3. АМО-Ф15Первый советский грузовик. Стоял на производстве с ноября 1924 года по ноябрь 1931 года. На его шасси выпускали автобусы, санитарные и пожарные машины, легковые штабные автомобили и броневики. В 1927 году базовая модель подверглась реконструкции (кабина с жесткой крышей, усовершенствование электрооборудования и сцепления]. Всего за восемь лет изготовлено 6400 машин. Один из наиболее хорошо сохранившихся экземпляров (сегодня их известно четыре) стоит в заводском музее ЗИЛа (наш снимок). В хранилище Политехнического музея в Москве также есть один АМО—Ф15. Грузоподъемность — 1500 кг; число и рабочий объем цилиндров — 4 и 4396 смЗ; расположение клапанов — нижнее; степень сжатия — 4,0; мощность — 35 л. с. при 1400 об/мин; число передач — 4; подвеска колес — зависимая рессорная; размер шин — 880 X Х135 мм; длина — 5050 мм; ширина — 1760 мм; высота — 2250 мм; база — 3070 мм; снаряженный вес — 1920 кг; скорость — 42 км/час; эксплуатационный расход топлива — 20 л/100 км. Фото В. Ширшова[4. НААЛИ-1Первый советский малолитражный автомобиль, созданный группой конструкторов Научного автомоторного института. НАМИ—1 был и первым в нашей стране автомобилем с V-образным верхнеклапанным двигателем воздушного охлаждения, независимой подвеской колес и хребтовой рамой. Все серийные образцы этой машины имели двухдверный (тоже впервые в нашей практике) кузов типа «фаэтон». Малолитражки НАМИ—1 строил московский завод «Спартак». С 1927 по 1930 г. он изготовил 512 машин. До наших дней сохранился единственный образец (шасси № 107], который экспонируется в Политехническом музее. Число мест — 4; число и рабочий объем цилиндров — 2 и 1163 смЗ; расположение клапанов — верхнее; степень сжатия — 4,5; мощность — 22 л. с. при 2800 об/мин; число передач — 3; подвеска колес — зависимая рессорная спереди и независимая рессорная сзади; размер шин — 700X130 мм; длина — 3700 мм; ширина — 1300 мм; высота — 1320 мм; база — 2800 мм; снаряженный вес — 700 кг; скорость — 75 км/час; эксплуатационный расход топлива — 9 л/100 км. Фото Б. КорзинаИЗ КОЛЛЕКЦИИ «ЗА РУЛЕМ»]