32
33
От съезда н съездуУлучшить условия для занятий широких масс трудящихся физической культурой и спортом... Из Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годыСПАРТАКИАДЫА. СКВОРЦОВ, заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР, главный судья по военно-техническим видам спорта VI Спартакиады народов СССР32Многие годы связанному с военнотехническими видами спорта, мне не раз приходилось быть главным судьей Всесоюзных спартакиад. Каждая из них отличалась от предшествующих целями, насыщенностью программы, массовостью и географией. И это закономерно; ведь спорт все активнее вторгается в нашу жизнь, помогает производительнее трудиться, готовить себя к защите Родины. Наши спартакиады, таким образом, выходят за рамки чисто спортивного события, превращаясь в грандиозный смотр бодрости, здоровья людей, д о ­ стижений в развитии физической культуры. Они знаменуют одно из важных социальных завоеваний советского общественного строя. В этом смысле VI летняя Спартакиада народов СССР, посвященная 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, стала знаменательной вехой в развитии физкультурного и спортивного движения. Проведенная под девизом «Готов к труду и обороне СССР», она была рассчитана на людей разных возрастов и профессий. Программа ее, подчиненная этой цели, была комплексной: вместе и на равных с массовыми, так называемыми олимпийскими видами спорта в нее входили военно-технические соревнования — авиационные, парашютные, автомобильные, мотоциклетные, стрелковые, радио, морские (всего 26 видов). Только в них стартовало более 40 миллионов участников. А вот несколько цифр, связанных со спартакиадными автомобильными и мотоциклетными соревнованиями. За полтора года в одиннадцати видах стартовало около 3 миллионов человек, 567 тысяч из них выполнило разрядные нормативы. За это же время было проведено свыше 150 тысяч состязаний среди автомобилистов и мотоциклистов. Таких количественных и качественных показателей не знала ни одна из предыдущих спартакиад. Они красноречиво говорят о возросшей популярности автомотоспорта в нашей стране, возможностях дальнейшего роста. Совсем недавно перспективы развития автомобильных и мотоциклетных соревнований оценивались несколько иначе. Бытовало мнение, что по своей природе они не могут быть массовыми, поскольку требуют больших затрат, связанных с приобретением дорогостоящей техники и строительством специальных трасс. Жизнь заставляет теперь иначе взглянуть на будущее нашего автомотоспорта. Непрерывный рост выпуска автомобилей и мотоциклов отечественной .промышленностью, увеличение поставок продукции мотозаводов Чехословакии и ГДР позволяет все большему числу советских людей покупать автомототехнику в личное пользование, а спортивным и учебным организациям ДОСААФ укреплять свою материально- техническую базу. А это уже серьезные предпосылки для того, чтобы добиться настоящей массовости в некоторых видах автомобильных и мотоциклетных соревнований. Существует и другая сторона вопроса. Автомотоспорт по своему характеру и направленности имеет огромное прикладное значение. Участвовать в соревнованиях — значит повышать водительское мастерство, лучше осваивать технику. Не случайно давно уже стало правилом: хороший автомотоспортсмен — передовой производственник, Вот это прикладное значение соревнований, связанных с мастерским управлением автомобилем и мотоциклом, все больше стали понимать на автозаводах, автотранспортных предприятиях, в учебных, первичных организациях ДОСААФ . И если проанализировать те цифры, которые были приведены выше, то можно смело утверждать: рост массовости автомотоспорта неразрывно связан с хорошей материально-технической базой, и проявляется он в тех многих тысячах соревнований, которые теперь регулярно проводят в автохозяйствах, в первичных и учебных организациях оборонного Общества. В этом видится главный итог минувшей Спартакиады. Полтора года в штаб и главную судейскую коллегию поступали сообщения из всех районов страны о ходе массовых стартов. Многие из них свидетельствовали о том, что на автотранспортных предприятиях Спартакиада привлекла к себе внимание своим военно-патриотическим содержанием, прикладным характером. Например, министерства автомобильного транспорта Белоруссии и Армении провели массовые внутриведомственные спартакиады, в которых десятки тысяч водителей, инженеров, техников соревновались в скоростном маневрировании, экономичном вождении, смене колеса, гранатометании и пулевой стрельбе, В ходе их участники сдавали нормативы комплекса ГТО. Не случайно в этих республиках, особенно в Армянской ССР, очень высок удельный вес моторных видов соревнований в общей программе Спартакиады. В штаб Спартакиады регулярно поступали сообщения из организаций ДОСААФ . С удовлетворением отмечали мы, что больше стало автошкол, где не ограничиваются обучением курсанта на водителя 3-го класса, а стремятся помочь ему сделать первые шаги в спорте. К примеру, в таганрогской, калининской, бахчисарайской, кременчугской и во многих других автошколах почти все курсанты-призывники участвовали в спартакиадных соревнованиях по скоростному маневрированию и автомобильному двоеборью, причем часть из них выполнили разрядные нормативы. В ряде школ стали популярны состязания по мотоциклетному многоборью. И здесь надо отметить, что важнейшим условием для широкого внедрения автомотоспорта в учебный процесс, в практику подготовки технических специалистов явилось повсеместное сооружение автодромов с площадками для фигурного вождения. Д о сих пор речь шла о простейших, хотя и массовых, но все же малых формах автомотоспорта. Весь ход юбилейной Спартакиады, ее всесоюзные финалы ярко продемонстрировали качественный рост мастерства советскихспортсменов. И что очень важно, чемпионами в автомобильных и мотоциклетных соревнованиях стали представители почти всех союзных