36
37
В МИРЕ1 МОТОРОВ«МУМИКАР-24»КОРОТКОLВенгерский завод РАБА снабжает задними мостами для автобусов и грузовых автомобилей не только предприятия ВНР, но такжеи промышленность ЧССР, ПНР, ГДР и Советского Союза. В нашу страну в этом году поступит около 20 тысяч агрегатов для автобусов ЛАЗиЛиАЗи троллейбусов ЗИУ .•••Предприятие «Симеон» (ГДР) в нынешнем году отмечает 20-летие с начала производства мотоциклов. Его первые моде. ли (АВО-425 и другие) 3 были четырехтактными, класса 250 см . В настоящее время производственная программа завода состоит из 50- и 75-кубовых моделей с двухтактными двигателями.Так называетсяпредназначенный , главн ым образом, д лякоммунальнойслужбыуниверсальныйавтомобиль , к оторый вып ускается одним иззаводовобъединения ИФА (ГДР) в г. В альтерхаузен . Это компактнаямашинас одноместной кабиной , р азмещеннойрядомс двигателем. Ее база — 1950 мм (меньше, чем у «Запорожца»), а колея — 1 200 мм спереди и 1068 мм сзади . К онструктивномашинаявляетсяуменьшеннойкопией обычного грузовика со штампованнойлонжероннойрамой , з ависимойрессорной подвеской, с двоеннымиколесами (они унееразме ­ р ом 5,00 —13) на заднем мосту. Автомобиль оснащен3четырехцилинд ­ р овымдизелем (1996 см , 45 л. с. при 3200 об / м ин ) , о бъединеннымв блок счетырехступенчатой , полностью синхронизированной коробкой передач. Для привода вспомогательного оборудования служит гидронасос, у становленный на двигателе.«Мультикар-24» р ассчитан на широкийкругработ по обслуживанию городского хозяйства , и поэтому на его базе выпускается внушительный ассортимент специализированных машин. Назовем важнейшие из них: бортовой 2-тонный грузовик ( м одификация «24-01») д ля развозки малых партий товаров; самосвалы стрехстороннейразгрузкой («24-10»), с разгрузкойназад («24-12»), с кузовом ковшового типа («24-13»); снегоуборочная машина («24-23»); м ашинадля рем онтаконтактнойсетитрамвая («24-33»); а втомобильсподъемнойлестницей («2430»); м ашина для поливкиулиц («24-48»); м усоровоз («24-51»). Вес « м ультикаров » р азныхмодифика ­ ций вснаряженномсостоянииколеблется от 1600 до 2170 кг, д лина — от 3885 до 4250 мм. Скорость — 50 км / ч ас . Все мех анизмы для подъема кузова, л естницы , к онтейнеровс мусором, п латформы имеют гидропривод.•••Автомобили марки «Шкода» в ЧССР выпускают шесть основных предприятий. Легковые модели «100Л», «110Л» и «110ЛС» строит завод в г. Млада Болеслав, м ашины «110Р» с кузовом «купе» — в г. Квасины, микроавтобусы и фургоны — в гг. Врхлаби и Трнава, грузовики — в г. Яблонец, а автобусы — в г. Высоке Мыто.«МОНТЕ-КАРЛО»Десятки автомобилей в разных странах ивразноевремяносилиимена городов. Но врядлинайдетсявмире город наря ­ ду с Монте-Карло, с именемкоторого так сильноассоциируется гул гоночныхдвигателей . В первыеБольшойприз Мон ако был разыгранв 1929 году, а знаме ­ н итыералли «Монте-Карло» н ачалисьс 1911 года. И неслучайнозападныефир ­ мы считают честью называть одну из своих моделей «Монте-Карло». Это эфф ектно и, м ежду прочим, п рибыльно . На Женевскойвыставке 1975 года «Лянча» в ыставила два новыхварианта маш ины «Бета»: т рехдверную модель «ХПЭ» и долгожданноекупесцентральным расп оложением силового агрегата . Последнюю назвали «Лянча бета Монте-Карло», в честь победы «Лянча» на знаменитом ралли. ФИАТ, к оторомунынепринадлежат заводы «Лянча», к узов на этот раззаказалуфирмы « П ииинфарина » . Могучий концерн делает