30
31
32
33
ОДИННАДЦАТЬАВТОРАЛЛИТри дня дороги Литвы были огромнымавтодромом . И все это времянаних ни на секунду не затихалажаркая борьба лучшихавтомобилистовстраны , оспарив авшихглавныепризывфинале VI летней Спартакиады по ралли . В столицу республики , где давалсястарт соревнов аниям , п рибыло сто десятьмашин , я ркораскрашенных , со спортивными номерами — «волги», «жигули», «москвичи». Здесь собрался весь цвет наших ралли: три заслуженныхмастера спорта, д есять мастеров спорта международного класса — к аждаяреспубликастремилась выделить самых лучших, самых достойных. Особую значимостьстартамв Вильнюсе придавалообстоятельство , ч то дав алисьонивтовремя , когда финалы летнейСпартакиады по военно-техничес кимвидамспорта подошли ксвоему экватору. Был уже известен лидер — с борная РСФСР, вслед занейшлис неб ольшимотрывомколлективы Москвы иУкраины . Итоги ралли могли внести корр ективывположениекомандв турнирной таблице. Борьба началасьеще до начала соревн ований . И первымивнеевступили трен еры . Задача, к оторую они решали , была не излегких — з аранее определить экипажидлякомандногозачета . Тут было над чем подумать : ведь требования жесткие — н азываютсятриэкипажа , по одному вкаждомклассемашин , а зачет по всем трем. .«Стоит одному сойти — и команда лишается надежд на высокое место . Вновь ивновьвзвешивалисьвсе «за» и «против». Кто полагался на свой опыт, к то на интуицию . В расчетбралиивозможностигонщиков — их спортивные, п сихологические , в олевыекачестваи подготовку машин . Й еще одна задача стояла перед руководителями команд: так разместить технические службы, чтобы внужныймомент они могли прийти напомощь своим спортсменам . Соревнования предстояли сложные. Д истанция более 1300 километров . И хотя проходила она в основном по прек раснымдорогам , где скорость огранич енаивремени от KB до KB предостаточно, но дополнительныхсостязаний было почти тридцать] Слалом, д ве ипподромн ые гонки, а остальные — с коростныеучастки по грейдеруипроселкус полным набором раллийных сложностей — з акрытые повороты, извилистые спуски и многое, многое другое. С редняя скор остьздесь доходила до 120 километров вчас , и от экипажейтребовалась исключительная четкость, собранность, словом, и стинноемастерство . На скоростн ыхучастках счет велсянасекунды , и каждая из них могла тебя выдвинутьвчислолидеров или, наоборот, о тброситьв группу аутсайдеров. Т ысячизрителейпровожали участников втрудный путь. Слалом, первый 30с коростной участок, второй, третий... И вот ужесночнойтрассыпришла нов ость : к омандаУкраины , которой прочили место впризовойшестерке , идет не в полном составе . З аслуженный мас терспорта Э. Б аженовснапарником В. П авловичемпрекратили гонку из-за неисправности машины. Следом поступило сообщениео том, ч то прошлогодний чемпион А. Ш ишковпотерпел неудачу: м ашинаперевернулась . Правда, к чести экипажа он не покинул трассу , прод олжил борьбу и сумел преодолеть первый ивторой круги, где определялись командные результаты. А лидерство между тем захватили братьяГирдаускасы — Каститис и Арвидас (Литва). Х орошеевремяна дополнительных испытаниях показывала чета Козырчиковых — Анатолий и Галина (РСФСР). Совсем немного им проигрыва ­ ли эстонцы Э. К абрал — У. Л аанеотс , москвичи Е. Б езногое — А. П еченкин . Среди лидеровтакжеэкипажвсоставе известного раллиста мастера спорта международного класса С. Б рундзыимастераспорта Л. Ш увалова . Но уних не всеблагополучносдвигателем . В ходе гонки нетвременидляустранениянеисправности , в рядли его хватитивперерывемеждупервымивторым кругом, в едь по расписаниюдля него отведено всего два часа. У Стасиса, к акизвестно , это случается не впервые . Стоит вспомнить прошлогодний чемпионат . Д важдыспортсмен оказывался в таком же затруднительном положении , но выходил из него. А как на этот раз? Новое сообщениестрассыотвлекло на некотороевремявнимание от экипажаБрундзы . Автомобиль БорисаКарпова — один изтрех , с оставляющихкоманду РСФСР, п рекратил гонку — выш елизстроядвигатель . И хотядва других экипанса — К озырчиковы (ВАЗ — 2103) и Н. Е лизаров — А. Скороделов («Волга» ГАЗ — 24) идут