Двое в кабинеА что? Наверное, ш офер и.ч меня всетаки получится. Езжу-то не хуже других ребят! Из дневника курсанта Ездят они, в общем, неплохо. Надо только обратить внимание на некоторые шероховатости. У Сапелкина неважно с переключением. Дымов резко тормозит, Храмцов не чувствует габаритов. Уделить внимание. Из блокнота мастера практического вождения И. Г. СувороваЗнакомый выход из метро «Автозаводская». Поворачиваю направо и еще издали вижу задний борт с номером 74-66, — прижавшись к тротуару, стоит наш «газон», В последнее время мы все чаще встречаемся с Иваном Георгиевичем здесь. Отсюда начинаются наши городские маршруты. По мнению мастера, только езда в потоке транспорта вырабатывает у водителя внимательность, собранность, хорошую реакцию и еще особое, шоферское «чутье на неожиданность», потому он и стремится ездить с нами как можно больше по городу. Вот и сегодня — очередная встреча. Подхожу, заглядываю в кабину. Машина, видно, только что остановилась — тот, кого я меняю, еще сидит за рулем. Иван Георгиевич делает записи в книжке, что-то втолковывает. Увидев меня, кивает головой, спрашивает: — Ну, как самочувствие? Готов ездить? — Как огурчик! Могу хоть на юг! — Зачем же на юг, — улыбается Суворов. — Я тебе обещаю здесь такой «Ташкент» устроить, рубашку придется стирать. Только подожди немного — вот с Сергеем кое-что уточним и займемся с тобой. А чтобы не скучал, проведи-ка обычный осмотр автомобиля, как положено перед выездом... М-да... На это я как-то не рассчитывал. Плакала моя белая рубашечка. — Ее же Серега осматривал в гараже, — кричу я уже от капота. Это я хитрю. Осмотр перед выходом на линию — довольно канительное дело. Начинается с протирания автомобиля и кончается проверкой тормозов. А между «начинается» и «кончается» еще десяток скрупулезных проверок: уровень бензина, масла, воды; отсутствие течей; работа ламп, сигналов; люфт рулевого колеса, давление в шинах... Короче — минут пятнадцать ухлопаешь, как пить дать. Иное дело — осмотр в пути. Тут и пяти минут достаточно: пощупал ступицы, задний мост, глянул на рессоры — не сломался ли какой лист, заглянул «под брюхо» — нет ли течи. Ну, еще «масло, вода, бензин». Когда я заканчиваю проверку уровня воды и масла и закрываю капот, Сережки в кабине уже нет. — Все в норме, Иван Георгиевич, — докладываю я. — Автомобиль исправен и заправлен. Водитель готов выполнить любой приказ. Суворов косится в мою сторону не очень одобрительно — не нравится ему, что ли, моя сегодняшняя веселость. Однако не одергивает. Листает свой блокнот, заглядывает в какую-то книжечку. — Сегодня будем отрабатывать упражнение № 19, — наконец объявляет он, убирая бумажки.—Только начнем не с проезда перекрестков, а с разворотов на узкой улице, А еще раньше повторим трогание на подъеме — что-то не6очень у тебя ладилось прошлый раз. Это точно. Бывает же такое; все получается, а какой-то элемент не идет, хоть расшибись. Так иу меня с этим троганием. Вроде бы делаю все, как показывал мастер, а машина, обычно такая послушная, становится неузнаваемо тяжелой. Мотор то взвоет как ненормальный, то заглохнет. Машина то прыгнет с места так, что чуть из-под меня не вылезает, то споткнется. Мучились мы все трое (машина, я и дядя Ваня) часа два. Под конец, когда только-только стало что-то выходить, устал так, что Иван Георгиевич сжалился и сам довез до метро да еще посоветовал вдогонку: «Тверже ступай, а то контролеры заподозрят нехорошее!..» Сегодня такой же точно день. И тот крутой переулок, где мы «трогаемся», как обычно, пуст. Останавливаюсь, затягиваю «ручник» (очень мне нравится, как он сочно при этом щелкает, будто кто-то провел палкой по штакетнику: тр-р-р-р!). — Порядок действий помнишь? — спрашивает мастер. — Ну-ка, с подсказкой, начинай... — Выжимаю сцепление, включаю вторую передачу... — Подожди, — перебивает Иван Георгиевич, — а указатель поворота? — Так это само собой, — пытаюсь я оправдаться. — Конечно, само собой, — усмехается