо рассказывает отом , что ближе всего директ орскомусердцу , — о выполнении плана. На просьбу сказать несколько слов о себе — для читателей журнала — он лакон ично отвечает: «Моя биография проста — работа на двух заводах». Да, на рыбинском моторостроительном и ярославском моторном. Но, наверное, не так проста эта биография: у ченик фабзавуча, авиационный техникум , заочное отделение Ленинградского индустриального института . Трудовой путь от ток аря до директора завода. Ярославский моторный возглавил в 1961 году. З а последние годы, и в частности за годы девятой пятилетки , Я МЗ стал крупнейшими передовым моторным производством. Десять лет подряд он среди лучших предприятий Министерства автомобильной промышленности удостаивается переход ящихКрасныхзнаменЦК КПСС, Совет а Министров СССР, ВЦСПС иЦКВЛКСМ , Министерства автомобильной промышленности иЦК профсоюза рабочих маши ностроения. Большими трудовыми достиж ениями встречает коллектив ярославс ких моторостроителей XXV съезд нашей партии. Авторитетный руководитель, лауреат Государственной премии СССР, один из авторов большой книги « К омплекснаяси стема управления качеством», А. М. Добр ынин —> большой патриот ярославского завода. Мой первый вопрос к нему касается истории. — Анатолий Михайлович, пятьдесят лет назад автомобили Я — 3 вышли на октябрьсную демонстрацию. К акое значение для отрасли, для народного хозяйства имели первые советские трехтонни и что они собой представляли? — По существу , это событие положило начало отечественному производству большегрузных автомобилей, которое достигло сейчас, к ак вы знаете, больших успехов. Я — 3 появились всего через год после первых АМО — Ф 15 . Ярославский завод одним из первых в отечественной автопромышленности начал серийное производство. Завод до войны выпустил 28 моделей автомобилей и семь типов троллейбусов и после войны еще около 15 моделей. Это не считая специальных тягачей... Ярославцы очень много сделали для отечественного автомобилестроения. Были по существу пионерами в области производства тяжелых грузовиков. Н аш завод ведь и родина первых встране трехосок, самосвала, троллейбуса. И опять же первого советского дизеля. Нын ешние МАЗы иКрАЗыв какой-то степени наследники ярославских машин. В МинскивКременчуг было передано в 50-е годы производство ярославских автомобилей, по этим городам разъехались наши специалисты. Однако вернемся к истории Я — 3 . Небольшую группуконструкторовтрехтон к и возглавлял В. В. Данилов. К работе приступили осенью 1924 года. Автомо-биль проектировался с московским двигателем — от АМО—Ф15, мощностью 40 л. с. (другого не было). К абина — деревянная, т рехместная , с открытыми боковинами и одной дверцей. Фары с ацетиленовыми горелками , г удокс резиновой грушей . Весил грузовик 4,5 тонны и мог развивать скорость до 30 км / ч ас . Изготавливать машину начали в феврале 1925 года по первым, «горячим» чертеж ами осенью закончили сборку двух машин . В восьмую годовщину Октября на улицы Ярославля вышли первые советс киетрехтонкиЯ — 3 . Это была большая победа. С начала 1926 года предприятиеА. М. Добрынинполучило название «Ярославский государственный автомобильный завод». До 1928 года было выпущено 160 трехтонок , а потом перешли на четырехтрнки... Судьба завода необычна. Начавшись какпредприятие автомобильное, он через тридцать слишним лет перешел полностью на моторы. В истории автомобилестроения гораздо чаще заводы соверш али обратный путь: от выпуска отдельных агрегатов к автомобилям. Лебедевское предприятиев Ярославле задумывалось и строилось как автомобильное, но до революции не смогло выпустить ни одной машины . В первые годы Советсной власти здесь делали очень нужное дело — ремонтировали машины . А в 1925 году, к акяуже говорил, построили первые советские трехтонки , которые вышли на октябрьскуюдемонстрацию . С того исторического для нас дня минуло полвека. Теперь это уже совсем другой завод. Люди ицехи , оборудование и масштабы производства. Н аш завод сегодня — к рупней шее встранеи Европе моторостроительное предприятие , головное в объединен ии . Знаменательно, что в ноябре к юбилею первого советского тяжелого грузовика объединение «Автодизель» з акончи ло девятую пятилетку , выполнило свои социалистические обязательства. Это — у всех, к ак говорят, на виду. А еще мы провели комплексмероприятий , которые помогут с 1976 года выпускать дизели с моторесурсом в 10 тысяч часов ( т ак называют в моторостроении срок службы двигателя до капитального ремонта). Первая промышленнаяпартиятаких двигателей уже подготовлена. Для сравнения отмечу, что до 1973 года включительно мы имели моторесурс в6 тысяч часов, а с 1974-го — 8 тысяч. Конечная наша цель — увеличение пробега автомобилей без капитального ремонта до 180 — 240 тысяч километров. Эту работу «Автодизель» давно уже проводит совместно скременчугским автозаводом. В 1972 году она была одобрена в специальном постановлении Цк КПСС. Сейчас мы работаем в содружестве с МАЗом, Н АМИ , первым автокомбинатом Главмосавтотранса и московским авторемонтным заводом № 1.' — В постановлении ЦК КПСС увеличение