хорошо , командн ая борьба российскимигонщикамиуже проиграна. После этого основнымипретендентами на победу сталираллисты Литвы, Москвы, Эстонии иЛатвии . Не теряли надежд на успехиколлективыБелоруссии , Лен инграда . Судьба желитовскойкомандыпо - п режнемуцеликомзависела от выступ ленияэкипажаБрундзы . Дойдет ли он? И вновь этот замечательныйспортсмени его штурман Лев Шувалов (в таком соч етании они выступаливпервые ) блеснули выдержкойимастерством . Они не только сумели закончить два командных круга , но ивышлина общее пятое место. Этого оказалосьдостаточным , чтобы первое место братьев Гирдаускасов ивторое И. В айтенаса — О. Трунова сталив итоге победнымидлякомандыЛитвы . Ни 62 очка отстали москвичи , а разрыв между ними и эстонцами составил лишь три очка. Так завершиласькомандная борьба. А двадцать лучших экипажей из каждого класса получили правооспаривать личное первенство . Им предстоялоночьюНа этих страницах мы рассказываем о пяти финальных автомотосоревнованиях по программе VI летней Спартакиады народов СССР, состоявшихся в разных городах нашей страны, — ралли (Вильнюс), мотоболе (Полтава), шоссейно-нольцевых мотогонках (Таллин), к артинге ( К урск ) и спидвее (Тольятти). На верхнем снимке справа — сборная команда РСФСР — победительница Спартакиады по спидвею. Фото В. Биншток, Р. Вамбута, Г. Ухова, В. Хватова и В. Ш иршовап ройтисвыше 500 километров , из них почти 150 — с коростныеучастки . Вновь спор шел буквально на секунды. И вновь опытным турнирным бойцом показал себя С. Врундза. В перерывемеханикиуспелиустранитьнеисправностьв двигат елемашины , и гонщикстал методично на каждомскоростномучасткеотыгры ­ в атьусоперников по 5—10 секунд . Фин ишировал он уже победителем вклассе «Москвич—412» и ВАЗ —2103. Среди тех, кто выступална ВАЗ — 2101, самой высокой похвалызаслуживаетэкипаж братьев Гирдаускасов , к оторый отлично про- ФИНАЛОВвел всю гонку случшим временем, с тав победителем в абсолютном зачете . Финал по раллив Вильнюсе, бесспорно, стал одним из самыхярких , интересн ыхисерьезных соревнований, к акие когда-либо проводились у нас встране . Словом, это был финал , достойный Спартакиады. А. ЛУБЕНСКИИ г. Вильнюс Результаты финала VI летней Спартакиады народов СССР по авторалли и чемпионата страны Личный зачет. VII класс (ВАЗ —2101): 1. К. Гирдаускас — А. Гирдаускас (Литовс кая ССР); 2. А. Р ейманис — А. Звингевиц (Латвийская ССР); 3. Ю. Козлов — • Н. Губачев (Москва); 4. Г. Ш тельмокас — А. Дауноравичюс (Литовская ССР); 5. А. Акинин — В. Савинский (Ленинград); 6 Я. Мельдер — Ю. Каасик (Эстонс кая ССР). VIII класс («Москвич—412», ВАЗ—2103): 1. С. Б рундза — Л. Шувалов (Литовская ССР); 2. А. К озырчиков — Г. К озырчикова (РСФСР); 3. Е. Безногое — A. Печенкин (Москва); 4. Э. Кабрал — У. Лаанеотс (Эстонская ССР); 5. В. Спрукт — А. Калнайс (Латвийская ССР); 6. Б. Соотс — А. Мандре (Эстонс кая ССР). X класс («Волга»): 1. В. Козлов — Г. Чурбанов (РСФСР); 2. А. Озолиньш — Я. Граудиньш (Латвийская ССР); 3. Н. Елизаров — А. Скороделов (РСФСР); 4. С. Вукович — В. Матречко (Украинская ССР); 5. В. Назимов — B. Ильин (Ленинград); 6. И. Вайтенас — О. Трунов (Литовская ССР). Командный зачет. 1. Литовская ССР; 2. Москва; 3. Эстонская ССР; 4. Латвийс кая ССР; 5. Ленинград; 6. Б елорусская ССР.МОТОГОНКИ по ГАРЕВОЙ ДОРОЖКЕ25-летняя трудовая биография коллектива ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени «Куйбышевгидростроя» — это сооружение Волжской ГЭС и Волжского автомобильного завода, это ввод вэксплуатацию новых мощностей по выпускукапролактама , синтетического каучука, м инеральных удобрений и многое, многое другое. З адания девятого пятилетнего плана по объему строительно-монтажных работ и росту производительности труда строители имонтажники «Куйбышевгидростроя» выполнили за четырес половиной года. С этой замечательной победой их поздравили Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР. Трудовой праздник куйбышевгидрос троевцев совпал спраздником спортивным. На стадионе «Строитель» спорттехклуба ДОСААФ «Куйбышевгидростроя» в городе Тольятти проходили финальные соревнования VI летней Спартакиады народов