все, чтобы держатьлучшиекузовостроительныефирмыв «форме», д аваязаказы то одной, то другой . И нтересносравнить «Монте-Карло» с моделью «Икс 1/9» («За рулем » , 1975. № 7), кузов которойспроектирован «Бертоне». Эти модели построенывблизких габаритах (у «Монте-Карло» длина — 3813 мм, ш ирина — 1696 мм, в ысота — 1190 мм, б аза — 2300 мм). П рибольшей на 100 мм базе он даже на 17 мм короче , чем «Икс 1/9», и на 20 мм выше . Один толькоразмер , ш ирина , имеет разницупринципиальногозначения : она на 126 мм впользу «Лянча», з а счет чего действит ельноможноповысить удобство в салоне. Молдинги, б ампериряддругих детал ейу обоих автомобилейчерные : ф унк . ц иональноинарядно . У «Монте-Карло» б амперыотвечаюттребованиям безопасн остидвижения США, и это не случайно : после восьмилетнегоперерыва «Лянча»Серийный спортивный мотоцикл КТМ-ГС250 (Австрия), предназначенный для кросса- и многодневки, 3 располагает довольно мощным (246 см , 35 л. с. при 7500 об/мин) для своего класса двигателем и шестиступенчатой коробкой передач, у него дуплексная рама. М ашина весит 99 кг . Ее снорость — 110 — 146 км/час, время разгона с места до 80 км/час — 9 сенунд, прохождения 400 мс места — 19 секунд.А нглийская фирма «Веслейк» выпустила партию из нескольких десятков специальных двигателей для спидвея. Новый 500-нубовый мотор, развивающий мощность 58 л. с , легко монтируется в раме гаревого мотоцикла ЯВА.•••Голландская фирма «Ван Веен», занимающаяся продажей в стране легких мотоциклов «Крайдлер» (ФРГ), заявила, что она строит в г. Дудерштадт завод для производства мотоциклов с роторным двигателем. М ашина будет оснащена двухсекционным 100-сильным мотором воздушного охлаждения.•••В Италии объявлено о банкротстве известной фирмы, производящей спортивные автомобили, «Мазерати». Основанная в 1926 году, она в последнее время столкнулась с трудностями сбыта. За прошлый год, отмеченный энергетичес ким кризисом, ей удалось продать лишь 502 машины.о пять готов ккрупномувторжению на американский автомобильный рынок. У «Монте-Карло» д ляфарбыло найдено постоянное место рядомсрешеткой , они недолжнывыдвигаться , к ак на добром десяткедругихнизкихспортивныхавтомобилей . По профилюможно подум ать , что «Лянча» имеет кузовс наклонной заднейстенкойитретьейдверьюв ней, но это не так. Между стильными бок овинками (удлинителями дуги безопасности) н аходятся вертикальное заднее стеклоигоризонтальнаякрышка моторного отсека, к отораяоткрываетсяв левую сторону. Часть машин выполнена в варианте «купе», ч асть — к ак « к упе / с пайдер » с интересным мягким верхом, который свертывается и прячется в открываемой дуге безопасности . Поперечно расположенный двигатель (1995 см 3 , 120 л . с. п ри 6000 об / м ин ) имеет чугунный блок. Р абочийобъем (по сравнениюс обычной моделью «Бета») у величен на 239 см 3 . В алюминиевой гол овке — два распределительных вала. К арбюратор — один двухкамерный , «Солекс» или «Вебер», с набжается топливом при помощиэлектронасоса . Пятиступенч атаякоробка имеет ускоряющую перед ачу 0,925. У всех колес подвеска — т ипа «Макферсон» и дисковые тормоза диаметром 227 мм. Т ормознаясистема снабжена гидровакуумнымусилителеми сигнализ аторомнеполадоквконтурах . На колеса, о тлитые из легкогосплава , н адеты радиальные низкопрофильные шины 185/70HR — 1 3 . Хотя «Монте-Карло» р овно на 100 кг тяжелее (вес —1980 кг), чем «Икс 1/9», бол еемощныйдвигательдает ему преимущ ествавприемистости . Он разгоняется до скорости 100 км / ч асза 9,3 сек. и прео долевает1 км с места за 30,2 сек. с одним водителем, а если вмашине два человека, то соответственноза 9,8 и 30,5 сек. М аксимальнаяскорость —190 км / ч ас .