От съезда к съездуВновь осваиваемая продукция по качественным и технико-экономическим характеристикам должна соответствовать передовым достижениям мировой науки и техники... Из Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы«МОСКВИЧИ»новогоПОКОЛЕНИЯМосковский автомобильный завод имени Ленинского комсомола в декабре завершающего года девятой пятилетки приступил к производству более совершенной модели «Москвича», обладающей целым рядом интересных и оригинальных конструктивных решений. Новый автомобиль неизменно вызывает интерес у читателей журнала. В многочисленных письмах они просили рассказать о «москвичах» моделей «2140» и «2138», отдельные сведения о которых ранее появились на страницах печати. Как правило, редакция публикует подробное описание новых машин лишь тогда, когда они ставятся на производство. Итак, «москвичи» четвертого поколения представляет главный конструктор АЗЛК Игорь Константинович ЧАРНОЦКИЙ. Любой автомобильный завод при создании новой модели, естественно, стремится, чтобы она была современной, то есть отвечала тем запросам потребителя, которые в момент выхода ее на рынок являются главенствующими. Сегодня вряд ли можно удивить автомобилиста, предлагая ему машину с впрыском топлива или поперечным расположением двигателя, гидропневматической подвеской или магниевыми колесами. К таким «гурманским» конструктивным особенностям он относится с пониманием, но ценит и принимает модель прежде всего безопасную и комфортабельную, долговечную и практичную. Проектируя «москвичи» четвертого поколения, мы придерживались как раз интересов массового потребителя и, конечно, сверяли свои решения с сегодняшними достижениями мирового автомобилестроения. В то же время мы отдавали себе отчет в том (это было очевидно), что переход на новую модель не должен повлечь за собой замены или коренной реконструкции дорогостоящего оборудования для сборки и автоматической сварки кузовов, которое в 1971 году смонтировали в новом сборочном корпусе завода. Таким образом, коллективу конструкторов пришлось лавировать в довольно сложном лабиринте требований и огра8ничений с тем, чтобы найти оптимальное решение, постоянно помня, что новая машина не должна стать лишь несколько модернизированным вариантом прежнего «Москвича». С этой моделью завод вступает в новую, десятую пятилетку, пятилетку качества, и долг конструкторов состоял в том, чтобы наш автомобиль качественно отличался от предшественника, имел конструктивно более совершенные узлы и агрегаты, отвечал повышенным запросам. Сейчас процесс проектирования машины для десятой пятилетки уже уходит в историю, завод приступает к выпуску новых «москвичей». Четвертое поколение легковых автомобилей нашего завода состоит из двух семейств: «Москвич—1500» и «Москвич—1360». Цифра в обозначении моделей говорит о рабочем объеме их двигателей, которые сохранены от прежних моделей «412» и «408». По агрегатам и узлам, за исключением двигателя, сцепления и коробки передач, обе базовые машины идентичны. Производство автомобилей семейства «1360» сохранится до тех пор, пока уфимский моторостроительный завод сможет полностью обеспечить двигателями модели «412» всю годовую программу АЗЛК. Что касается внутриотраслевого обозначения новых моделей, указанного на «трафаретке» под капотом, то «Москвичу—1500» с кузовом «седан» присвоен индекс «2140», а с кузовом «универсал» — «2137». «Москвич—1360» имеет индексы «2138» (седан) и «2136» (универсал). С новыми моделями АЗЛК автомобилисты имели возможность познакомиться в октябре 1974 года на ВДНХ, во время юбилейной выставки, посвященной 50-летию советского автомобилестроения. Тогда там экспонировался («За рулем», 1975, № 3) один из прототипов — окрашенный «под золото» опытный образец, который, естественно, несколько отличается от серийных машин. Международный же дебют «Москвича—1500» состоялся в сентябре прошлого года на традиционной выставке во Франкфурте (ФРГ), где был встречен с не меньшим интересом, чем у себя в Москве. Для завода это важное событие, так как значительная часть его продукции поступает на экспорт. Итак, «москвичи» четвертого поколения. Чем они отличаются от своих предшественников? Прежде всего, их конструкция