Двое в кабинеЗавтра экзамены . Н езнакомые строгие люди в милицейской форме будут оценивать, к ак мы умеем делать то, чему нас учили... Попробуем доказать , что мы уже — ш оферы ! Из дневнина курсанта Курсанты волнуются. Волнуюсь ия . Так каждый ра'з: экзамен-то не только их проверяет, но и нас, преподавателей. Все ли мы сделали?.. Из блокнота мастера практического вождения И. Г. Суворовабросает он и скрывается за дверью. За ним идет Виктор Чернов, потом Саша Лубов. За Сашей иду я. Это уменяеще со средней школы такая привычка — идти на экзамены четвертым или пятым. Нас рассаживают по одному, к аждому дают карточку и чистый лист бумаги. Лейтенант объясняет: — Вам отводится пятнадцать минут. Отвечаете на все десять вопросов. На листке напишите свою фамилию, н омер карточки и по порядкуномера тех ответов, которые вы считаете правильными. Вопросы есть? Нет? Приступайте! Переворачиваю карточку. О на точно такая же , к акиенамуже не разпоказы вали. Вопросы достались дажепроще , чем мы разбирали на занятиях. Я быстренько сообразил, к акой из ответов годится для первой задачи, потом для второй, третьей... И так все десять. З а тратил на это не больше пяти минут. Лейтенант сразу увидел, что ясмотрюв окно. П одошел , спрашивает: — Что-нибудь непонятно? — Д а нет, я ответил на все вопросы! — Тогда сдавайте билет иждитевко ридоре. Сдал билет, вышел. Налетели ребята. О дни поздравляют, будто я только что шайбу забил. Д ругих интересует, что да как, к акие вопросы были вмоем билете. А япробую вспомнить — и не могу . Махнул рукойи пошел на улицу. Н е м ного отдышался. Н о все равно беспо койство одолевает: з ачем спешил?.. • Н е помню, сколько времени терзался, но вот вижу ребята высыпали во двор. Лейтенант поднял вверх пачку наших личных карточек и, когда мы угомони лись, сказал: — М оя фамилия Громов. Те, к огоя назову, будут сдавать вождение мне. Остальным придется подождать, пока освободится другой инспектор. С омной поедут Горин, Хальнов, Егоров, Шмелев... О н назвал еще человек пять, в том числе и меня. С разу гора с плеч — значит, «Правила» сдал. Первым садится за руль Володя Егоров, р ядомсним инспектор. М ыустро ились в кузове. И поехали. Володя воо бще ездит хорошо, чисто, и никто из нас не сомневался, что он сдаст. Н о было любопытно: как же поведет себя этот Громов, к акие команды будет по давать. М ашина тронулась. И все пошло так, словно мы едем на обычных занятиях но теме « В ождениев городских условиях». О дин поворот, другой, третий... Вот ужиметро проехали. М олодец Вовка, ведет машину в правом ряду как по ниточке, не дергает, п ередачипереключает четко. На Велозаводской остановились. ров вышел, с ним лейтенант. ЕгоДень сегодня пасмурный. А ребята приоделись, как на демонстрацию. Д а ж еСережка , для которого застегнутая верхняя пуговица словно кость в горле, сегодня при галстуке. Д руг над другом подшучиваем, все вроде бы как всегда. Но если приглядеться, м ожно заметить, что как-то это «чересчур» — и смех громче, и глаза блестят. Конечно, нервничаем, хоть друг перед другом стараемся этого не показать. И у меня на душекошки скребут. Особенно томительны вот эти последние ми нуты в ожидании начала. Просто не знаешь, куда себя девать. Сунулся туда, сюда, потолкался у одной группы, у другой... Потом решил, что не грех еще раз в «Правила» заглянуть. Направляюсь к скамейке, но в это время кто-то сзади шлепает по спине: — Привет, старик! Оборачиваюсь — это Юрка Лавренов, здоровенный парень из соседней, тридцать второй группы. — Слушай, расскажи, как там военная комиссия, очень строга? Небось гоняли на автодроме? — Д а ничего особенного не было, —• нехотя начинаю я. — С ам знаешь: сначала здесь, в школе, сдавали внутренние экзамены — «устройство» и «Правила», а потом поехали на автодром. В классе было проще : плакаты на