Трудные дороги победыВ дни, когда этот номер журнала начнут рассылать подписчикам, финишируют популярные авторалли «Тур Европы», с которыми в последние годы были связаны громкие победы наших гонщиков. Трижды советские спортсмены принимали в них участие и трижды привозили на Родину главные командные трофеи. О том, как закончится «Тур Европы-75», мы сможем рассказать только в январском номере «За рулем» будущего года. А сейчас предлагаем вниманию читателей заметки заместителя главного конструктора по испытаниям московского автозавода имени Ленинского комсомола П. И. ТАРАНЕНКО. В минувшем году он возглавлял команду АЗЛК на этих соревнованиях и вел дневниковые записи.Почти двадцать лет небольшой городок Эрбах, расположенный в северной части ФРГ, к аждую осень притягивает к себе спортсменов-автомобилистов и многочисленных почитателей автоспорта. По традиции здесь дается старт популярным авторалли «Тур Европы», организатором которых выступает западногерманский клуб АДАК , насчитывающий более четырех миллионов членов. В минувшем году соревнования проводились в восемнадцатый раз, а история выступления в них советских спортсменов значительно короче — в Эрбах до этого они приезж али только дважды. «Тур Европы» — это ралли-марафон. Тут разыгрываются два главных приза: «Золотой кубок » за лучший результат четырьмя экипажамии «Серебряный кубок» — по тремэкипажам . На этот раз его участникам предстояло преодолеть 15 тысяч километров по дорогам ФРГ , Чехословакии, Венгрии, Р умынии , Болг арии , Т урции , Ирана, Сирии, Иордании, Ливана, Югославии, Австрии и вновь ФРГ. В тяжелый путь отправился 51 эки п аж на машинах всемирно известных мар ок — « Б МВ » , «Аудиа», «ФИАТ», « С ИМКА » , «СААБ», «Форд», «Порше», «Опель» и другие. Советские спортсмены выступали двумя командами : э кипажи В. Кулгок ин — С. Яковлев, братья К. и А. Гирдаускасы, В. Егоров — А. Мадревиц, Л . Пот апчик — Л . Шувалов, А. Козырчиков — В. Нинолаев стартовали на автомобилях ВАЗ — 2 101 , а С. Брундза — А. К арамы шев, Я. А гишев — Н. Кирпичников, А. Ш ишков — М. Титов, В. Бубнов — А. П еченкин , В. С прукт — А. Калнайс — на «москвичах-412», подготовленных на московском автозаводе имени Ленинского комсомола. Итак, первый этап. Он всегда особенно труден: не погашена еще стартовая нервозность, э кипажи не успели втянуться в ритм гонки . К тому же на всем многокилометровом пути приходится пробиваться сквозь густую пелену дождя. Хор ошие дороги ФРГи Чехословакии стали скользкими , опасными. И в первую же ночь это на себе испытали В. С прукти его напарник А. Калнайс. Не удержавмашину на крутом повороте, они вылетели с трассы. Т утже на помощь им поспешили остальные советские экипажи . Вытащили машину на дорогу, и Спрукт смог продолжить гонку, правда без ветрового и заднего стекол. М ожно представить себе, к ак трудно пришлось спортсменам — дождь ни на минуту не прекращался. Две ночи и один день — и вот, наконец, Стамбул. У ставшие спортсмены были буквально оглушены ритмом этого 34города. Для любого, впервые попавшего сюда автомобилиста здесь все необычно. М ашины , т рамваи , легионы велосипедистов, сплошным потоком мчащиеся по улицам, непрерывно сигналят. П ричем автомобили зачастую звонят как заправс кие трамваи, а те, в свою очередь, включают автомобильные сирены. Велосипедисты же имеют специальные электр ические сигналы, пронзительное звучание которых неповторимо. Добавьте к этому, что укаждого водителя собственное представление о правилах дорожного движения : едут и на красный , и на желтый сигналы светофора. Полная неразбериха в потоках транспорта , к ако ония затруднили участникам поиски иниша , где заканчивался первый этап. Здесь экипажи получили долгожданный отдых. Сервисная жеслужба приступила к осмотру машин , у странению появившихся неисправностей. В Стамбуле на всех наших автомобилях сменили покрышки . На первом этапе использовались радиальные «Пирелли». У читывая , что дальше предстояло ехать по очень трудным каменистым дорогам Турции, поставили колеса с диагональными пок рышками той же фирмы, которые считаются более прочными. Забегая вперед, отмечу, что решение оказалось верным. Немного отдохнув, у частники ралли продолжили свой путь. Трасса второго этапа, начавшаяся в Стамбуле, проходила через Анкаруи заканчивалась в столице Ирана Тегеране. На дороге кАнка ре нас ждала первая неприятность. Идя на большой скорости, В. К улюкин не сумел вписаться в S-образный поворот. Автомобиль пробил ограждение и, перевернувшись в воздухе, упал с 17-метровой высоты в реку. Пристегнутые ремнями гонщики , к счастью, отделались лишь легкимиушибами — речка же оказалась мелководной. Но автомобиль был полностью разбит и продолжать гонку не мог. Сервисная служба затратила полтора суток на то, чтобы вытащить его на дорогу и отремонтировать. Затем автомобиль своим ходом вернулся к месту старта авторалли. Этот этап оказался очень тяжелым , и в Тегеране число участников заметно поредело. Однако все пять «москвичей» и четыре «лады» благополучно достигли столицы Ирана. Здесь нас очень тепло встретили работники советского внешнеторгового представительства. Снова небольшой отдых, и снова сервисная служба трудится не покладая рук . О ней хочется сказать особо. Все знают, как тяжело приходится гонщикамв ралли-марафонах. Но в тысячу раз труднее мех аникам . Они вынуждены вести свои тяж