Суворов, — но включать надо. Давай сначала. — Включаю левый указатель, — пристыженно начинаю я, — выжимаю сцепление, включаю вторую передачу... — Стоп! — снова вмешивается мой наставник. — До сих пор все сделано правильно. А вот теперь действуй так: прибавь немного «газ» — так, довольно. Нажми кнопку рычага ручного тормоза и начинай легонечко отпускать сцепление... Слушай двигатель! Вот — чувствуешь — начинают падать обороты? Сразу же мягко отпускай тормоз. Так, хорошо — машина пошла! Остановись и начни снова. Останавливаюсь. Трогаюсь. Останавливаюсь. Трогаюсь. Все идет как по маслу. Даже удивительно, почему это прошлый раз не получалось. — А почему же прошлый раз не получалось? — спрашиваю я. Иван Георгиевич пожимает плечами: — Причин может быть сотня. Вернее всего — ты был менее внимателен либо не очень настроен. В нашем деле это очень важно — быть хорошо настроенным. Сегодня сразу видно, что ты в боевой форме — вот яи решил повторить. Теперь все в порядке. Переходим к разворотам. Мы покидаем «трогательный» (так я его окрестил) переулок и вскоре оказываемся в «разворотном». Такой уж у дяди Вани порядок — на все случаи у него свои улочки и переулочки. — Начнем с самого простого, — говорит Иван Георгиевич. — Вон видишь слева въезд во двор? Ты остановись на своей правой стороне так, чтобы этот въезд остался метрах в пяти сзади, а от правого колеса до бордюра было не меньше метра. Подожди, пока улица освободится, включи левый указатель, заднюю передачу и потихонечку трогай. Руль надо поворачивать в сторону поворота, сначала энергично, а затем — корректируя положение автомобиля. М о жет, показать сначала? Он всегда так спрашивает и готов показывать хоть десять раз подряд, если чего-то не понимаю. Но я люблю делать сам, без показа, и Суворов против этого не возражает. И сейчас тоже начинаю сам. Сначала все вроде бы пошло нормально, а потом, когда уж машина почти влезла задом в коридор, я почувствовал, что правое колесо во что-то уперлось. Вылез, посмотрел, — оказывается, наехал на тротуар. — Ты учти, что правый борт тебе не виден. А раз так, значит, нужно левые колеса вести как можно ближе к тротуару. Тогда правые гарантированно пройдут. Я выехал, встал на исходную позицию — но чуть-чуть не так встал, как раньше, а ближе к тротуару. И конечно, когда стал подавать назад, наехал передним колесом на тротуар! А мастер смеется: — Теперь понял, почему надо перед этим маневром останавливаться не впритирку к бордюру, а в метре от него? Понял-то понял, да все сразу никак не выходит. Встал близко к тротуару — наехал на него; встал близко к дворику — не входит машина, не хватает радиуса. Приноровиться надо... Раза с четвертого получилось, заехал в «карман». Ну а уж выехать с правым поворотом — проще пареной репы. Я даже расхрабрился: — Так где же обещанный «Ташкент», Иван Георгиевич? Что-то не чувствую тропической жары! А он усмехнулся чуть заметно и говорит: — Чутье у тебя, парень, ослабленное. Вот прямо сейчас жара и начнется. Приступим к разворотам без заезда во двор. В чем их особенность? Да в том, что начинаешь ты этот маневр от самой правой кромки дороги (конечно, имеется в виду узкая дорога, как эта, где нельзя развернуться по-иному). Точно так же, как ив предыдущей схеме, нужно убедиться, что ты никому не помешаешь, включить левый указатель, первую передачу и, как только автомобиль тронется, энергично вывернуть руль влево до упора. (Подожди делать, сначала выслушай!) Когда расстояние до противоположного тротуара сократится до одного-полутора метров — так же энергично выворачивай колеса вправо, не прекращая движения. А остановиться ты должен, когда передние колеса будут в 20—30 сантиметрах от бордюра. Тогда включай заднюю передачу и (еще раз убедившись в безопасности) подавай машину назад, продолжая выворачивать колеса вправо. Ну а дальше все зависит от ширины улицы. Может быть этого окажется достаточно, а возможно придется еще поманеврировать. Вопросы есть?