преследует цель обеспечения максимальной безопасности, как активной, так и пассивной. Современный автомобиль немыслим без органически встроенных элементов безопасности, применение которых регламентировано национальными и международными требованиями, и машины семейств «1500» и «1360» идут в ногу со временем. Теперь все модели АЗЛК оснащены современной и высокоэффективной тормозной системой. Передние колеса снабжены дисковыми тормозами, скобы которых имеют по две пары рабочих цилиндров. Одна из пар (меньшего диаметра) обслуживается ветвью трубопроводов, общей с цилиндрами задних барабанных тормозов. У другой пары (большего диаметра)—самостоятельная ветвь трубопроводов. Обе связаны с главным тормозным тандем-цилиндром (то есть имеющим два последовательно расположенных поршня). Параметры раздельного гидропривода выбраны так, что при выходе из строя одной ветви другая,оставшаяся работоспособной, обеспе- и-| вает эффективность действия тормозов! не менее чем на 60 процентов от перво-| начальной. Примененная на «москвичах»! раздельная система является сегодня| одной из наиболее совершенных. О неисправности в любой из ветвей привода тормозов и затянутом ручном тормозе водителя предупредит красная сиг-| нальная лампа. Тормозная система оснащена вакуумным усилителем, объединенным в блок] с главным цилиндром типа «тандем», а| также регулятором давления в гидроприводе задних тормозов. С применением передних дисковых тормозов усилитель стал особенно необходим, по-| скольку эти тормоза, в отличие от барабанных, не обладают серводействием; I регулятор же давления предотвращает! при резком торможении блокировку! задних колес, которая может вызвать! опасные последствия. О преимуществах дисковых тормозов! (диаметр диска — 230 мм), которые! впервые применены на автомобилях на-| шей марки, очевидно, нет нужды подробно рассказывать. Отмечу, что они| менее чувствительны к перегреву, неизбежному при частом пользовании тор-1 мозами, и обеспечивают большую ста-1 бильность и равномерность торможения.I Свой вклад в активную безопасность! внесут и низкопрофильные шины модели М-145 для седанов и М-154 для универсалов. Они существенно улучшат управляемость автомобиля. Наряду с новыми тормозной системой! и шинами важным шагом в повышении! активной безопасности является применение системы очистки фар. Она состоит из омывателя и «дворника», которые! автоматически начинают работать с| включением соответствующих устройств очистки ветрового стекла при движении! ночью. Такая система на массовых советских автомобилях применяется впервые, да и за рубежом пока встречается] на ограниченном числе моделей. Новинкой, пока еще не известной широким кругам автомобилистов, наших иI зарубежных, является впервые примененная нами система двухрежимной све-1 товой сигнализации: стоп-сигналы и ука-1 затели поворота днем горят более яр-1 ко, а ночью (во избежание ослепления| водителей на следующих сзади машинах) — менее ярко. Переход на «ночной» режим происходит автоматически) при включении наружного освещения. На случай вынужденной остановки автомобиля, когда необходимо известить! других водителей, чтобы они его объез-| жали, предусмотрена аварийная сигнализация. При ее включении работаютв| мигающем режиме все указатели поворота. Наряду с элементами, призванными! предотвратить аварию, в «москвичах»! моделей «1500» и «1360» предусмотре-1 ны конструктивные решения, назначение! которых свести к минимуму ее послед-1 ствия (пассивная безопасность). Одно из| важнейших — применение трехточечных J ремней таллинского объединения «Норма» для передних сидений и связанной! с ними системы сигнализации. Если при включенном зажигании пряжка ремня водителя не пристегнута, на панели при-1 боров загорается красная надпись «ремни». Среди других элементов пассивной) безопасности надо отметить трехслойное! безопасное ветровое стекло, подголов- Новый. 1976 год, первый год десятой пятилетки, АЗЛК встретил трудовым подарком •— «Москвичом» четвертого поко• ления. ' .Кузов стал более элегантным: изменилась форма его передней и задней частей, дверные ручки теперь утоплены, на заднем крыле сделана решетка для выхода воздуха из системы вентиляции.-в*..:-.