•••Проведенные в Швеции испытания 20 моделей легковых автомобилей показали, что только 17 из них удовлетворяют требованиям шведского стандарта на предельный уровень шума , равный 76 децибелам. Примечательно, что 13 из этих 17 машин были оснащены автоматическими трансмиссиями." ГТ1гТ**ГТТГТ1ПГilli3. Мусоровоз модели «24-51» с контейнером емкостью 2.5 м3 .1. Автомобиль с бортовой платформой грузоподъемностью 2,1 тонны — модель «24-01».Самосвал грузоподъемностью 2,2 тонны с кузовом ковшового типа — модель «24-13».4. Самосвал грузоподъемностью 2,0 тонны с односторонней разгруз ­ кой — модель «24-12».5. Машина для поливки улиц с цистерной емкостью 1800 л — модель «24-48».6. Автомобиль с подъемной вышкой — модель «24-33».7. Автомобиль с подъемной лестницей — модель «24-30».ПРИЗМАТИЧЕСКИЙ ГЛУШИТЕЛЬП рирожденномуинженеру свойственно искать . А что если попробовать сотвор ить конструкцию, не укладывающуюсявтрадиционные рамки? Все мы привыкли кцилиндрическим глушителям, и каз алось бы, иной формыу них не может быть. Тем не менее, в озникла идея отказ аться от круглого сеченияиперейтик треугольному. В результате появился •оригинальный призматический глушитель. К тому же он работает по соверш енно новому принципу, преобразуя энергию давления звука в тепло, излучаемое ватмосферу , к ак всем известно, с овершенно бесшумно. Английские специалисты изготовили из нержавеющей стали несколько опытных образцов призматического глушителя, к оторый получил название «Нокорроуд».Первые испытания показали, что он очень эффективен . Отработавшие газы по выпускной трубе выходят в треугольную коробку глушителя через узкую косую щель, к отораяформирует плоский направленный поток. Шум предварительно ослабляется за счет трения при прохождении газов через эту щель, которая одновременно служит диффузором , увел ичивающим скорость потока; плоская струя с высокой скоростью ударяетсяв одну из стенок треугольной коробки. Угол падения выбран таким образом, что поток поочередно и многократно отраж ается от всех трех граней призмы, пол учая круговое движение. Энергия давления звука поглощается, во-первых, вследствие резкогоизменения направления потока газов при его «рикошетировании», а во-вторых, за счет внутреннего трения в газах, существенно повышающегося врезультате интенсивного перем ешиваниячастиц воздуха при вихревом движении потока. том «Дженерал Моторс» у даряется во все тяжкие , чтобы привлечь потребителей. Фирма не останавливается перед затратами и при постройке кузовов «Шеветта», п рименяя один из технологически сложн ейших методов противокоррозионной защитыв массовом автомобилестроении. В ржавоопасных местах ставят панели из оцинкованной стали, а в процессе сборки на них внутри иснаружи наносят различные мастики, клеи, грунты, воски. Ч етырехцилиндровый двигатель взят от популярной модели «Воксхолл-вива» (1256 см 3 , 58,5 л. с. при 5600 об/мин), и, поскольку вес автомобилей почти одинаков, он обеспечивает «Шеветту» весьма высокие динамические показатели. Двигатель сблокирован с четырехступенчатой коробкой передач, а главная передача имеет характерное передаточное число для автомобилей этого класса — 4,11. Передняя подвеска