|
6
|
7
|
|
^=n ii=i№»fra=r^vГЛАВА КАМАЗКамский комплекс заводов представляет собой одну из наиболее совершенных форм организации производства и отличается самой современной технологией и высокой технической культурой. Естественно, что и его продукция в качественном отношении будет шагом вперед в нашем автомобилестроении. В машинах КамАЗ, разработанных коллективом конструкторов автозавода имени И. А. Лихачева, учтены опыт отечественной и зарубежной науки, новейшие достижения мирового автомобилестроения, сегодняшние требования к безопасности и удобству управления, Одна из главных эксплуатационных особенностей первого тягача марки «КамАЗ» — высокая удельная мощность; 8 л. с. на тонну веса автопоезда. В настоящее время этот показатель становится нормой для всех новых автопоездов, создаваемых на отечественных заводах. Благодаря высокой удельной мощности камские автомобили найдут преимущественное использование в качестве тягачей в составе автопоездов общим весом 26—27 тонн. Заметим, что до сих пор в стране выпускают бортовые грузовики, которые не предназначены для постоянной работы с прицепами, и большую часть времени их используют как одиночные автомобили. Тягачи КамАЗ, которые будут составлять половину производственной программы комплекса, потребуют обязательного укомплектования их прицепным составом, так как только в таком качестве дадут народному хозяйству наибольший эффект. Конструкторы КамАЗа предусмотрели, чтобы машина проходила до капитального ремонта в условиях эксплуатации на дорогах первой категории не менее 300 тысяч километров, Суммарный нормативный срок службы камских грузовиков до списания ожидается не менее чем в 500 тысяч километров. Такие автомобили у нас еще не выпускались. Общая компоновка (см. цветную вкладку) — характерная для современных грузовиков. Расположение кабины над двигателем обеспечивает лучшую обзорность водителю, наименьшее место, занимаемое автомобилем на дороге (что очень важно при быстром росте парка), и увеличение площади грузовой платформы (это позволяет перевозить легковесные грузы без специальных приспособлений). При такой компоновке, естественно, сокращается колесная база и, как результат, улучшается маневренность автомобиля. Просторная трехместная кабина (на седельных тягачах в ней предусмотрено спальное место) при помощи торсионного механизма легко откидывается вперед, открывая доступ к двигателю. Двигатель, сцепление и коробка передачобразуют единый силовой агрегат, установленный на передних, задних и поддерживающей опорах. На КамАЗах установлены новые четырехтактные дизели собственного производства. Их конструкция разработана ярославским моторным заводом. Это V-образные восьмицилиндровые двигатели рабочим объемом 10,85 л, мощностью 210 л. с. (для работы в составе автопоезда) или 180 л. с. (для одиночных автомобилей). Максимальное число оборотов — 2600 в минуту. Все двигатели марки «КамАЗ» отличаются высокими удельными показателями и прогрессивной конструкцией основных деталей, узлов и систем. На дизелях для КамАЗов применены конструктивные решения, которые в нашем автомобилестроении являются новинками или же пока не находили широкого распространения. Азотированный коленчатый вал, полнопоточная система фильтрации масла с центрифугой способствуют значительному повышению долговечности двигателя. Автоматический контроль за правильностью работы системы охлаждения осуществляют гидромуфта в приводе вентилятора и два термостата. Кстати, система охлаждения (как на «жигулях») сделана закрытой и рассчитана на постоянное использование охлаждающей жидкости ТОСОЛ. Впервые введена и система очистки воздуха с фильтром сухого типа и автоматическим отсосом пыли из фильтра посредством эжектора, который действует за счет энергии отработавших газов. Среди других новшеств — коллоиднографитовое покрытие юбок поршней, съемные металлокерамические направляющие втулки для клапанов, молибденовое покрытие нижнего поршневого кольца, активно-реактивный глушитель шума выпуска, В силовых агрегатах КамАЗа использованы двухдисковые сцепления. В гидравлическом приводе механизма управления сцеплением имеется пневмоусилитель, облегчающий пользование педалью. Необычной особенностью трансмиссии большой части КамАЗов является делитель. Это, по существу, дополнительная двухступенчатая коробка передач, установленная после сцепления перед основной коробкой. Одна передача делителя сделана прямой (то есть ее передаточное число равно единице), а вторая — повышающей (0,815). Таким образом, делитель по назначению представляет собой мультипликатор. Он будет устанавливаться только на моделях, рассчитанных для буксировки прицепа или полуприцепа и позволит вдвое увеличить число передач трансмиссии и довести его, таким образом, до десяти.