Г-.-1Фароочиститель и фароомыватель электрическим приводом.яшвьСовершенно новое оборудование рабочего места водителя: панель приборов с круглыми циферблатами и мягкой обивкой, эластичный кожух отопителя, травмобезопасная ступица и уменьшенного диаметра рулевое колесо.На новых моделях применена двухрежимная световая сигнализация: стоп-сигналы и «мигалки» днем горят более ярко, чем ночью. Надпись «Москвич» у всех машин выполнена латинскими буквами.Новые сиденья с подголовниками, увеличенный диапазон регулировки подушки по длине, более элегантная обивка дверей сделали салон «москвичей.> четвертого поколения весьма комфортабельным.ШШШ \&ШМАМ. • ' ' ' " • . . '|igg зЩfa£&iC*«2» ))| •"'.''' чФото А. Ганюшина •ники сидений, полностью облицованную энергопоглощающим материалом панель приборов, мягкий кожух отопителя, новое рулевое колесо (уменьшенного до 380 мм диаметра) с эластичной накладкой, энергопоглощающую (телескопическую) рулевую колонку, травмобезопасные противосолнечные козырьки и рукоятки стеклоподъемников и дверных замков, эластичные клыки переднего и заднего буферов, утопленные наружные ручки дверей. Эффективность примененных на новых автомобилях АЗЛК элементов безопасности наглядно продемонстрировали состоявшиеся в прошлом году во Франции их испытания на соответствие правилам, утвержденным Европейской Экономической Комиссией ООН. «Москвичи» успешно выдержали разносторонние экзамены, в частности, по прочности сидений и креплению ремней, по уровню внешнего шума, токсичности отработавших газов. Как свидетельство соответствия узлов и систем машины этим нормам завод получил право нанести знак «Е» на правой части таблички под капотом двигателя. Говоря о соответствии новой машины международным требованиям, следует отметить, что сейчас, с ростом экспортных поставок, автомобили всех фирм приобрели некую интернациональность. Примерно общие запросы, предъявляемые к ним важнейшими рынками, наложили свой отпечаток на конструкцию большей части массовых моделей. Он проявился за последние годы, в частности, во всеобщей тенденции к повышению комфорта. Ныне малолитражные машины в большинстве оборудованы так, как совсем недавно оснащались автомобили, относящиеся к более высокому классу. Эта тенденция нашла отражение ив нынешних моделях АЗЛК. Прежде всего, салон новых наших седанов при прежней ширине кузова стал удобнее. Уменьшением выступающих в салон кожухов над колесами удалось уширить спинку заднего сиденья. Сами сиденья полностью изменились. Передние в соответствии с современными тенденциями получили более удобные спинки и подушки, фиксирующие тело в боковом направлении, подголовники с регулировкой (на 50 мм) по высоте. Для изменения наклона спинки и продольного перемещения (оно возросло со 102 до 170 мм) применен механизм, унифицированный с аналогичным узлом «жигулей». Среднее положение переднего сиденья смещено по сравнению с прежним назад на 50 мм , благодаря чему теперь и рослые люди могут размещаться на нем и управлять машиной с комфортом. Обивка сидений предусмотрена в двух вариантах: из перфорированной и искусственной кожи и ткани. Новые формованная обивка дверей и подлокотники, щиток приборов с круглыми циферблатами, откидывающаяся пепельница со встроенным прикуривателем (установлена на мягком кожухе отопителя), три плафона внутреннего освещения кузова делают интерьер машины совершенно иным.Четыре поколения «москвичей»Техническая характеристика (в скобках — данные по модели «1360») Общие данные . С наряженный вес — 1080 кг для седана и 1120 кг для универсала; скорость — 140 (120) км/час; время разгона с места до 100 км/час — 19 (33) сек. для седана: к онтрольный расход топлива — 8,8 л/100 км для седана. Двигатель. Число цилиндров — 4; рабочий объем — 1478 (1358) см я ; д иаметр цилиндра — 82 (76) мм; ход поршня 70 (75) мм; степень сжатия — 8,8 (7.0); карбюратор — вертикальный, двухкамерный; привод клапанов — распредел ительный вал в головке цилиндров (штанговый привод); мощность — 75 (50) л. с. при 5800 (4750) об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое однодисковое сдиафрагменной пружиной ( п ериферийными пружинами); коробка передач — ч етырехступенчатаяс синхрон