СССР в мотогонках по гаревой дорожке . Два дня сильнейшие мастера трека оспаривали наградыв личном и командном первенствахстраны . Путь кфиналудляучастников лежал через сито отборочных стартов. Шестнадцать претендентов на победу в личном зачетеичетырекоманды — Ленинграда, Латвии. РСФСР иУкраины — завоевали это право после соревнований в Ереване, Даугавпилсе, Полтаве, Черкесске, Новосибирске, Стерлитамаке, Ленинграде, Б алаковои Уфе. Надо сказать , что тренерам «большой четверки», п рибывшей на финал , повезло гораздо больше, чем наставникамраллистов, мотокроссменов и мотомногоборцев. Тем пришлосьзаранее определ ять зачетных, к омандных гонщиков. В спидвее же командное первенство проходило после личного, когда вопрос, кто есть кто. был ужерешен . В этом смысле в самом привилегированном положении оказался тренер сборной Российской Федерации, известный в прошлом гонщик Всеволод Нерытов. Для него назвать состав команды было проще простого: в личном первенстве Спартакиады и чемпионата страны первые четыре места достались спортсменам РСФСР. Эти гонки вопреки ожиданиям прошли относительно спокойно. Остроты им не придало и то. что среди финалистовоказались действительно самые сильнейшие : лидеры прошлогодних чемпионатов страны — братья Владимир и Валерий Гордеевы (Балаково), их товарищи по сборной Григорий Хлыновский и Виктор Трофимов (Ровно), опытнейшие Юрий Дубинин и Владимир Пазников из Новосибирска, Георгий Иванов и Владимир Смирнов из Ленинграда, Анатолий Кузьмин из Даугавпилса. Видимо, б ольшинство участников явно экономило силы для главной гонки Спартакиады — командной. Вот почему так мало было в первый день соревнований боевых, зах ватывающих поединков. Вяло выступал Г. Хлыновский, несколько заездов пропустил А. Кузьмин. И лишь тогда, когда на дорожку выезжали братья Гордеевы. Н. Корнев из Уфы, новосибирец В. Кузнецов и В. Трофимов, можно было почувствовать, что спор идет за медали. Первые же серии стартов поставили шлагбаум на пути квысшей ступени пьедестала почета Кузьмину, Хлыновскому, Дубинину, Пазникову, Смирнову и Иванову. После восьмого заезда к ним примкнул чемпион страны двух последних лет Вл. Гордеев. Вначале он уступил 26-летнему новосибирцу В. Кузнецову, а 31 затем своему младшему брату Валерию. Поединок между ними закончился новым рекордом трека — 76,4 сек. А его автор — 22-летний студент Саратовского политехнического института Валерий Гордеев впервые стал чемпионом Спарт акиадыи Советского Союза (15 очков из 15 возможных!). Судьба серебряной медали решиласьв дополнительном заезде, где встретилисьнабравшие по 12 очков Вл. Гордеев и В. Корнев из Уфы. Его уверенновыигралгонщик из Башкирии — в оспитанник заслуженного мастера спорта Габдрахмана Кадырова. Таким образом. Уфа после долгого перерыва , наконец, вновь обрела призера Всесоюзных соревнований . Совсем по-иному прошла командная гонка. Стремление буквально каждого участника принести максимум очков для своей команды , ответственность за ее общий результат сделали старты второго дня на редкость бескомпромиссными. Н еузнаваем был Г. Хлыновский. Настойчивость всочетаниистактическим мастерством приносили ему в заездах одну победу за другой. И не только ему. В одном из заездов Вл. Гордеев на целую секунду улучшилрекорд трека, у становленныйнакануне его младшим братом. В этот день он вообще ни разу не проиграл, став с 12 очками самымрезультативным гонщиком командныхсоревнований . В. Корнев вырвал победу на последних метраху О. Гинтера, к оторыйлидировалс момента старта . Такие эпизоды были чуть ли не в каждом заезде . По 11 очков принесли своей команде младший Гордеев. В. Корнев, Г. Хлыновский. С полной отдачей сил боролись А. Кузьмин, О. Гинтер (Латвия), В. Р ожанчуки В. Селиванов (УССР), В. Ч истяков (Ленинград). Команде РСФСР удалось опередить гонщ иковУкраины на 13 очков, тем не менее этого преимущества она добилась ценой огромных усилий. Л ишь под занавессостязаний определ ился третий призерСпартакиады . Шедш ие все время очко в очко команды Латвии и Ленинграда волей жребия поручили поставить последнюю точку в этой напряженной борьбе А. Кузьмину и