В числе первых моделей, которые начинает выпускать в десятой пятилетке Камский комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей, — машины КамАЗ—5320. Они положат начало нескольким семействам большегрузных автомобилей, в общих чертах уже знакомых нашему читателю по статье В. Н. Баруна, главного конструктора автомобилей КамАЗ («За рулем», 1974, № 1). Сегодня он рассказывает о некоторых особенностях конструкции первой . модели, к выпуску которой приступает Камский автозавод, главы семействатрехосного грузовика «5320». шСобственно коробка передач — пятиступенчатая, синхронизированная на второй, третьей, четвертой и пятой передачах. Управление коробкой — дистанционное с механическим приводом. В делителе передачи переключаются посредством пневматического привода. Карданная передача — открытого типа, состоит из двух трубчатых валов. Карданные шарниры — на игольчатых подшипниках с постоянным запасом смазки. Главная передача ведущих мостов сделана двойной: пара конических шестерен со спиральными зубьями и пара цилиндрических косозубых шестерен. В среднем мосту установлен межосевой симметричный дифференциал, распределяющий крутящий момент междумо стами. При необходимости водитель мо жет заблокировать дифференциал. В задней части рамы находится буксирное приспособление с двусторонней амортизацией. Оно рассчитано на постоянную работу с прицепом общим весом до 11,5 тонны. Рессоры передней подвески (полуэллиптические со скользящими задними концами) работают совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами двойного действия. Задняя подвеска — балансирного типа. Ее рессоры тоже полуэллиптические, со скользящими передними и задними концами. Листы рессор имеют Т-образное сечение. У нового автомобиля бездисковые колеса со съемными бортовыми и замочными кольцами. Шины — радиального типа, повышенной долговечности, размер ом 260—508Р (9,00—20), 12-слойные, с универсальным рисунком протектора. В связи с ростом интенсивности движения очень жесткие требования предъявляются к тормозным системам автомобилей и автопоездов. На КамАЗах они не уступают современным системам многих зарубежных фирм, а по некоторым параметрам превосходят их. КамАЗ снабжен несколькими системами тормозов: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Тормозные механизмы всех колес — барабанного типа с двумя колодками. Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, с раздельным действием для колес передней оси и колес задней тележки. На стоянке автомобиль удерживается тормозными механизмами колес задней тележки, которые в этом случае приводятся в действие от пружинных энергоаккумуляторов. Механизмы вспомогательного тормоза установлены в приемных трубах глушителя. Действие их основано на создании противодавления в системе выпуска газов посредством заслонок, перекрывающих проходные сечения. При аварийном отказе одной из основных систем автомобиль можно остановить запасным стояночным тормозом. Рабочими тормозами водитель управляет, нажимая на педаль, связанную рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном. Справа от его сиденья расположен кран с рукояткой стояночного тормоза. Запасная система включается вместе со стояночной, а вспомогательная — при помощи кнопочного включателя, расположенного на полу кабины под рулевой колонкой. Рулевое управление включает гидроусилитель, объединенный с рулевым механизмом. Он не только уменьшает усилие на рулевом колесе при повороте передних колес, но и смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги и, таким образом, повышает безопасность движения, позволяя сохранять контроль за направлением движения даж ев случае повреждения шины переднего колеса. У КамАЗов комфортабельная трехместная кабина с эффективными вентиляцией, отоплением, шумоизоляцией, Особое внимание обращено на облегчение труда водителя и пассивную безопасность. Сиденье имеет регулировку в продольном направлении, а также по высоте и углу наклона спинки. Оно оснащено регулируемой по жесткости торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором, Платформа у КамАЗ—5320 сделана металлической с тремя откидными бортами. По удобству и приспособленности к техническому обслуживанию автомобили КамАЗ обладают в сравнении с известными у нас грузовиками значительными преимуществами: уменьшено число точек смазки, применены самоконтрящиеся крепежные детали, повышена стабильность регулировок. Конструкция КамАЗов предусматривает возможность их эксплуатации в разных климатических условиях. Двигателю обеспечен пуск при температурах до минус 10°С без подогрева. Для более низких температур применено новое устЗЭ1©1ройство «термостарт», а на случай 40градусных морозов предусмотрены и средства предпускового подогрева охлаждающей жидкости и масла. Первые грузовики КамАЗ уже вышли из ворот завода. Их выпуск будет расти и одновременно станет расширяться ассортимент модификаций. В. БАРУН г. Набережные ЧелныТехническая характеристика бортового грузовика КамАЗ—5320 Двигатель. Число цилиндров — 8; диаметр цилиндра и ход поршня — 120 и 120 мм; рабочий объем 10.85 л; с тепеньсжатия — 17,0; мощность — 210 л. с. или 180 л. с. при 2600 об/мин. Трансмиссия. Сцепление — сухое двухдисковое. Передаточные числа делителя — 1,00 и 0,815. Передаточные числа коробки передач — 7,82; 4,03; 2,50; 1,53; 1,00 и на заднем ходу 7,33. Главная передача — д войнаяс передаточным числом в зависимости от условий эксплуатации 7,22, или 6,53, или 5,94. Шины. 260—508Р. Подвеска. З ависимаярессорнаяс гидравлическими амортизаторами. Тормоза. Колодочные, с пневматическим приводом и двухконтурной системой трубопроводов. Рулевре управление. Типа винт с гайкой на циркулирующихшарикахис гидр авлическимвстроенным усилителем. Габарит и основные размеры . Длина — 7395 мм. Ш ирина — 2500 мм. Высота (без тента на кузове или прицепе) — 2830 мм. Б аза задней тележки — 1320 мм. Колея: передних колес — 2010 мм, з адних — 1850 мм. Дорожный просвет — 385 мм. Погрузочная высота — 1370 мм. Общие данные. Колесная формула — 6 x4 . С наряженный вес — 7184 кг. Грузоп одъемность автомобиля — 8000 кг. Груз оподъемность буксируемого прицепа — 8000 кг. Грузоподъемность автопоезда — 16 000 кг. М аксимальнаяскорость автопоезда — 85 км/час. Тормозной путь для автопоездас полной нагрузкой со скорости 40 км/час — 21 м. Контрольный расход топлива для автопоезда — 35 л/100 км. З апас топлива — 170 л.ямищи