стенах, макеты, стенды — все это помогает. А там, на автодроме, — только собственное умелие. Так и сдавали — каждый за себя. П ри нимал майор Михаил Яковлевич Пилюгин. Не придирался, но выжимал из нас все. М еняс места сразу на эстакаду загнал, оттуда — на железнодорожную платформу, с нее — на косогор. Потом заставил подать к платформе задним ходом, поставить машину в бокс. Я не удержался, спрашиваю: «А почему вы, товарищ майор, такой порядок выбираете? Не проще ли по обычному маршру ту проехать?» А он знаешь что ответил? «Конечно, товарищ курсант, по обычному маршру ту проехать проще. Потому яи изменяю порядок упражнений. Вы привыкли к платформе подъезжать слева. А вжиз ни она может оказаться и справа. Ваш расчет тогда ни к чему, нужно учиться заново. Вот яи проверяю, как вы к таким неожиданным, но совершенно реальным ситуациям готовы». — Ну и как, сдал? — это уже другой парень спросил. — Сдать-то сдал. А сердце все равно не на месте. Тогда был внутренний. А сегодня — финишная прямая, государственный зачет. Не шутка! Госавтоинспекторы принимают... Д а тебе-то что волноваться. Ты у Суворова учился. А у него всегда все сдают. 18Я махнул рукой и не стал пускаться в объяснения. Н о как будешь спокойным.... — Д а , ты думаешь по карточкам отвечать просто? — кричит Петя Польский. — Это ж гиблое дело! Получил карточку, сел, не успел подумать — а время вышло. Вот отец рассказывал, раньше с тобой по «Правилам» просто беседовали. Там можно было выплыть как-то, на слезу инспектора взять. А тут ничего не проходит. Так — не так, и вылетай! — Правила-то сдать можно , — перебивает его Гена Азрапкин . — А вот вождение... — И он делает такие глаза, что мы чуть не падаем от смеха. — З ря смеетесь, — стоит на своем Генка. — М не говорили, тут один лейтенант из ГАИ ух лютует. М едленно разгоняешься — плохо, быстро разгоняешься — опять плохо. Чуть не каждого втор ого высаживает. — А мне говорили, — встревает Горин... Но яуже не вникаю, отхожу в сторону. Наслушаешься этих басен и впрямь с испугу не сдашь. А сдать нужно обязательно. З ря , что ли, столько нас учили! Одна за другой подъезжают машины. Приехал начальник школы Василий Кузьмич Жабин. К самым дверям подкатил милицейский УАЗ . Вылезли два лейтенанта и прошли в здание. Выстраиваются в ряд наши грузовики. Вот и Суворов ставит на место «газик». Подхожу. М астер протягивает руку: — Ну, здорово, ш офер ! Я растерянно моргаю , а он смеется: — Конечно, ш офер , тут и сомневаться нечего. Сегодня к вечеру получишь «права», и мы с тобой — коллеги, товарищи по труду! — А если?.. — А если засыпешься, значит, я никуда не гожусь. — И добавляет серди то: — Нет у тебя такого права — не сдать. Иван Георгиевич смотрит на часы и спохватывается: — Ну, извини, дела. П ередай ребятам, чтобы не расходились — скоро начнем. Ж демеще несколько минут. Н аконец завуч Борис Георгиевич Гуревич объявляет: — Тридцать первую группу приглашае м для сдачи экзаменов по правилам до р ожного движения! Тридцать первая — это мы. Входим в коридор. Дверь открывается, и из класса выглядывает молодой худощавый лейтенант. «Это тот самый», — слышу шепот рядом. А он добродушно улыбается: — Ну чего испугались? Давайте, кто посмелее. Первая очередь — пятнадцать человек. Остальные потом. Первым вызывается Петя Польский: — А, была не был-а — бесшабашно— Спешивайтесь, — скомандовал он нам и пояснил: — Будете ждать машину здесь, а тот, кто отъездит, м ожет идти в школу. С ледующий — Хальнов... Как только они тронулись, мы обступили Егорова: — Ну, расскажи... — А чего рассказывать? — поднял плечи Володька. — Ехали и ехали. За всю дорогу он больше двух десятков слов, пожалуй, и не сказал. Только по существу: «прямо», «у светофора, пожалуйста, направо» — вот и вся беседа. Когда остановились, я спросил, как мои дела. «Ничего, говорит, ездите уверен но».