Г. Маркатанову. Анатолий грамотно провел поединок ипринескоманде Латвии бронзовые награды. Таким образом, с енсацийвфинальныхстартах летней Спартакиады народов СССР по гаревым мотогонкам не произошло. Команды занялив турнирной таблице места, соответствующие их вкладу в развитие нашего спидвея. Остается добавить, что всоревнованияхприняло участие лишьдесятьсборных коллективов. Цифра, явно не соответствующая огромной популярности этого вида мотоспорта внашей стране. В заключениенельзя не отметить отличную организациюфинальных соревнований в Тольятти. Участников Спарт акиады пригласили посетить Волжский автомобильный завод, п раздничным , красочным было открытиеизакрытие каждого дня гонок. Да и дорожку, н есмотря на дождь, подготовили отменно. Словом. стадион «Строитель» поддержал свою репутацию одного из лучших мототреков. Тысячи зрителей, з аполнявших его трибуны, думается, надолго запомнят эту встречу случшимигаревикамистраны Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» г. Тольятти Результаты финала VI летней Спартакиады народов СССР в мотогонках по гаревой дорожке Личное первенство: 1. Вал. Гордеев (РСФСР, г. Балаково) — 15 очков; 2. В. Корнев (РСФСР, г. Уфа); 3. Вл. Гордеев (РСФСР, г. Балаково) — по 12; 4. В. Кузнецов (РСФСР. г. Новосибирск) — 11; 5. Г. Иванов (Ленинград); 6. В. Трофимов (Украинская ССР. г. Ровно) — по 9 очков. Командное первенство: 1. РСФСР — 42 очка; 2. У краинская ССР — 29; 3. Л атвийская ССР — 14; 4. Ленинград — 11 очков.КАРТИНГУдивителен все-таки этот картинг . Ну вкаком другом соревновании могут выступать 14-летние мальчишкии убеленные сединой автомобилисты, которым скоро стукнет пятьдесят? Где еще встрет ишь на старте в качестве участников 32отца и сына? Да, такое можно увидеть только вкартинге — спорте, доступном и любимом людьми разныхвозрастовипрофессий . И еще одним доказательством тому стали финальныесоревнования VI летней Спартакиады народов СССР. с остоявшиесяв Курске, городе, к оторый по праву называютколыбелью советского картинга . Сюда прибыло около 250 спортсменов из всех союзныхреспублики городов Москвы и Ленинграда. Любопытен был возрастной состав участников : н арядусюношами - ш кольниками здесь за победу боролись 44-летние А. Иванов (Ленинград, В. Б ортниеки Я. Им (Латвия), 48-летний Б. Сорокин (Туркмения) и другие ветераны советского картинга — они прошлислюбимым видом спорта все его пятнадцатьспортивных сезонов. В команде латышей мы увидели шофера ив города Риги Гунтиса Скрейя и его сына Андриса. Вероятно, необычной пок ажетсяипрофессиональный состав учас тниковкурских стартов: к рутые вираж икартинговойтрассы лихо преодолевали автослесари, студенты, оптики, врачи, и нженеры , водители, радисты, пилоты. Несмотря на разный возраст, служебное положение, здесь все были равны . И все же большие шансы на успех имели сборные коллективы РСФСР, Москвы, Ленинграда, Латвии и Грузии. Именно в этих республикахкартинг достиг серьезного прогресса, именно тут достаточен выбор высококлассных спортсменов. Опорой и главной надеждой этих команд были члены сборной страны . успешно выступающие сейчас врозыгрыше Кубка дружбысоциалистических стран, — М. Густешов и А. Мирзоян (Москва), П. Б ушланови В. Чуваев (РСФСР), Р. Акопов (Грузинская ССР) и другие сильнейшие картингисты. С оревнования на курскойтрассе отк рыли юноши на машинах класса 50 см 3 . И наверно , не было в этот момент среди присутствовавших человека, который так остро переживал бы за исход гонки, к ак Илья Тихомиров. Нет, заслуж енныймастер спорта, обладатель ми. ровых достижений в рекордных заездах на автомобиле сгазотурбинным двигателем, не пересел на юношескийкарт . Волновался он за сына Валерия. Перв ые два старта (а в каждом классе пров одятсячетыре заезда) ю ныйкартингист выиграл, но Тихомиров-старший, уловив в голосе двигателятревожные нотки, реш илвтретьемзаездепересадить Валер ияназапаснойкарт . Э ксперимент оказ алсянеудачным — л ишь четвертое место. П ришлосьвернутьсякпрежнему варианту. Он-то ипринес победу. Таким образом, и звестнаяавтоспортивная фам илия «прописалась» и вкартинге . Ученик восьмого класса Валерий Тихомиров