ченные от знакомства со школой гонщиков, то невольно приходишь к выводу, что ее работа (как, впрочем, и всех подобных) не связана с развитием массового автомобильного спорта. И дело даже не в дороговизне обучения, хотя, повторяю, и это немаловажное обстоятельство. Просто спорт а капиталистических странах не ставит перед собой таких благородных и вполне естественных в нашем понимании целей, как массовость, доступность. Участие в соревнованиях, в том числе и кольцевых, здесь прерогатива суперводителей, выбравшихся на гребень профессионального спорта в результате острейшей конкуренции. И ни одна школа не в состоянии подготовить такого гонщика. Так что от выдачи свидетельства до настоящих трасс — дистанция огромного размера, и преодолеть ее могут только единицы. Другое дело сам процесс обучения. Езда в любых условиях, доскональное знакомство с управляемым заносом, приемы скоростного вождения, воспитание чувства определять возможности двигателя и многое другое виденное нами в школе — вот это, безусловно, очень ценно. И не только для тех, кто мечтает стать гонщиком, а для всех водителей.Ралли крупным планомЧерез некоторое время мы, спортсмены, оказались гостями финско-советского акционерного общества «Конела», занимающегося продажей в Финляндии советской автомобильной техники. Здесь очень популярны наши «лады» и «москвичи», мотоциклы. Мне, более двух лет проработавшему в Финляндии в качестве представителя АЗЛК, эта сторона дела хорошо знакома. Цель же нашей поездки была другой: секретами мастерства, подготовкой к крупнейшим соревнованиям с нами делились Тимо Мякинен и Симо Лампинен — гонщики, принадлежащие к элите профессионалов раллистов. Они выигрывали многие труднейшие соревнования — «МонтеКарло», «Ювяскюля», «Марокко», «Сафари» и другие этапы чемпионата мира. Несмотря на громкие победы, оба еще довольно молоды — Лампинену 32 года, Мякинену — 35. Второй выступает по контракту за фирму «Форд» (в некоторых случаях она не возражает, чтобы Тимо стартовал на «Лянче»), первый — представляет СААБ (по совместительству «Пежо»). Ежегодно они стартуют 1015 раз. Причем используется для этого, как правило, один автомобиль. Двигатели же заменяются в среднем через 6 тысяч километров пробега. «Форд-эскорт-1840», на котором выступает Мякинен, весит 1000 кг (немного тяжелее серийного из-за специальных коробки передач и заднего моста) и при 7500 об/мин развивает 206 л. с. Сцепление многодисковое с нанесенным слоем мягкого металла. Бензобак резиновый, Добавляемая в топливо пена не дает ему плескаться во время движения и выливаться, если машина опрокинется. Чтобы заправить такой бак, вмещающий 100 литров, требуется 1 минута 10 секунд. Ведущие автомобильные фирмы, участвующие в чемпионате мира, не жалеют средств для достижения победы. Реклама собственных успехов и повышенный затем спрос на машины сторицей окупают затраченные деньги. Вот несколько примеров. Пять своих автомобилей, стартовавших в ралли «Монте-Карло»,фирма «Лянча» снабдила 1100 колесами с протектором разного рисунка. Сорок механиков обслуживали их на трассе. На ралли «Сафари» фирма «Форд» выделяла на каждый свой «боевой» автомобиль две-три «технички» и два самолета. В соревнованиях, имеющих длинные дистанции («Монте-Карло», например), действуют многочисленные гонщики-синоптики. Они проходят участки трассы за сутки раньше участников и составляют подробные легенды состояния дорог и погодных условий. Копии этих легенд затем передаются «боевым» экипажам. В случае необходимости им по телефону сообщают изменения, возникшие на трассе. Затем наступила самая интересная часть нашего пребывания в Финляндии: Симо Лампинен и Тимо Мякинен продемонстрировали свое мастерство в прохождении скоростных участков. По очереди место штурмана занимал каждый из нас. Должен признаться, что ощущение не для слабонервных. Представьте себе узкую проселочную дорогу, усеянную по обеим сторонам огромными замшелыми валунами. Машина мчится на огромной скорости, кажется, что вот-вот врежется в каменный барьер. Но гонщик спокоен. Краем глаза слежу за его действиями. Всю дистанцию правая нога жмет до отказа на педаль «газа», а левая давит на тормозную. Движения рук быстрые, и, что удивительно, водитель еще успевает беспрестанно подтягивать слабнущие ремни безопасности. Да, это манера езды гонщиков-профессионалов — полностью