елогруженные универсалы почти с такой же скоростью, с какой мчатся «боевые» м ашины . По так называемым срезкам сервисная служба обязана добираться вовремя именно в тот пункт , где возможно понадобится ее помощь. Гонщ икиеще иногда отдыхают час-другой, м еханикамженужно ремонтировать автомобили. Организаторы ралли не скрывали, что самым сложным этапом будет третий . Стартовав в Тегеране, г онщикиспуска лись на юг страны, затем поворачивали на северо-восток, пересекали границу Турциии преодолевали около 1500 км по южной , очень гористой части этой страны. М ожно понять, с наким волнением мы, м еханики , тренеры, представители заводов, ж далинаших ребят на финише этого этапа. Э кипажи начали прибывать с большим опозданием. М ашины было не узнать — оборванные крылья, бамперы, сломанные подвески. Да, горные дороги сделали свое дело. Цвет же всех автомобилей был один — черный. Выяснилось, что дорожные строители залили один из участков свежим толстым слоем гудрона, он и окрасил борта машин. К огромной нашей радости, к финишупришли все девять советских экипажей . Д ругие команды здесь недосчитались 17 автомобилей. Следующий этап не был самым длинным, но и на нем раллистов поджидало немало трудностей. Он начинался в Турции, затем пролегал по Сирии, Иордании, вновь возвращался в Сирию и заканчивался в столице Ливана Бейруте. Особые опасения вызывали пустыни Иордании. Дорог здесь нет. М аршрут обозначен вешками , а в воздухе постоянно патрулируют два вертолета на случай, если кто-нибудь из участников заблудится. Кстати, т ехническая комиссия, проверявшая состояние автомобилей на старте этапа, требовала укаждого ' э кипажа наличия запаса продуктов и воды, необходимого на три дня. Бездорожье пустыни, наверное, надолго запомнится братьям Гирдаускасам. Опытные спортсмены, до этого находившиеся вгруппе лидеров, не заметили большой камень, наскочили на него и повредили трансмиссию. Тут же на помощь им поспешил экипаж А. Ш иш ков — М. Титов. Взяв на буксир своих товарищей , они тащили их в сплошном пылевом тумане около 200 километров до самого финишав Бейруте. Все девять нашихэкипажей прибыли сюда — безмерно усталые, покрытые толстым слоем красной пыли. И вновь механики за работой. На этот раз у них было больш е времени, поскольку организаторы, учитывая сложность пройденного пути, разрешили взять автомобили для осмотра и ремонта сразу же после финиша (на ралли-марафонах разрешаются любые замены узлов и агрегатов, кроме головки блока). А через несколько часов участники приняли пятый старт. На этот раз им предстояло вновь пересечь границуТур ции и финишировать в Измире. Все наш и девять автомобилей добрались до конечной точки пути без приключений , в полной исправности. Это был первый случай, когда имеханики смогли немного отдохнуть. Следующий этап снова проходил по дорогам Турции , а затем по Болгарии, Югославии и заканчивался в Белграде. Но перед тем какпокинуть Турцию, у нас произошло ЧП — на рассвете В. Егоров — А. Мадревиц столкнулись с грузовиком и вынуждены были оставить трассу. Теперь гонку продолжали только три «лады» у же без надежд на «Золотой кубок » . В Белграде мы встретили восемь советских экипажей . Здесь прояснилось положение в расстановке команд игонщиков , претенд ующих на главные и другие призы соревнований. Л ишь спортсмены на «москвичах» продолжали выступать в полном командном составе — они были ближе всех к «Золотому кубку » . На «Серебряный» вместе с командой АЗЛК претендовала также оставшаяся тройкас Волжского автозавода. И в личном абсолютном зачете ( к стати , впервые за всю историю «Тура») вперед вышел советский экипаж . Это были С. Брундза — А. Карамышев. Остальные наши спортсмены тоже находились среди лидеров. А участникам между тем предстоял самый ответственный, заключительный старт по горным дорогам Югославии, Австрии, автобанам ФРГв направлении на Ганновер, где должен был состояться промежуточныйфиниш . Отсюда — последний 150-километровый бросок в Травемюнде — официальный конечный пункт ралли. Проливные дожди вновь стали серьезным испытанием для уставш ихгонщикови автомобилей. Казалось, все население Ганновера встречало участников «Тура Европы». Погода, н аконец , смилостивилась над ними, и последний участокпути они двигались под ярким солнцем. И вот наши спортсмены на финише . Они одержали победу по всем статьям. Оба почетных Кубка — золотой и серебряный — у советской команды, стартовавшей на автомобилях «Москвич». Второй в борьбе за «Серебряный кубок» стала команда Волжского автозавода. Н аши автомобилисты первенствовали какв национальном, т акив заводском и клубном зачетах. Великолепные результаты были показаны советскими раллистами в личном, абсолютном зачете. Первое место здесь уверенно заняли С. Брундза — А. Карамышев, а второе — В. С прукт — A. Калнайс, которым пришлось так туго в начале ралли. С четвертого по шестое места заняли Л . П отапчик — Л . Шувалов, Я. А гишев — Н. К ирпичникови B. Бубнов — А. П еченкин . Все газеты ФРГ высоко оценили выдающийся успехнашихгонщиков . Примечательно, что эта победа была одержанавканун 50-летия советского автомобилестроения. Таким образом, был преподнесен отличный подарок к полувековому юбилею отрасли. Советские автомобили вновь продемонстрировали свою неприхотливость, надежность, способность успешно преодолевать самые сложные, тысячекилометровые дороги. П.ТАРАНЕНКО