принескоманде Москвы первые 100 очков. Л ишь 10 очков уступил победителю представитель Российской Федерации В. Щекин, з анявший второе место. З аездыюношей стали как бы прологом острейшей дуэли между картингистами Москвы и России. Стартуют участники на машинахкласса 175 см 3 , и счет становится равным : это дебютант сборной страны П. Б ушланов из Магнитогорска легко побеждает во всех четырех заездах. а москвич М. Густешов финиширует вторым. Самыми драматичными были, пожалуй, з аезды 3ю ношей на машинах класса II (125 см с коробкой передач). Сначала дважды выигрываетгрузинский гонщик Р. Васадзе. У В. Пикулева (Москва) и В. Калачева (РСФСР) с овершенно одинаковые результаты в заездах — вторые ишестые места. Затем победы добивается Калачев. Перед последним стартом он можетрассчитывать , к ак минимум, на общее второе место вслед за Васадзе. И тут лишнийазарт подвел гонщика : при обгоне он столкнул карт грузинского гонщика илишил его, к азалось , верной золотой медали. Первым жев этом заезде финишировал В. Пикулев, которому врезультатеидосталасьвысшая награда. Второе итретье места заняли соответственно Васадзе и Калачев. Неудача, к ак правило, не приходит в одиночку. В. Чуваев — одна из главных надежд команды России — в соревнованиях мужчин на картах этого же класса не принес ни единого очка. А москвич В. Корелов, х отяи был восьмым, все же добавил в общую копилкустоличныхкартингистов 64 очка. Это в конце концов ирешило исход борьбы в их пользу. В судейском протоколе личного зачетафинальных спартакиадных стартов по картингу можно было увидеть в основном лишьзнакомыефамилии . Да, ч лены сборной команды А. Таскин, М. Р ябчиков . П. Б ушланови их товарищи вновь подтвердили свое право защищать честь советского картинга на международных соревнованиях. Разнообразие тактических средств ведения гонки, о тличная подготовка машин, х орошаяфизическая подготовка — все это и принесло им успехи медали. Приходится, однако, отметить, что карты , подготовленные ленинградским заводом длл членов сборной, заметно отличаются от тех, на которыхвыступает масса гонщиков. Завод поче му-то упорно не хочет вносить нововведения, о правдавшие себя на такназывае ­ мых уникальных машинах, в серийную продукцию. А это создает неравные условия для спортсменов. Ю. СТАВРОВСКИИ, мастер спорта, с тарший тренер сборной команды страны по картингу г. К урск Результаты финала VI летней Спартакиады народов СССР по картингу и чемпионата страны Личный зачет. Юноши. Класс V3 (50 см ): 1. В. Тихомиров (Москва); 2. В. Щ екин (РСФСР); 3. М. Иле (Латвийс кая ССР); 4. А. Федорцев (Литовская ССР); 5. В. Карабан (Украинская ССР); 6. Ю. 3Шеховцов (РСФСР). Класс II (125 см с коробной передач): 1. В. Пикулев (Москва); 2. Р. Васадзе (Грузинская ССР); 3. В, Калачев; 4. А. Лотков (оба — РСФСР); 5. Б. Б абушкин (Ленинград); 6. М. Киви (Эстонская ССР). Мужчины. Класс I (125 см 3 без коробки передач): 1. Р. Акопов (Грузинская ССР); 2. А. Зайцев; 3. А. Сафонов; 4. Е. Клубов; 5. В. Гудков (все — Москва); 6. В. Деминас (Латв ийская ССР). Класс II (125 см 3с коробкой передач): 1. А. З аградин (Ленинград); 2. В. Иванченко; 3. А. Порожский (оба — РСФСР); 4. Р. Хидашели (Грузинс кая ССР); 5. М. К иркилас (Литовская ССР); 6. В. Б айнов (РСФСР). Класс III 3 (125 см с коробкой передач, международный): 1. А. Таскин; 2. М. Р ябчиков ; 3. М. Густешов; 4. А. Мирзоян (все — Москва); 5. В. Чуваев (РСФСР); 6. Н. Попов (Украинская ССР). Класс IV (175 см 3 ): 1. П. Б ушланов (РСФСР); 2. М. Густешов; 3. А. Таскин; 4. А. Мирзоян; 5. М. Рябчиков; 6. А. Ковалик (Белорусская ССР). Командный зачет: 1. Москва; 2. РСФСР; 3. Ленинград; 4. Г рузинская ССР; 5. Латв ийская ССР; 6. Эстонская ССР.