ТЕХНИКАБелАЗыf/t углевозыV-образный ЯМЗ—240 рабочим объемом 22,3 л. Наибольшая мощность двигателя 360 л. с. при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 130 кГм при 1500 об/мин. На БелАЗ—7525 — четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизель с турбонаддувом — ЯМЗ—240Н. Наибольшая мощность его — 500 л. с. при 2100 об/мин, крутящий момент — 180 кГм при 1500 об/мин. Оба автомобиля имеют гидромеханическую трансмиссию, двухвальную карданную передачу открытого типа и задний мост с главной и колесной передачами. Рама у них — сварная, л онжероны — коробчатого сечения. Передняя и задняя подвески — на пневмогидравлических цилиндрах (пневматические рессоры поршневого типа с гидравлическими. амортизаторами). У 27-тонного самосвала на передней и задней подвесках применяется по два пневмогидравлических цилиндра, у 40тонного — на передней два, а на задней — четыре цилиндра. Ш ины соответственно размером 500—635 и 570838. Что касается рулевого механизма, то в нем применено современное устройство — гидроусилитель. Механизм двухступенчатый: винт — шариковая гайка и рейка-сектор. Рабочий тормоз барабанного типа снабжен пневматическим при-Из года в год увеличивается у нас до ­ быча угля, сланца и других полезных ископаемых. Не только в перевозке, но ив самом процессе разработки их участвуют автомобили. Высокопроизводительные специализированные самосвалы стали важным звеном общего технологического цикла добычи полезных ископаемых, например, в открытых карьерах. Необходимость в большегрузных самосвалах у горняков непрерывно растет. В 1972 году Белорусский автомобильный завод приступил к выпуску таких автомобилей грузоподъемностью 27 и 40 тонн — БелАЗ—540А и БелАЗ—548А. На их базе созданы сейчас автомобили-самосвалы БелАЗ—7510 и БелАЗ—7525, специально предназначенные для перевозки полезных ископаемых с низким удельным весом, таких, как уголь. Использование грузоподъемности автомобилей в этих условиях зависит обычно от объема их платформ. Геометрический объем кузова новых карьерных машин значительно увеличен. Если у самосвала БелАЗ—540А он составляет 15 м3 , то у нового, аналогичного автомобиля-углевоза БелАЗ—7510 — 19 м3 , а с «шапкой» при естественном угле откоса груза в 30 градусов — 23,5 м3 . Геометрический объем кузова БелАЗ—548А равен 21 м3 , а у нового углевоза БелАЗ—7525 он увеличен до 27,3 м3и3с «шапкой» составляет 33,8 м . Самосвалы БелАЗ—540А и БелАЗ—7510 предназначены для работы с экскаваторами, и меющими емкость ковша не более 6 м\ а БелАЗ—548А и БелАЗ—7525 — до 8м3 . Кузова новых автомобилей металлические, сварные, ковшового типа, с наклонным днищем икозырьком над ка-Б елАЗ —7510.•нннннбиной; основание и борта связаны усилителями коробчатого сечения (контрфорсами) и обогреваются отработавшими газами. Увеличение объема кузова, естественно, привело к некоторому утяжелению автомобилей: сухой вес БелАЗ—540А составляет 20 160 кг, БелАЗ—7510 — 20 800 кг, а автомобилей БелАЗ—548А и БелАЗ—7525 — 27 900 и 28 400 кг. Весит БелАЗ—7510 в снаряженном состоянии 21 600 кг, полный вес его — 48 600 кг , тогда как у БелАЗ—7525 эти показатели равны соответственно 29 300 и 69 300 кг. Новые белорусские углевозы снабж енымощными двигателями. На самосвале БелАЗ—7510 устанавливается четырехтактный двенадцатицилиндровый водом, раздельным для передних и задних колес. Самосвалы-углевозы имеют цельнометаллическую одноместную кабину с одной дверью. Она отапливается от системы охлаждения двигателя, а вентилируется через дверь с опускающимся стеклом и специальный люк в крыше. Максимальная скорость обеих машин 55 км/час, путь торможения со скорости 40 км/час — 22 м, а различаются они контрольным расходом топлива: при скорости 40 км/час первый, БелАЗ—7510 требует 100 л, а БелАЗ—7525 — 120 л на 100 км П.УТИ. Новые самоовалы успешно работают в угольных карьерах. Е. МАТВЕЕВ