моторесурса двигателей и пробега автомобилей рассматривалось как важный шагв повышении качества продукции... — Опыт наших предприятий показывает, что повышение качества — комплексная задача, и решение ее требует системного подхода. Моторесурс, например, мы рассматриваем как основной показатель качества дизелей. У нас создана стройная система управления качеством, получившая название научной организации работ по повышению моторесурса, или, с окращенно , с истема ' Н ОРМ . Она позволяет охватить все стороны дела. Основа системы — комплексный, плановый подход к этой межотраслевой проблеме. Существует тесная связь между моторным заводом, автомобильными предприятиями, с тавящими ярославские моторы на свои машины, и транспортниками, э ксплуатирующими автомобиль. Система НОРМ управляет качеством исходя из информации и опыта всех звеньев этой неразрывной цепи. Служба надежности, учитывая рекомендации потребителя, научно обосновывает и планирует мероприятия по улучшению качества, увеличению ресурса. Объединение «Автодизель» ежегодно заключает договоры с сорока отраслевыми НИИ , К Би вузами. Идет настойчивый поиск путей дальнейшего повышения качества моторов. Много сделали для создания системы НОРМ партийные организации заводов объединения, возглавившие всю эту работу. П рактикауже подтвердила эффективность НОРМ . Многие наши предложения, в ключающие повышенные требования к сырью, м атериалам , к омплектующим изделиям, оборудованию и инструменту, закреплены в государственных стандартах и будут способствовать дальнейшему улучшению качества моторов. Социалистическое соревнование, развернувшееся сейчас в объединении, помогает нам подойти с высокими показателями к десятой пятилетне — пятилетке качества. Главным тути будет рубежв 10 тысяч часов моторесурса.— Если суммировать все достижения , чего добилось объединение в девятой пятилетне? — Я назвал только основное. Что еще? В девятой пятилетке родился тутаевский завод дизельных агрегатов, построен новый завод дизельной аппаратуры , начин ающий выпускать узлы для КамАЗов. Созданы дизели ЯМЗ — 740 и «741» для камсних грузовиков — базовая модель прошла все испытания, и чертежи переданы в производство. Ну, и еще одно — в девятой пятилетке на базе ЯМЗ родилось объединение «Автодизель». Кроме моторного — головного — и двух названных заводов в состав объединения входит ярославский завод топливной ап паратуры. На базе тутаевсного филиала мы рассчитываем создать еще одно, пятое предприятие объединения — современный авторемонтный завод. Производительность труда возросла у нас на 30 процентов. — С кажите , Анатолий Михайлович, для какихмашин теперь выпускает дизели ваше объединение? — Ярославские моторы идут, к ак известно, на автомобили КрАЗ , М АЗ , т ягачи МоАЗ, самосвалы БелАЗ, а также на колесные тракторы «Кнровец», автокраны, автопогрузчики, экскаваторы, с креперы , буровые установки, дизель-электрические станции идажекатера . К ак видите, диапазон большой. Четырнадцати модификациям наших дизелей в девятой пятилетке присвоен Знак качества. Это примерно 85 процентов всей продукции. ...Так незаметно перенеслись мы из событий полувековой давности в день сегодняшний. Н аш разговор возобновился на другой день, в машине — по средам у директора оперативка в тутаевском филиале объединения. По дороге говорили о Ярославле. В 1927 году здесь Маяковс кий зачитал со сцены театра свой «лучш ий стих»: Р укоплещи , ярославец, — маслобой и текстильщик... Старому городу текстильщиков моторный завод, вместе сшинным , сложил новую, автомобильную судьбу. И это влияние растет, распространяется на область. В Тутаеве поражаетразмах современного промышленного строительства. Сдана первая очередь завода дизельных агрегатов. К стати , недалеко отсюда — родина космонавта В. Терешковой, которая начинала тоже , можно сказать, с автомобильного дела — в семнадцать лет собирала кордовые кольца на шинном заводе. Н аша беседа подходит к концу. — Пожалуйста, несколько слов о новых разработках. — Прежде всего, это камазовские Двигатели мощностью 210 л. с. Мы работаем над конструкциейеще более мощных дизелей, которые пойдут на тяжелые автопоезда. Для производства этих новых моторов и строятся новые цехи, возводятся корпуса, которые вы видели в Ярославле и Тутаеве, идет реконструкция действующ их цехов. Одна из разработок нашего нонструкторско-экс пери ментального цеха — газотурбинный двигатель мощностью 1200 л. с. Первые образцы его отправлены на испытания на Белорусский автозавод. — Благодарим Вас, Анатолий Михайлович, за беседу. Позвольте от имени читателей журнала поздравить коллектив «Автодизеля» с успешным завершением девятой пятилетки . Н. С ЕМИНА , спецкор «За рулем» г. ЯрославльНа ЯМЗе — с амоесовременное оборуд ование . Перед намиавтоматическая лин ия для обработки блоков шести- и восьмицилиндровых двигателей. Наряду снаращиваниемпроизводствадвигателейобъединение «Автодизель» ведет большую научно-исследовательскую работу. На снимке — л абораториядля исследования газодинамическихтрактов турбокомпрессора. Фото А. Г анюшинаи из фондов музея моторного завода-ГО