ШОССЕЙНОКОЛЬЦЕВЫЕ МОТОГОНКИБолее двух с половиной месяцев отделяли заключительный этап финальныхсоревнованийСпартакиадыи чемпиона-" та страны по шоссейно-кольцевым мот оциклетным гонкам от первого. За это время участники померились силами в Вильянди и дважды в Риге. И вот на известную трассу Пирита в Таллине собрал ись более 200 спортсменов, чтобы зав ершитьспор за награды . Л ичные места определялись по трем лучшим результатам, к омандные — по всем четырем . Это придавало особую значимость последнему этапу. Три предыдущие встречи оставили для участниковталлинскихстартов только 5 из 11 вакантных мест на высшей ступени пьедестала почета. Уже недосяг аемыми для соперниковвышли на старт Л. Тулл (175 см 3 ), М. Р ейнуп (250 смз), М. К равченко (125 см 3 ), А. Олейников (125 см 3 «Б»),3 О. Чесноков — Л. Самсонов (750 см 3с коляской) и Р. Айзстраутс (50 см ). Совсем по-другому развивалисьсобытияв командном зачете . Здесь на предыдущихэтапах опр еделилась группа лидеров, но борьба за первое место была еще впереди. Среди претендентов больше всего шансов имели спортсмены Латвии и Эстонии. П ервыенаходилисьв более благоприятных условиях, т аккак имеют в своем распоряж енииспециальную трассу. На стороне вторых — «родные стены» и традиции — к ак - н икак они пионерыв кольцевых гонках, а ктивныеучастники всех без иск лючения встреч на кольце. После первых двух этапов эстонцы опережалилатышей на шесть очков. Запас прочности минимальный . И действительно, стоило на третьем этапе судейской коллегии аннулировать за нарушение технических условий результат юноши, п ришедшего первым, к ак потеря ста очков сразуже отодвинула команду Эстонии на второе место. Р еально претендовала на победу и команда Белоруссии. В ее состав входили армейские гонщики, чемпионы разных лет — Б. Юдин, М. Рейнуп и А. Московка. Отставая от лидера всего на 57 очков, эти асышоссейных гонок вполне могли перетянутьчашу весов на свою сторону. В такой ситуации тренер спортсменов Эстонии Р. Л аур пошел на риск. Он отказался от осторожной командной тактики (лишь бы дойти до финиша ) и настроил своих питомцев только на победу. Это оправдало себя: Л. Тулл и Л. Тээсалу принесли своей команде 200 очков и вывели ее на первое место. «Козыри» латышей — 3. Р ешетникаи И. Блумфельдс выступили на трассе Пирита менее удачно (соответственно третьеи четвертое места), в результате команда Латвии оказ алась второй. Неудачно выступили на заключительном этапе М. Р ейнупи А. Московка, и коллективу Белоруссии выше третьего места таки не удалось подняться. Не повезло спортсменам Москвы — м ногократнымпризерам первенств страны. Л ишь А. Олейников июноша А. Чиж ов внесли существенный вклад в копилку своей команды. Прошлогодняя чемпионка Л. Кузнецова на двух трассах не получила зачета из-за неисправности мотоцикла, а на последнем этапе сошли оба членакомандывклассе 350 см5 «Б» (спортивные). Остальные зачетные участн ики занимали места в конце таблицы. В итоге столичные спортсмены откатил ись на восьмое место. Скромные результаты показали гонщики среднеазиатских республик, У краиныиАзербайджана . В этом ничего неожиданного нет: ведь они не наездили ни одного километрау себя дома. Не лишне все же заметить, что стремление обеспечить высокиерезультаты на финальныхстартах VI Спартакиады заставило всех без исключениятщательно готовить материальную часть к гонкам. И вот результат — сходов по техническим причинамвспартакиадныхклассах было намного меньше , чем впрошлые годы. Так. н азаключительном этапе из стартовавшихвклассах 175 и 350 см 3 «В» по 31 спортсмену финишировали соответственно 24 и 25. Из 20 женщин закончили дистанцию 17 и из 29 юношей — 20. К сожалению , вновь, в которыйуже аз, не были разыграны медали в классе 0 см 3 — не оказалоськворумав 10 гонщиков. Б ольшая вина здесь завода «Сарк ана Звайгзне», к оторый не только не предоставил обещанного количества гон очных мотоциклов, но и то, что сдел ал , — сделал плохо: мотоциклисты из-за технических неисправностей покидали трассу. В гонках участвовало пятьмашин производства комбината «Вихур» ЦК ДОСААФ ЭССР. В них использованы узлы и агрегаты от разных моделей отеч ественныхизарубежныхмашин . Внешний вид и ходовые качества их оказались на высоте. Отлично провела заключительный этап гонок судейскаяколлегия Эстонии во главе с Харри Мойковым. Г. АФРЕМОВ, спортивный комиссар чемпионата Результаты финала VI летней Спартакиады народов СССР по шоссейно-кольцевым мотоциклетным гонкам и чемпионата страны Личный зачет. Класс 125 см 3 . Юноши: 1. Ю. Б азюков (БССР); 2. А. Фатеев (РСФСР); 3. А. Тилецкий (БССР); 4. А. Чиж ов (Москва); 5. Э. Л иепинып (Латвийс кая ССР); 6. Ю. Веригин (Казахская ССР). Класс 175 см 3 . Ж енщины : 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. 