изаторами на четырех (трех) передачах; главная передача — гипоидная с пер едаточным числом 4,22; ш ины — размером 6,45 — 1 3 дюймов. Подвеска колес. П ередняя — независимая пружинная ; з адняя — з ависимая рессорная; а мортизаторы — гидравлические, телескопические. Тормоза. Дисковые на передних колесах, колодочные на задних; привод — гидравлический, р аздельныйс вакуумным усилителем. Кузов. Несущий, ч етырехдверный . пятиместный; емкость багажника — 0,37 м3 . Р азмеры . Длина — 4250 мм; ш ирина — 1550 мм; высота — 1480 мм; д орожный просвет (при полной нагрузке) — 173 мм; база — 2400 мм; колея — 1270 мм. 10Автомобили теперь оборудованы не только замком зажигания с противоугонным устройством, но и переключателями света и указателей поворота, унифицированными с «жигулевскими». В немалой степени будет способствовать повышению комфортабельности также система приточно-вытяжной вентиляции с выходными решетками на панели приборов и на полке заднего сиденья. Выходные решетки расположены на задних крыльях. Наряду с усовершенствованием вентиляции новый «Москвич» отличает снижение уровня шума, как внутреннего, так и наружного." Это достигается установкой «одеяла» из специальных материалов на внутренней поверхности капота двигателя, улучшением шумоизоляции салона, установкой на модели «1500» новой выпускной системы с тремя ступенями глушения (прежде было две) и, наконец, применением специально разработанного и рассчитанного на использование с карбюратором типа ВАЗ воздушного фильтра, который ослабляет шум впуска. Разумеется, новые модели унаследовали традиционно присущие марке «Москвич» выносливость, долговечность, неприхотливость в эксплуатации. Вот несколько примеров. Благодаря внедрению закрытой системы охлаждения двигателя с расширительным бачком облегчается эксплуатация при использовании незамерзающих жидкостей. На модели «1500» для ускорения прогрева двигателя будет введен новый термостат, аналогичный применяемому на «жигулях». Количество точек смазки теперь сокращено. У модели «1500» исключены все пресс-масленки. В интересах сокращения номенклатуры запасных частей и благодаря применению на седанах и универсалах шин с близкими параметрами завод рассчитывает осуществить в будущем унификацию редукторов заднего моста на основе передаточного числа 4,22 и освободиться от передаточного числа 4,55 для универсала. Всем нововведениям, о которых уже сказано, сопутствовало изменение внешнего облика автомобиля. Он получил , иные, более элегантные по форме передние и задние крылья, наружные панели дверей, капот и крышку багажника, облицовку радиатора, буферы. К ом плексная задача по переработке внешнего вида «москвичей» была самостоятельно решена дизайнерами АЗЛКс учетом современных тенденций. Гармоничнее стали формы кузова, сократилось число блестящих декоративных деталей, освоена черная пластмассовая облицовка радиатора, а в оформлении «задка» машины широко использовано черное матовое покрытие, часть машин окрашивают рефлексными эмалями. Потребитель получил по существу совершенно новый как по форме, так и по содержанию автомобиль. При этом важно отметить, что благодаря настойчивой работе над снижением веса, применением новых материалов все названные усовершенствования не привели к заметному утяжелению машины и ухудшению ее динамических показателей. Первые «москвичи» четвертого поколения начали сходить с конвейера АЗЛК в декабре прошлого года. Их освоение идет поэтапно. Новый щиток приборов с круглыми циферблатами, передний и задний мосты с измененной колеей, регулятор давления жидкости в приводе задних тормозов, трехслойные ветровые стекла и ряд других элементов завод начал ставить уже на моделях «412» и «408». Часть новых узлов на моделях «1500» и 1360» также будет внедряться постепенно. Так, обогреваемые задние стекла, карбюраторы типа ВАЗ, фароочистители сначала будут монтироваться на небольших партиях машин. Точно так же планомерно завод намерен вести и дальнейшее совершенствование моделей «1500» и 1360» в десятой пятилетке. Коллектив завода надеется, что новые модели автомобилей «Москвич» получат хорошую оценку у автомобилистов в нашей стране и за рубежом. И. ЧАРНОЦКИЙ, главный конструктор АЗЛК