20
21
МЫ ЕДЕМ НА=жигылях=Позади сто тысячИтак, автомобиль ВАЗ—2101, предоставленный редакции заводом три года назад, перешагнул 100-тысячный рубеж. Годовой пробег, таким образом, составил около 33 000 километров, что в три раза превышает среднюю величину для автолюбителей, выявленную статистическим путем. Как знают наши читатели по материалам, опубликованным в 1973, 1974 и 1975 годах, автомобиль испытывался довольно жестоко. Мы ездили без сезонных перерывов и порой по таким дорогам, где месили грязь лишь грузовики. Иногда в интересах дела булыжная, гравийная или грунтовая дороги получали предпочтение перед асфальтированным шоссе, а песчаные, заснеженные или болотистые участки — перед более удобными объездными путями. Автомобиль, как иу большинства владельцев личных машин, находился под крышей лишь во время ремонта. Все это позволило полнее выявить возмож-ности наших «Жигулей», надежность, прочность и долговечность. Теперь с достаточным основанием мы можем ответить на многочисленные вопросы владельцев автомобилей марки ВАЗ, касающиеся главных качеств. В первую очередь всех интересует срок службы основных узлов и агрегатов, а также стоимость эксплуатации машины. Для наглядности ответа мы составили таблицу, в которой представлена «история болезней» автомобиля за весь срок испытания, указаны причины возникавших неисправностей и номера журналов, где они анализировались. Чтобы подсчитать расходы на эксплуатацию машины, к стоимости ремонта, приведенной в таблице, надо прибавить расходы на техническое обслуживание и эксплуатационные материалы. Техническое обслуживание завод реко ­ мендует проводить в те сроки ив том объеме, которые указаны в талонах сервисной книжки, прилагаемой к автомобилю. Выполнение этих требований, как мы убедились, обеспечивает его нормальную работу. Цена обслуживания на СТО* после пробега 2000 километров (талон № 1 сервисной книжки) составляет 15 руб. 30 коп., 5000 (талон № 2) — 20 руб. 60 коп., 10 000 (талон № 3) — 16 руб. 10 коп., 20 000 (талон № 4) — 24 руб., 30 000 (талон № 5) — 23 руб. 30 коп., 40 000 (талон № 6) — 24 руб., 50 000 (талон № 7) — 16 руб. 10 коп., 60 000 (талон № 8) — 30 руб. 10 коп., 70 000 (талон № 9) — 16 руб. 10 коп., 80 000 (талон № 10) — 24 руб., 90 000 (талон № 11) — 23 руб. 30 коп., 100 000 (талон № 12) — 24 руб. Из эксплуатационных материалов нам, как и почти всем владельцам «жигулей», требовался только бензин. Лишь иногда бывало нужно немного охлаждающей и тормозной жидкости, консистентной смазки ЛИТОЛ-24 и незамерзающей жидко ­ сти для стеклоомывателя на общую сумму в несколько рублей. Масел в период от одного технического обслуживания до другого ни в двигатель, ни в коробку передач, ни в задний мост доливать не приходилось. наш автомобиль потреблял в ( Бензин зависимости от времени года, нагрузки и режима движения от 8 до 11 литров на 100 километров пути. Средний же расход за 100 000 километров составил 9,8 литра на 100 километров. Таким образом, в год на бензин АИ-93 мы затрачивали около 300 рублей. Общее состояние машины после 100 000 километров можно охарактеризовать как вполне хорошее, если не принимать во внимание предстоящие в не* Здесь ив таблице приведены расходы в соответствии с прейскурантом М° 50-01, действующим с 1972 года.