3. Р ешетника (Латвийская ССР); 3. А. Федоренкова (РСФСР); 4. В. Сепала; 5. X. Коллом (обе — Эстонская ССР); 6. 3. Р усиня (Латв ийская ССР). Мужчины: 1. В. Шилов (Латвийская ССР); 2. А. Московка (Белор усская ССР); 3. А. Олейников (Москва): 4. Т. Маро (Ленинград); 5. Я. Сепала; 6. Э. Пуу (оба — Эстонская ССР). Класс350 см «Б»: 1. Л. Тээсалу; 2. С. Мете (оба — Эстонская ССР); 3. Б. Юдин (Белорусская ССР); 4. И. Блумфельдс; 5. К. Кребс (оба — Латвийская ССР); 6. м . Р ейнуп (Белорусская ССР). Командный зачет: 1. Эстонская ССР; 2. Л атвийская ССР; 3. Б елорусская ССР; 4. РСФСР; 5. Ленинград; 6. Литовская ССР. 3 Чемпионат СССР. Класс 125 см «А»: 1. М. Кравченко (Белорусская ССР); 2. К. Ошиньш; 3. Э. Силнньш (оба — 3 Латвийская ССР). Класс 125 см «Б»: 1. А. Олейников; 2. А. Калачев (Белорусс кая CCPJ- 3. В. 3 Лепик (Эстонская ССР). Класс 250 см : 1. М. Рейнуп; 2. К. Ошиньш; 3. Я. Б ерзиньш (Латвий3 ская ССР). Класс 350 см «А»: 1. Б. Юдин; 2. С. Мете; 3. И. Тилл (Эстонская ССР). 3 Класс 500 см с коляской: 1. А. Мельников — В. Седов (РСФСР); 2. О. Чесноков — Л. Самсонов (Москва); 3. X. Рейтель — В. Адер (Эстонская ССР). Класс 3 750 см с коляской: 1. О. Чесноков — Л. Самсонов; 2. В. Паршин — А. Балашов; 3. А. Серопов — Ф. Серопов 3 (оба — Укр аинская ССР). Класс 50 см : 1. Р. Айзстраутс (победитель); 2. А. Смертьев (оба — Л атвийская ССР); 3. С. Лукьянов (Москва).3МОТОБОЛВ пятнадцати городах нашейстраны проходили матчи, входившие в программу VI летней Спартакиады народов СССР по мотоболу. В борьбе участвовало чет ырнадцать сборных коллективов союзн ых республик и городов Москвы и Ленинграда. И почти всюду они пользовались успехом у зрителей, вниманием прессы, радио и телевидения. Один только пример : две игры, проводившиеся в Риге, т ранслировались телевидением Латвии. Да, мотобол, во второй раз включ енныйвпрограмму Всесоюзных спартакиад, приобрел унас большую популярность. Количество команд неуклонно растет, стадионы не пустуют в дни игр. вот только уровень мастерства спортсменов далеко не одинаков. Мотобол всегда славился результативностью, но когда одна команда проводит за матч в ворота другой семь, восемь, т ринадцать безответных мячей — это ужеявныйпризнак недопустимого неравенства сил. Похоже, что некоторые команды, пож елаввыступатьв Спартакиаде, надеялись только на счастливый жребий либо на удачное стечение обстоятельств. Мотобол гсты Армении от своего первого матча втурниреотказались . Грузинские спортсмены , п роигравпервый матч колл ективу РСФСР сразгромным счетом 0 : 13, сочли повторный поединок у себя на поле бесполезными известили своих соперников, что добровольно складывают «оружие». Т акаяпрактичность не украшает спорт, особенно неприятный осадок оставляет онав столь значимых соревнованиях, к акспартакиадные . В связис этим нельзя не отметить и такой факт . Погоня за очками в общекомандном зачете толкнула кое-кого на создание в спешном порядке мотобольн ых команд. В столице Казахстана, к примеру, в прошлом была отличная команда — выступала в первенстве страны по классу «А». Но вот уже несколько лет ее не существует. Тем не менее, мотоболисты Казахстанаоказалисьв списке участников Спартакиады. Собранн ыйвавральном порядке коллектив, конечно. не в состоянии был оказать достойного сопротивления в общем-то несильной команде Узбекистана. Удачливее оказались москвичи. В прошлой, пятой Всесоюзной спартакиаде по военно-техническим видам спорта они заняли место в первой четверке . И это было закономерно: в тот год только в городском турнире участвовало шесть команд. Теперь положение иное — мотобола в Москве просто-напросто не существует. Зато есть команда «Металлург» из города Видное Московской области — участница первенства страны высшей лиги. Она приглашаетсязащищать спортивные цвета столицы на том основании. что большинство ее игроков являются студентами Московского Центрального государственного института физической