выполнена на двух рычагахи пружинах, задняя, тоже пруж инная , о снащена двумя продольными рычагамии поперечной реактивной тягой. Р еечный руль обеспечивает 3,5 оборота от упора до упора, радиус поворота — 4,6 м. П ередние тормоза сделаны дисковыми диаметром 238 мм, задние — б арабанными диаметром 200 мм. В раздельном приводе тормозов встроен клапан-ограничитель давления жидкости. Шины — р адиальные 155СР — 1 3 . У автомобиля 38-литровый бензобак, емкость аккумулятора 40 а-час. Впервые в мировой практике массового автомобил естроения европейские четырехугольные фары на «Шеветте» имеют рефлекторы |ИЗ металлизированной пластмассы.Шум преобразуется в тепло, и стенки призматического глушителя сильно нагреваются. Поэтому при подборе конструкционного материала важно было не только получить хорошие противокоррозионные качества в агрессивной среде, какой являетсяатмосферараскаленных отработавших газов, но и обеспечить стойкость к воздействию очень высоких температур. Этим двум требованиям удовлетворяет нержавеющая сталь с большим содержанием хрома. На двигателе рабочим объемом 1,1 —1,6 л, развивающем максимальную мощность при 5000 об/мин, достаточно установить два призматических глушителя длиной по 27 см. Треугольная форма глушителя позволяет упростить его крепление . Он занимает мало места под полом кузова, а при большом литраже или при повышенном числе оборотов, р азвиваемых на режиме максимальной мощности, можно применить несколькотаких глушителей. По сравнениюсметаллическими они точнее формуются . Благодаря этому обес печиваетсябольшая точность в направленности пучка света. Топливная экономичность — т еперьсамаяпопулярная тема среди владельцев машин на Западе: цены на бензин продолжают расти, и в этом отношении новый автомобиль, по расчетамфирмы , должен привлечь многих покупателей. Расход топлива у него колеблется от 7,5 до 8,0 л/100 км. Эта четырехместная машина весит вснаряженном состоянии 845 кг и развивает скорость до 140 км /час. Ее основные размеры : длина — 3944, высота — 1317 мм, ш ирина — 1580 мм, база — 2392 мм. Таким образом, она близко стоит кнашему ВАЗ —2101.ОДИН ИЗ «ПЯТЕРКИ»Очень популярны сейчас в Европе автомобили класса до 1300 см 3 , с кромные по размерам , весу и расходу топлива, но имеющие по сравнениюс так называем ымимикролитражками более просторный салон и способные без труда буксировать даже легкие жилые прицепы. Одним из последних образцов машин такого класса является «Воксхолл шеветт», построенный английским отделением американского «Дженерал Моторс». «Шеветт» — это очередной вариант интернациональной модели концерна («Опель-кадетт» в ФРГ, «Шевроле-сиветт» в Бразилии , «Изудзу» в Японии, «Холденджемини» в Австралии). Все эти варианты базируются на одном и том же основ ании кузова, деталях подвески и рулевого управления , словом, имеют общее шасси. Ч етырехместный кузов «Шеветта», пожалуй, с амый неброский по внешнему виду среди «интернациональной пятерки». Передняя часть с небольшим антик рылом (да-да, антикрылом, чтобы создать добавочную загрузку передних колес) под бампером и утопленными четырехугольными фарами напоминает «аэродинамическую» модель той жефирмы «Фиренца». Третья дверь, что считается теперь неотъемлемой частью практичного семейного автомобиля, и раскладыв аемыеспинки заднего сиденья придают ему преимущества универсала. Сейчас в условиях общих для капиталистических стран затруднений Со сбы