далеком будущем замену балки заднего моста и несколько позже — передних крыльев. Рассмотрим эти неисправности подробнее, поскольку они довольно серьезны и ранее нами не анализировались. Причина прогиба балки состоит в том, что на полностью груженной машине мы вынуждены были не один раз преодолевать трудные участки грунтовых дорогс хода на значительной скорости, чтобы не застрять в грязи. Естественно, на неровностях подвеска резко срабатывала до упора, а балка, испытывая сильные удары, постепенно деформировалась. Кстати, как уже сообщалось, с 1974 года завод выпускает усиленные балки. Теперь о кузове — главной и самой дорогой части машины. За все три года эксплуатации, чтобы выявить быстроту распространения коррозии, на него не наносили никакого покрытия. Первые сигналы в виде отдельных и групповых (у оконных., проемов) вздутий краски появились после второй зимы. Со временем размер их увеличивался, а краска трескалась. Под ней тогда обнаруживали пораженные ржавчиной участки. Во всех местах, к роме крыльев, очаги коррозии находились под краской. Поэтому для устранения их достаточно было сразу, как только появилось вздутие, зачистить пораженное место шкур ­ кой, загрунтовать и закрасить. Иное дело — передние крылья. К ор ­ розия на них прежде всего возникает вверху — где приварен щит, о бразую ­ щий заднюю стенку колесной ниши, а затем — и в нижней части. Вызывает ее влага, скапливающаяся вместе с грязью и пылью в закрытой полости за щитом ниши. Попадать туда они могут сверху через зазор в углах коробки воздухопритока, если отошла нанесенная на заводе мастика, или через щель между краем щита и боковой поверхностью крыла, закрытой резиновым уплотнителем (о том, как заделать эти ходы, было рассказано в апрельском номере жур ­ нала за прошлый год). Следует добавить, что проверить и надежно загерметизировать указанные соединения следует на новой машине, пока взакры ­ тую полость не попала пыль, потому что удалить ее через имеющееся внизу сливное отверстие очень трудно. Желательно также нанести на внутренние поверхности этой полости дополнительно защитный состав при помощи трубки, вводимой через отверстие в щите, которое закрыто пробкой. Некоторые СТО выполняют эту работу одновременно с нанесением защитного покры ­ тия на низ кузова. Кстати, наш автомобиль показал, что днище не так уж подвержено коррозии , как думают некоторые автолюбители,Так проявляет себя коррозия (фото слева) — и вот результат ее действия (справа). стремящиеся даже на заводскую мастику положить еще один слой. Год назад мы обнаружили на днище два больших «голых» (без мастики) участка, которые затем осматривали при каждом очередном обслуживании. До сих пор они сохранили заводской грунт и не подверглись действию коррозии. Такая же картина наблюдается в нишах колес. Другая часть кузова, традиционно считающаяся легкой добычей ржавчины, — пороги. По нашим наблюдениям, на «жигулях» они ржавеют лишь тогда, когда в них в результате засорения сливных отверстий собирается вода. Во всяком случае, при знакомстве с разрезанными после аварии кузовами, находящимися на крупнейшей в Москве СТО, мы выявили именно такую закономерность. Становится очевидным, что те места, которыеостаются сухими, не очень нуждаются в дополнительной защите. Наиболее сильно коррозия атакует автомобиль при зимних поездках по мокрым дорогам и улицам, посыпанным песком и химикатами. Попадая на детали и плоскости кузова, они длительное время покрывают их наподобие компресса, разрушая не только защитные покрытия, но и металл. Мы сравнивали наш ВАЗ с его ровесниками, эксплуатировавшимися в сельской местности круглый год, и с городскими, отдыхавшими зимой в гараже или «а улице под тентом. Коррозия их тронула значительно меньше, чем нашу машину. Напрашивается вывод: если пользуетесь машиной зимой и хотите оградить ее от интенсивной коррозии, воздерживайтесь от поездок в те дни, когда надороге сыро от тающего под действием солей снега. Наши длительные испытания наглядно продемонстрировали, что самый массовый советский автомобиль «Жигули» обладает не только высокими ходовыми и эксплуатационными качествами, но и достаточной долговечностью (напомним, что мы не проводили на нем никаких профилактических работ1). В заключение остается пожелать Волжскому автомобильному заводу довести жизнеспособность всех узлов автомобиля до пробега 100 000 километров и выпускать новые модели так же достойными государственного Знака качества, как «2101», «2102», «2103». Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерЦена в рублях Пробег, км Неисправность Причина Выполненная работадеталейработыГод и номер с журнала описанием неисправности 1973, 3 1973. 6 1973, 6 1973, 6 1973, 108 500 12 800 13 182 20 000 33 000 40 000 42 100Повреждение сайлент-блока нижнего правого рычага задней подвески Трещины на мастике батареи Стук нижнего наконечникаамортизаторапередней подвески Ухудшение торможения Повреждение (глубокая вмятина) приемной трубы глушителя Чрезмерное раскачивание передней части машины Ухудшение торможения Нарушение работы зажигания системы нечеткаянедостаточная затяжка замена болта крепления блока не устанавливалисайлент-по гарантии бесплатно по гарантии бесплатно по гарантии бесплатно10 4 16 10и знос резиновой износ колодок тормозов удар окаменьперезаливка м стик втулки з аам енаи втулкипередних замена колодок замена трубы замена амортизаторов замена колодок замена контактов замена блока цилиндров* замена наконечника, п роверка схода иразвала колес замена амортизаторов з.амена шаровых опор замена втулки замена нижнего рычага передней подвески замена колодок1,60 1,40243 000Стук в двигателе, работа сцепления48 000 58 000 60 00065 000Заметный люфт в шаровом шарнире левого наконечника тяги Чрезмерное раскачивание задней части машины Чрезмерный <0,8—0,9 мм) л юфтв левой верхнейи правой нижнейшаровых опор ах передней подвески Стук в переднем амортизаторе Поломка болта, крепящего кронштейн переднего амортизатора Ухудшение торможениявыход из строя амортизаторов передней подвески износ колодок передних тормозов износ (выгорание) контактов прерывателя изз апопадания на них масла большое (до 3 мм) осевое перемещение коленчатого вала из-за выпадения его упорного полукольца износшарнира из-за повреждения грязезащитного чехла выход из строя амортизаторов задней подвески износ опор1,60 1,20601.301301973, 12 1974, 23,50153,3021974, 6—1974, 1210,945,7075 000износ резиновой втулки неаккуратность при снятии амортизатора износ колодок передних тормозов Износ выступов рисунка износ шин (высота менее 1,5 мм) Р ывкимашины при тормоз аеданиепоршня вследствие загрязнения торжении мозной жидкости Ухудшение торможения0,5012 10 228 724.70 1,6081974, 12 1974. 1280 00086 000 90 000100 000износ тормозных док задних колес износ крестовин карданСтуки втрансмиссии ного вала Низко опустилась передняя проседание пружин печасть машины редней подвески износ колодок передних Ухудшение торможения тормозов Шум в области переднего износ подшипников переднего колеса вследстколеса вие перетяжки повреждение подшипниШум в заднем мосту ка полуоси из-за прогиба балки заднего моста Низко опустилась задняя проседание пружин задчасть машины ней подвески Заедание замка зажигания износ замказ амена4 шин, балансировка колес замена рабочего цилиндра тормоза заднего колеса, п рокачка системы наклазамена колодок замена крестовин замена пружин замена колодок замена подшипников замена полуоси замена пружин замена замка— —1975, 23,8410 7 10 106.20 3,80 3,20 1,602—1975. 8— —1976, 1 1976. 18,3522 10 182,30 4,60 1,60—• Если этот дефектобнаруженсразу после возникновения , ремонт может ограничитьсязаменой полуколец. В нашем случае, когда с ним было пройдено несколько тысяч километров, п ришлосьменять блок из-за поврежденияопоры . Этот ремонт провели на заводе, куда для исследования был сдан двигатель, а на испытываемый автомобиль был установлен новый. 21