культуры. Выход был найден, заработано в итоге 15 очков за третье место в Спартакиаде. Но это тот случай, когда результат не соответствует истинному положению дел с мотоболом в городе. Будет обидно, если удачно найденный выход станет правилом и вопрос о создании мотобольной команды в Москве вновь будет решатьсяв год финальных соревнований следующей Спартакиады . Теперь о том, к ак проходил спартакиадный турнир. Ч етырнадцать , а вернеетринадцать команд (коллектив Армении считать, вероятно, не стоит) в ыступали по кубковой системе, с выбыванием. Каждый тур состоял из двух матчей — в гостях и дома. Причем прогноз о том, кто успешнее всех придет к финишу, можно было делатьсовершенно безбоязненно — конечно же, команды РСФСР и Украины. Так оно и случилось. Обе команды провели все матчи без поражений и получили право в двух поединках между собой выяснить обладателей высших наград. Первая финальная игра состоялась в Элисте. Команда Украины выступалакак сборный коллектив: в ее составе были спортсмены из полтавского «Вымпела». Вознесенского «Восхода», «Нивы» (г. Хорол Полтавской области) и из города Стрый Львовской области. Коллектив же РСФСР представлял только элистинский «Автомобилист», все игроки которого входят в сборную страны . Итог этой встречи 4 : 1 в пользу мотоболистов России. Таким образом, лидеры прибыли в Полтаву, где проходила заключительная часть спартакиадного турнира, с большим запасом прочности. Перед последним финалом на городском мототреке состоялась игра за третье место между командами Москвы и Азербайджана. Это был очень упорный поединок. Молодые азербайджанские мотоболисты сражались самоотверженно, четко защищалисьи остро атаковали. Они имели немало выгодных моментов для того, чтобы пораз ить ворота соперников, но в одних случ аях не получались завершающие удары, а в других надежно действовал вратарь москвичей В. Якунин. В конечном счете, все жесказался более высокий класс спортсменов столицы. Они победили со счетом 2 : 0. Оба мяча провел В. Серебряков. Финальная встреча протекала в острейшей борьбе. Соперники действовали, порой переходя грань, дозволенную правил ами . Но вкаждом игровом эпизоде чувствовалось заметное превосходство спортсменов России. В первом тайме Н. Молчанов несильным ударом в нижний угол открыл счет, во втором В. Куз ыченко его удвоил. Героем третьего пеиода стал капитанкоманды РСФСР Й. Анищенко, к оторый провел два крас ивых мяча в ворота хозяев поля. Забив гол престижа (А. Белоусов), у краинские мотоболисты проиграли с тем же счетом, что ив первой встрече. Победителями Спартакиады стали спортсмены Российской Федерации. З аключительный турнир в Полтаве не принес удовлетворения его участникам . Соревнования были организованы откровенно плохо. Достаточно сказать , что устроители финала — обком ДОСААФ и областной спортивно-технический автомотоклуб, зная, к ак минимум, за неделю о составе участников, не позаботились об отправкеспортсменов домой. Поиски проездных билетов они «гостеприимно» предоставили гостям-мотоболистам. Ю. MAHCBETOB, судья всесоюзной категории, главный судья соревнований г. Полтава Результаты финала VI летней Спартакиады народов СССР по мотоболу 1 /8 финала : Москва — Ленинград ( 7 : 0 ; 8 : 0); Л атвийская ССР — Литовская ССР ( 4 : 2 ; 0 : 0); У краинская ССР — Бел орусская ССР (10 : 2; 7 : 0); РСФСР — Эстонская ССР ( 5 : 0 ; 7 : 0); Грузинская ССР — А рмянская ССР (команде Армянской ССР засчитано поражение из-за отказа от игр); . А зербайджанская ССР — Т уркменская ССР ( 4 : 1 ; 4 : 0 ) ; К азахская ССР — Узбекская ССР (0 : 1; 0 : 2). 1 /4 финала: Москва — Л атвийская ССР (1 : 0; 0 : 0); РСФСР — Г рузинская ССР (13 : 0; от второй игры команда Грузинской ССР отказалась); А зербайджанская ССР — У збекская ССР ( 3 : 0 ; 3 : 0 ) . 1/2 финала : У краинская ССР — Москва ( 5 : 0 ; 3 : 1); РСФСР — А зербайджанская ССР (7 : 0 ; 5 : 0). Матч за третье место: Москва — Азербайджанская ССР — 2 : 0 . Финал: РСФСР — Украинская ССР — 4 : 1 ; 4 : 1 . Итоговые результаты : 1. РСФСР; 2. Укр аинская ССР; 3. Москва; 4. Азербайджанс кая ССР; 5 — 7. Л атвийская ССР; Груз инская ССР; Узбекская ССР.зз