республик, Убедительное свидетельство того, что в нашей стране всюду созданы условия для занятий спортом, повышения водительского мастерства! Спартакиада открыла нам много новых имен. Картингисты П. Бушланов (РСФСР) и В. Тихомиров (Москва), мотокроссмены А. Харитонов (Ленинград), В. Чванов (Грузия), в кольцевых автогонках В. Вайшвила (Литва) — это всего лишь несколько имен из тех, что надо было бы назвать как вполне реальных кандидатов в сборные команды страны на самое ближайшее время. На их долю выпадет почетная миссия умножать славу советского спорта на международной арене, добиваться новых рекордов, новых побед. Это будущее нашего спортаРаз уж мы коснулись вопроса о зарубежных выступлениях наших спортсменов, отметим, что заключительный спартакиадный год и здесь принес много отрадного. Серебряные медали в острейшей борьбе с лучшими профессиональными мотоциклистами завоевали советские мастера в командном чемпионате мира по спидвею, Кубок Европы по мотоболу выиграла наша дружина. После продолжительного перерыва восстановили свой высокий авторитет советские картингисты и автомобилисты-кольцевики: в соревнованиях на кубки дружбы социалистических стран они заняли вторые командные места, а в личном зачете эстонский мастер М. Лайв (группа Ц9) одержал победу. Перед последним этапом — «Русской зимой» — реальные шансы выиграть Кубок дружбы социалистических стран имеют наши раллисты. Словом, создан тот плацдарм, который может обеспечить нам в ближайшие годы более высокие результаты в важнейших международных соревнованиях. Конечно, нельзя сказать, что наследие Спартакиады сплошь окрасило все в розовые тона и что не осталось препятствий, мешающих автомотоспорту двигаться вперед. Ведь наряду с розыгрышем чемпионских медалей, кубков и других наград в ходе спартакиадных соревнований проверялись все стороны организаторской работы комитетов, клубов ДОСААФи спортивных федераций. И здесь идет еще не все гладко, как того хотелось. Некоторые комитеты Общества и их спортивно-технические клубы заметно снизили интерес к массовым видам автомобильных и мотоциклетных соревнований, доступных многим первичным организациям. Это прежде всего относится к досаафовским коллективам Азербайджана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии, а в Российской Фе ­ дерации — к Иркутской, Камчатской, Астраханской, Псковской областям, Бурятской, Кабардино-Балкарской, Марийской, Чувашской АССР. Одним из китов, на которых стоит наш спорт, в том числе и такие сложные в организационном отношении его виды, как автомобильный и мотоциклетный, являются общественные кадры тренеров, инструкторов, судей. Надо признать, что на местах не везде этой стороне дела уделяют должное внимание. В результате уровень тренировочной работы отстает от современных требований, нередко спортсмены предоставлены сами себе, мало уделяется внимания воспитательной работе. Забывается непреложное правило, что спорт и воспитание неразделимы, что вместе они составляют одну из форм военно-патриотической работы, которую призваны вести организации ДОСААФ . Мне могут возразить: не всюду еще созданы условия для автомобильных и мотоциклетных соревнований. Да, это так, и минувшая Спартакиада, вызвавшая большой интерес, особенно у молодежи, к автомотоспорту, подтвердила: во многих случаях спрос опережает предложение — не все желающие могут быть приняты в секции и обеспечены спортивной техникой. Но даже там, где. база еще слаба, бездействие никак оправдать нельзя. Проще всего ссылаться на то, что нет спортивных автомобилей и мотоциклов, мало специальных трасс (замечу попутно, что целый ряд дорогостоящих спортивных сооружений, сданных в эксплуатацию в последние годы, слабо используется местными комитетами). Но ведь это все касается сложных скоростных видов соревнований. Между тем вовлечь желающих в спортивную работу, устраивая состязания по «фигурке», однодневки, короткие линейные гонки, то есть простейшие мероприятия, практически доступно всюду. И, что очень важно, такие состязания в зависимости от программы, выдумки организаторов способны заметно повлиять на жизнь первичных организаций колхозов, совхозов, заводов, учреждений, школ, высших учебных заведений. Есть у нас такой огромный резерв повышения массовости спорта, привлечения к нему широких слоев населения, как соревнования владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Вот уже два года комплексное многоборье на собственных мотоциклах разыгрывается в ранге чемпионата страны с вручением победителям малых золотых медалей. Но еще подлинной массовости, особенно на местах, при проведении районных, городских стартов здесь не достигнуто. Что же касается соревнований на личных автомобилях, то в этом важном деле предпринимаются еще пока робкие попытки. Автомотоспорт многообразен. И все его формы, начиная от самых простых и кончая такими сложными, как кольцевые гонки, служат общей цели — они закаляют спортсмена физически, укрепляют его волю, воспитывают характер. Словом, формируют качества, необходимые в повседневной жизни, для высокопроизводительного труда и защиты Родины. На эту сторону спортивной работы еще раз обратил внимание прошедший в октябре минувшего года пленум ЦК ДОСААФ СССР, обязавший в своем постановлении первичные организации Общества всемерно содействовать удовлетворению резко возросших запросов молодежи в области военно-технических видов спорта. Спартакиада стала историей. Она подвела итоги спортивной пятилетки и оставила заметный след в жизни всех спортивных коллективов. Сейчас, когда все советские люди готовятся достойно встретить XXV съезд Коммунистической партии, организации оборонного Общества обязаны внимательно проанализировать успехи в военно-патриотической, оборонно-массовой, спортивной работе, вскрыть причины недостатков, наметить ориентиры, к которым следует двигаться вперед. Новая пятилетка принимает старт.33