открытый дроссель и непрерывное притормаживание, позволяющее успокаивать колебания автомобиля. На финише тормозные диски нагреваются докрасна. Лампинен и Мякинен пояснили, что на трассе протяженностью в 1500 километров они вынуждены их менять 8—10 раз. Причем «технички» имеют только заранее притертые ко лодки. А поскольку при такой манере езды ведущие колеса пробуксовывают почти постоянно, то приходится через 30—40 километров заменять и их. На смену всех колес уходит около 2 минут. Проверили мы способы составления скоростной легенды. Для этого один и тот же скоростной участок застенографировали сначала финские гонщики, а затем мы. Сравнив варианты, обнаружили почти полное сходство. Различия несущественны: в их легенде сложность поворота обозначается словами «очень быстрый», «очень-очень быстрый», а у нас же, как известно, цифровой градацией — «левый второй», «левый пятый» и т. д. Наш вариант понравился Лампинену и Мякинену больше, но принять они его не могут по той причине, что штурманы у них англичане, признающие только свою манеру стенографирования. Прощаясь с гостеприимными хозяевами, мы поблагодарили их за ту пользу, которую получили от знакомства с лучшими представителями раллийного спорта. Многие записи (а их накопилось не один блокнот) еще придется анализировать, проверять на практике. Очевидно и то, что далеко не все показанное нам применимо в практике нашего спорта. Но главное, в своей работе мы теперь мо жем пользоваться новыми сравнительными мерками, более критично подходить к оценке мастерства того или иного молодого гонщика.ЧТО МОГУТ РАССКАЗАТЬ ШИНЫОкончание. Начало — на стр. 19 вместе с брекером от каркаса : глубокие трещины на протекторе и боковине; расхождение стыка по протектору и боковине; расслоение каркаса с последующим разрывом (сквозным или несквозным); разрыв каркаса при наличии извилин нитей корда без следов ударов и других механических повреждений ; расслоение в бортовой части; деформирование и разрушение проволочного бортового кольца. Рекламацию можно предъявить и на камеру, если она имеет расслоение стыка, посторонние включения, если пропускает воздух у пятки вентиля из-за ее отслоения. После того как гарантийный пробег останется позади, «жизнь» шины не прекращается. При правильной эксплуатации шина может пройти много больше гарантийной нормы, но все же срок ее службы не беспределен. Можно ли его определить? Можно. И . он определен. Срок службы шин регламентируется эксплуатационными нормами пробега. Эти нормы установлены только для машин, работающих в народном хозяйстве, и зависят от их группы и вида, а также от территориальных условий эксплуатации (для районов с худшими дорожными условиями нормы снижаются, с лучшими — повышаются). Называть сейчас цифры мы не будем, поскольку на автотранспортных предприятиях эксплуатационные нормы пробега шин для всех видов транспорта есть. Немалое значение имеет увеличение пробега и новых серийных и восстановленных автомобильных шин на основе аккуратной, правильной эксплуатации. Водителям, добившимся перепробега шин сверх установленных эксплуатационных норм, начисляются премии. Сокращение эксплуатационных расходов от увеличения пробега шин является большим резервом улучшения экономических показателей автотранспорта в целом. Сокращенные обозначения и адреса заводов, производящих шины (указаны в том порядке, как они приведены на вкладке). Бр — барнаульский шинный завод 656048, Барнаул; К — кировский шинный завод — 610004, Киров: М — московский шинный завод — 109088, Москва, Шарикоподшипниковская. 11; Б — бакинский шинный завод — 370033, Баку, ул. 4-я Поперечная. 8; Вл — волжский шинный завод — 404103. Волгоградская обл., Волжский; Бц — белоцерковский комбинат шин и резино-асбестовых изделий — 250400. Киевская обл.. Белая Церковь; В — воронежский шинный завод — 394034, Воронеж; Л — ленинградский шинный завод — 198020, Ленинград. проспект Газа, 24; Е — ереванский шинный завод -- 375207, Ереван; Д — днепропетровский шинный завод — 320033. Днепропетровск; Бел — Белорусский шинный комбинат — 213800, Могилевская обл.. Бобруйск; С — свердлопский шинный завод — 620087, Свердловск; Я — ярославский шинный завод — 155040. Ярославль; Нк ннжнекамский шинный завод — 423550, Нижнекамск; Кя — красноярский шинный завод — 660014, Красноярск; О — омский шинный завод — 644018. Омск. 37